Вверх

10 крупнейших судоходных танкерных компаний

24 октября 2017 Марк Шевченко

На 1 января 2017, по данным UNCTAD, года мировой флот танкеров всех типов имел суммарный тоннаж в 636,4 млн тонн дедвейта и был представлен 14512 судами. За прошлый 2016 год он вырос по дедвейту приблизительно на 6%.

10 крупнейших судоходных танкерных компаний

Фото: лидером рынка является Teekay Group

В отличие от, например, контейнерного рынка, рынок танкерных перевозок остается весьма фрагментированным. Первая десятка танкерных судовладельцев может похвастаться флотами, которые в сумме дают всего лишь 121,8 млн тонн дедвейта, что составляет 19,14% глобального танкерного тоннажа.

Крупнейшим из владельцев танкерного флота является, бесспорно, Teekay Group. Это самый значительный глобальный перевозчик углеводородов со штаб-квартирой в Гамильтоне, Бермуды. Группа была основана в 1974 году, ее танкеры занимаются операциями в самых разных сегментах этих экологически небезопасных перевозок – LNG, сырая нефть, нефтепродукты; концерн также занимается также оффшорным бизнесом.

Весь флот конгломерата (123 танкера различных размеров) имеет суммарный тоннаж в 16 млн тонн дедвейта. В Группу входят следующие компании, акции которых торгуются на бирже США: Teekay Corporation, Teekay LNG Partners L.P, Teekay Offshore Partners L.P. и Teekay Tankers Ltd. Tanker Investments.

На втором месте – японская Mitsui O.S.K. Lines (MOL), основанная в Токио еще в 1884 году. Поначалу компания носила название OSK Lines. В 1964 году произошло слияние с Mitsui Steamship, в результате которого и появилась MOL. Собственный танкерный флот компании – это 11,3 млн тонн дедвейта, еще 3,6 млн тонн дедвейта взяты в чартер. По данным на начало 2017 года, японский гигант владеет и управляет флотом из 163 танкеров различных классов.

Третью строчку рейтинга по праву занимает иранская National Iranian Tanker Co. (NITC), приватизированная в 2009 году. Это крупнейший перевозчик нефти Среднего Востока, занятый, главным образом, транспортировкой иранской нефти на рынки мира. На компанию существенной негативное влияние оказали направленные против иранской ядерной программы санкции Запада. Еще несколько лет назад танкеры NITC использовались как нефтехранилища и стояли на приколе. Сегодня компания управляет 37 VLCC, 9 суэцмаксами, 5 афромаксами и тремя продуктовозами класса «хэндисайз». В сумме это 13,9 млн тонн дедвейта.

Акции европейской танкерной компании Euronav также котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Европейский перевозчик владеет 29 VLCC (еще два судна в настоящий момент строятся) и двумя суэцмаксами. За последние пять лет акции компании значительно упали в цене, их стоимость едва достигает половины стоимости 2012 года. Тем не менее, это все еще солидные $1,3 млрд. Стоит отметить, что компания занимается не только танкерными перевозками, но оказывает полный спектр услуг в области судоходства. Пятое место рейтинга с 12,9 млн тонн дедвейта.

Национальная судоходная компания Саудовской Аравии Bahri была основана в 1978 году. Одна из крупнейших танкерных компаний мира, сегодня ее флот насчитывает 36 VLCC для перевозок сырой нефти, в том числе один танкер, служащий плавучим нефтехранилищем, 4 судна-снабженца и 1 афрамакс. Bahri подписала соглашение с Hyundai Samho Heavy Industries (HSHI) о строительстве еще 10 VLCC со сроками поставки в 2017 – 2018 годах. Кроме того, дочернее предприятие компании Bahri Chemicals владеет еще 26 химовозами и 5 продуктовозами. Общий дедвейт флота Bahri составляет 12,8 млн тонн.

Базирующаяся в Сингапуре судоходная компания АЕТ владеет судами суммарным дедвейтом в 10,7 млн тонн. Она оперирует флотом, состоящим из 13 VLCC, 4 суэцмаксов, 49 афрамаксов и одного панамакса. Перевозчик является дочерним предприятием MISC Berhad. Компания была основана в 1994 году и в настоящее время имеет офисы в 12 странах. В свою очередь, MISC Berhad (MISC) является «дочкой» Petronas, крупнейшей нефтяной компании Малайзии.

На седьмом месте расположилась китайская China VLCC, располагающая флотом, общий дедвейт которого составляет 10,5 млн тонн. Самая молодая в списке крупнейших нефтеперевозчиков компания была основана лишь в сентябре 2014 года. В настоящий момент ее флот – это 36 VLCC. Она является совместным предприятием China Merchants Energy Shipping (CMES), у которой 51% и Sinotrans, у которой 49%. Специализируется на перевозках сырой нефти, являясь крупнейшим владельцем VLCC в Китае. То, что китайское правительство намерено наращивать перевозки сырой нефти, используя главным образом отечественных танкерных перевозчиков, обещает China VLCC быструю экспансию.

На 8-м месте - Frontline Ltd. «великого и ужасного» Фредриксена с 10,4 млн тонн дедвейта. Ключевые офисы компании находятся на Бермудах, в Индии на Филиппинах, в Либерии, Норвегии, Великобритании и Сингапуре. Напомним, что слияние Frontline Ltd и Frontline 2012 произошло в сентябре 2014 года. Имея в виду, сколько шума наделал Фредриксен в последние 30 лет, я ожидал, признаюсь, что Frontline находится ближе к вершине…

Следующую строчку рейтинга занимает российская Sovcomflot (SCF) Group 10,2 млн тонн дедвейта, крупнейший танкерный перевозчик в РФ. Специализируется на перевозке сырой нефти, в том числе, из арктических регионов. В настоящий момент располагает флотом из 145 судов, средний возраст которых составляет 8 лет. В ее распоряжении 2 VLCC, 8 суэцмаксов, 50 афрамаксов и 5 панамаксов. Сейчас компания является государственной, но по плану, должна быть приватизирована.

Замыкает список крупнейших танкерных перевозчиков греческая Maran Tankers Management (MTM), которая является частью Angelicoussis Shipping Group Limited (ASGL). МТМ была основана в 1992 году именно для управления танкерным флотом ASGL. В сущности, компания не является «чистым» владельцем танкеров для перевозки сырой нефти, но владеет также значительными балкерными мощностями, газовозами (для перевозки как LNG, так и LPG). Сегодня у нее есть 27 VLCC, 6 суэцмаксов и 3 афрамакса. Общий дедвейт танкерного флота составляет 9,5 млн тонн.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать