Вверх

100 месяцев работы терминала «Бруклин-Киев Порт»

06 июня 2017 Валентина Михайлова

За восемь лет небольшой терминал, расположенный на территории менее 3 га, стал вторым по контейнерообороту в Украине

100 месяцев работы терминала «Бруклин-Киев Порт»

В марте 2017 года исполнилось ровно 100 месяцев с начала эксплуатационной деятельности контейнерного терминала Одесского порта «Бруклин-Киев Порт». За это время обработан 1 млн TEU. «Мы миллионеры. Второй миллион теперь сделаем намного быстрее», – говорит директор компании «Бруклин-Киев Порт» Владимир Пустоваров.

Начало проекта

Владимир Афанасьевич возглавил компанию в 2006 году. В наличии тогда были только проект, чертежи будущего терминала и команда строителей, которая в первый же день работы нового руководителя выставила счета: «Плати».

В апреле 2008 года на условиях 50-процентного участия в проект вошла французская компания CMA CGM, один из трех крупнейших мировых контейнерных перевозчиков, создав холдинг, владеющий и компанией «Бруклин-Киев Порт» и расположенной рядом территорией бывшего Одесского сахарного завода. С ее помощью практически построенный терминал был оборудован двумя контейнерными перегружателями ZPMC грузоподъемностью 50 тонн каждый. И уже в октябре 2008 года принял первое судно.

Но это было только начало. Начало работ по расширению возможностей комплекса. Небольшому терминалу, расположенному на территории менее 3 га, предстояло превратиться во второй по контейнерообороту морской терминал в Украине.

Постоянных инвестиций требовала ситуация на рынке. Так, в связи с переходом контейнерных линий на крупнотоннажный флот провели дноуглубительные работы, расширили разворотный круг в акватории для приема судов длиной 300 м.

Влияние глобализации

Новые коррективы в жизнь одесского терминала внес мировой процесс глобализации контейнерных перевозок.

В середине 2015 года был создан альянс контейнерных перевозчиков Ocean 3. На линиях, в основном на пути Китай – Европа, были задействованы 132 судна, 73 из которых принадлежали CMA CGM. В конце 2016 года объединение переформатировалось в OCEAN ALLIANCE. Кроме СМА CGM Group, которая и здесь играет заглавную роль, в альянс вошли такие крупные перевозчики, как COSCO Container Lines, Evergreen Line и Orient Overseas Container Line.

Сегодня это крупнейшая в мире сеть контейнерных перевозок: 40 сервисов на линии Восток – Запад, включающих около 100 портов захода, флот из 350 судов общей вместимостью 3,5 млн TEU. 35% от общего флота альянса (119 контейнеровозов) принадлежат CMA CGM.

«Линии MAERSK и MSC объединились в другой альянс, из-за чего суда этих контейнерных гигантов больше не заходят на наш терминал, – рассказывает Владимир Пустоваров. – Однако, вопреки пессимистичным предсказаниям аналитиков, уже в начале 2016 года мы получили от этих перемен положительный результат».

До этого самый высокий показатель месячной перегрузки колебался в пределах 12-13 тыс. TEU. С февраля прошлого года он не опускается ниже 16 тыс. TEU. По итогам 2016 года темпы роста к предыдущему, 2015 году составили 70%. Обработано 198 тыс. TEU. В 2015 году – 116,7 тыс. Высокий уровень контейнерооборота сохраняется. По нашим оценкам, мы сможем завершить 2017 год с ростом как минимум на 10%, говорит Владимир Пустоваров.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов дружелюбное отношение к терминалу со стороны CMA CGM, на базе которого организован альянс линий. Для судов альянса обязательным условием являются заходы в базовые порты участников. «Но это всего один из ключевых факторов нашего успеха. Мировой опыт свидетельствует: не все «домашние» терминалы получают преимущество в судозаходах. Терминал должен соответствовать ожиданиям перевозчиков», – рассказывает Владимир Пустоваров.

Итоги восьмилетки

За восемь лет эксплуатационной деятельности «Бруклин-Киев Порт» показал свою состоятельность. «Мы предоставляем сервис высокого качества. Выполняем все те задачи, которые нам ставят. Ни одно судно не ушло с терминала недогруженным по какой-то технической причине стивидоров», – уверяет директор «Бруклин-Киев Порт».

Сегодня «Бруклин-Киев Порт» является единственным в Украине терминалом, который принимает суда прямого сервиса Юго-Восточная Азия – Черное море. Причем принимает самые большие контейнеровозы, заходящие в Черное море, длиной 300 м вместимостью более 10 тыс. TEU.

Тактика расширения

Объемы контейнерооборота превзошли проектные характеристики терминала. Корреспондент «Портов Украины» поинтересовался, как удается справляться с этим, не теряя качество?

«Дефицит территории всегда был для нас проблемой номер один. Когда пошли большие объемы, мы начали заставлять контейнерами все пространство по соседству. Пришлось даже выйти за пределы Одесского порта», – говорит Владимир Пустоваров.

Непосредственно на терминале можно единовременно складировать до 4,5 тыс. груженых TEU. Приблизительно такое же число порожняка размещено на «Евротерминале». «К сожалению, там мы можем хранить только порожние контейнеры, т. к. «сухой порт» пока не является территорией таможенного пункта пропуска. Сейчас идет работа, чтобы это обстоятельство изменить», – поясняет директор «Бруклин-Киев Порт».

С одной стороны, размещение контейнеров на внешних площадках облегчило работу, с другой – привело к дополнительным расходам. Приходится оплачивать перевозки контейнеров на причалы и с них, покрывать затраты на использование инфраструктуры порта – расстояние до «Евротерминала» почти семь километров. Но расходы компании облегчили работу экспедиторов. Они теперь могут забирать контейнеры под загрузку, не заезжая на территорию Одесского порта, а значит, экономят на этом. «Такими небольшими плюсами для партнеров мы мотивировали более активную работу экспедиторов с нашей компанией», – делится опытом Владимир Пустоваров.

«Мы серьезно продвинулись в разрешении сложностей с доставкой груза по железной дороге, – продолжает он. – У Одесского порта с этим большие проблемы. Сейчас на стадии проекта он пытается расширить свои железнодорожные пути и увеличить пропускную способность порта. Но когда грузы выстраиваются в очередь, то приходится выбирать, чему отдавать предпочтение – зерну, металлу, контейнерам… Мы довольно долго простаивали в ожидании подвижного состава».

Поэтому почти два года назад был воплощен в жизнь проект создания собственного железнодорожного участка на территории бывшего сахарного завода. Он примыкает к Одесском порту и приобретался инвесторами компании одновременно с терминалом «Бруклин-Киев Порт» с целью расширения последнего.

Реализация проекта полностью лежала на компании. «Бруклин-Киев Порт» вымостил площадку около 1 га, проложил две железнодорожные ветки по 300 м каждая, построил 100 м выставочных путей, создал отдельный участок, где у компании есть свой офис. Здесь обрабатывается подвижной состав, принимаются и готовятся к отправке по железной дороге грузы. Объем перевозок контейнеров в железнодорожном сообщении вырос до 30% и продолжает расти. Это кардинальным образом изменило качество работы терминала и предоставляемых услуг. Сейчас железнодорожная инфраструктура компании «Бруклин-Киев Порт» в части обработки контейнеров является лучшей в Одесском порту.

«Мы приступили к следующему этапу освоения территории сахарного завода. Планируем создать на 2 га площадки для хранения контейнеров. На данный момент решается вопрос изменения конфигурации Одесского порта и присоединения территории бывшего сахарного завода к портовой зоне таможенного досмотра», – делится планами Владимир Пустоваров.

Причальная линия

Для приема судов длиной 300 метров терминалу не хватает общей длины двух причалов. «Пока нас выручает соседний причал №43 компании «Бруклин-Киев», который мы арендуем, когда заходит большое судно. Для приема 300-метровых контейнеровозов был расширен не только разворотный круг. Мы в свое время продлили свои крановые пути на 43-й причал, чтобы крановые перегружатели могли полноценно работать с судном», – рассказывает Владимир Пустоваров.

Однако это не решает проблему. Если соседям надо ставить балкер под зерно, интересы сталкиваются. Поэтому давно говорится о необходимости продления причала компании «Бруклин-Киев Порт» в направлении докового пирса Одесского порта, который сегодня не востребован. Предлагается провести целый комплекс работ: убрать пирс, перенести доки и т. д. Работа большая, но в порту, в Администрации морских портов Украины все понимают важность этой работы. На недавнем совещании в АМПУ были рассмотрены технические и финансовые аспекты этого вопроса.

«Практически всю свою историю наш комплекс работает на пределе возможностей. Расширяясь, мы вновь и вновь сталкиваемся с ограниченными параметрами. Так и растем», – резюмирует Владимир Афанасьевич.

Первые пять лет своего существования компания находилась в глубоком финансовом минусе. Долго объемы вложений в «Бруклин-Киев Порт» опережали доходы, несмотря на постоянный рост перевалки. Легко вздохнули только в прошлом году, когда смогли покрыть все обязательства перед инвесторами.

«Кроме того, у нас уходит много собственных средств на развитие, – поясняет директор «Бруклин-Киев Порт». – Железнодорожную площадку мы построили за свои средства. Купили третий контейнерный перегружатель, а это около $6 млн. Теперь скорость обработки контейнеров среднеевропейская: 70-75 движений в час. Заказали и строим на базе «Конекрейнс Украина» два RTG, которые дадут возможность увеличить производительность и более рационально использовать контейнерные площадки».

Какой же может оказаться эффективность одного метра терминала? Учитывая небольшую площадь, результаты могу оказаться впечатляющими. «Не исключаю, что пересчет обработанных грузов или доходов на метр площади покажет: терминал «Бруклин-Киев Порт» – самый эффективный контейнерный терминал Украины, – предполагает Владимир Пустоваров. – По объемам перевалки мы уступаем только терминалу «КТО», у которого значительно больше площадей. По доходам можно судить по налоговым отчислениям в первом квартале 2017 года – 13,3 млн гривен».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать