Вверх

7 тезисов Вецкаганса о портовой отрасли Украины

12 октября 2017

Руководитель ГП «Администрация морских портов Украины» Райвис Вецкаганс на ХІ Международном «Черноморском контейнерном саммите – 2017» рассказал о ключевых трендах отрасли. «Порты Украины» публикуют основные мысли его доклада.

7 тезисов Вецкаганса о портовой отрасли Украины

Вложения капитала

В 2016 году капитальные инвестиции Администрации морских портов составили 650 млн грн. Это несколько больше, чем в предыдущем году, но этого недостаточно. Мы пытаемся сделать все, чтобы в будущем эта цифра увеличилась.

Согласно финансовому плану на 2017 год, планировалось инвестировать почти 4 млрд грн. К сожалению, сегодня могу констатировать: запланированную сумму мы не освоим. Это связано с тем, что, во-первых, очень большая бюрократия согласования строительных проектов. А во-вторых с тем, что финансовый план нам утвердили только в июле этого года. Но я надеюсь, что в итоге мы сможем в 2017 году сделать самые большие инвестиции за период существования АМПУ.

На стадии реализации наш крупнейший инвестиционный проект – дноуглубление в порту «Южный», где сегодня работает более 20 плавсредств. Параллельно мы занимаемся углублением в Николаеве, делали ремчерпание в Одессе, проводим тендеры для работы в порту «Черноморск». Таким образом, мы довольно успешно осуществляем выход на заявленные в портах паспортные глубины. Также осуществляется реконструкция гидротехнических сооружений. В большей степени это касается проектов в Одесском порту.

Узкие места

В этой работе для меня и моей команды главная задача – обозначить узкие места и определить в связи с этим основные направления деятельности. Я имею в виду, прежде всего, узкие горлышки, которые создает для продвижения грузов в сторону портов, несовершенная инфраструктура железных, автомобильных дорог. Мощности перевалки портов должны соответствовать пропускным способностям подъездных дорог к портам. По этим вопросам у нас много дискуссий, которые подходят к завершению: правительство Украины поставило перед нами задачу до конца сентября обновить стратегию развития транспортной отрасли.

АМПУ – довольно прибыльная организация. Ее доходы в 2016 году составили почти 8,5 млрд грн, в основном за счет портовых сборов, предоставлении услуг доступа к причалу. Чистая прибыль – 3,8 млрд грн. Платежи в бюджет (в виде дивидендов и налогов на прибыль, НДС и т.д.) – более 4,5 млрд грн, больше 60% от доходов. Это очень большая доля. Еще одна проблема – высокие портовые сборы.

Мы совместно со Всемирным банком занимаемся обновлением методологии учета портовых сборов. В частности, рассматривается модель расчета, основанная на базовой себестоимости плюс инвестиционная составляющая по портам. До завершения этой работы, буквально накануне контейнерного саммита, состоялось заседание Кабинета министров, который как промежуточный вариант принял решение о снижении портовых сборов до 20%. При этом он основывался на действующей методологии определения портовых сборов. Поставлена задача до 1 ноября 2017 года уже на уровне приказов Министерства инфраструктуры дать практическую жизнь этому документу.

Параллельно было принято решение, что в следующем финансовом году в бюджет будет заложено снижение доли отчисляемых с прибыли АМПУ дивидендов с 75% до 50%. Это немаловажно, так как остающиеся 25% прибыли не позволяют в полной мере инвестировать в стратегическую портовую инфраструктуру – в каналы, акватории и т. п. Принятое Кабмином решение как-то выравнивает ситуацию, дает и нам возможность инвестировать, и бизнес получает снижение сборов.

Контейнерный рынок

Как известно, в АМПУ входят 13 морских портов. В трех из них расположены пять контейнерных терминалов, среди них один неработающий. Общая годовая мощность терминалов, по нашим подсчетам, составляет больше 3 млн TEU. В 2017 году было перевалено всего 580 тыс. TEU. Тема контейнерного бизнеса для меня близка, поскольку в свое время я был руководителем контейнерного терминала, занимался планами развития, покупкой оборудования, привлечением клиентов. Я хорошо понимаю, насколько трудно привлекать бизнес к сотрудничеству с терминалами.

Тем более, что контейнерный рынок и его обороты в портах полностью связаны с экономической ситуацией в стране. С 2013 года ВВП Украины сократился почти в два раза, со $180 млрд до $93 млрд в 2016 году. Аналогичные тенденции мы видим по показателям внешней торговли.

Динамика покупательской способности населения Украины также имеет тенденции к падению. Заработная плата растет медленнее инфляции, которая за последние 10 лет увеличилась почти на 370%. Как результат, объемы импорта уменьшаются по всей номенклатуре грузопотоков. Только большой объем украинского экспорта дает определенную стабильность грузообороту, меньше подвержен колебаниям.

Тенденции года

По итогам работы за восемь месяцев этого года порты страны увеличили объемы перевалки на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Я надеюсь, что через год этот прирост будет еще больше.

Также наблюдается определенный прирост в контейнерном бизнесе. В первом полугодии 2017 года обработка контейнеров увеличилась на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это связано со многими факторами: это некоторый рост экономики Украины, приход новых игроков, которые могут, я уверен, влиять на увеличение грузопотоков. Но главное, – возвращение позитивной динамики. Я надеюсь, что наши контейнерные операторы смогут удерживать этот прирост и в дальнейшем увеличивать темпы роста. В какой-то мере решение о снижении портовых сборов будет этому способствовать.

Доходы АМПУ в 2016 году составили почти 8,5 млрд грн. Чистая прибыль – 3,8 млрд грн

Как я уже говорил, из пяти контейнерных терминалов Украины работают только четыре. В порту «Черноморск» соседствуют два контейнерных терминала. Один в Ильичевском рыбном порту продолжает развиваться, в ГП «Морской торговый порт Черноморск» контейнерный терминал простаивает.

Перспективы «Черноморска»

С приходом в «Черноморск» гонконгской компании Hutchison Ports, я думаю, в будущем может быть обеспечен определенный прирост объемов перевалки контейнеров. Как вы знаете, привлечение такого крупного иностранного инвестора – одно из приоритетных направлений работы Министерства инфраструктуры Украины.

Хотелось бы здесь обозначить: я позитивно настроен на приход таких инвесторов. Это увеличивает конкуренцию, которая в свою очередь ведет к снижению ставок. Обработка контейнеров для наших экспедиторов и грузовладельцев должна стать дешевле.

Мы можем, конечно, задаваться вопросом, зачем порту «Черноморск» инвестор, если контейнерный терминал, на который претендует компания Hutchison Ports, в хорошем состоянии, там всего 20% утилизации. Но я предлагаю посмотреть на это с точки зрения позитива. Во-первых, у нас есть терминал, активы, технологии, специалисты – более 700 человек, которые работали на этом терминале. И наша задача – находить новый бизнес, чтобы увеличивать имеющиеся активы; находить инвесторов, в том числе в контейнерный бизнес, чтобы вывести из кризиса неконкурентоспособные государственные порты. А в порту «Черноморск» работает больше 4,5 тысячи человек. Мы ведем консультации с профсоюзом этого порта, чтобы все-таки иностранный инвестор входил в порт при определенных обязательствах по привлечению конкретного грузопотока, по социальным гарантиям для сотрудников. Я очень надеюсь, что до конца года потенциальный инвестор выйдет с заявлением на конкурс аренды. При этом условия для всех участников конкурса будут равные и, однозначно, не будет никаких эксклюзивных условий для отдельных компаний.

Грузопотоки

Есть опасения перетягивания грузопотоков новым инвестором. Конечно же, мы не хотим, чтобы грузопоток из Одессы перешел в «Черноморск». Но большие международные компании имеют, я думаю, возможность перераспределять в сторону Украины грузопотоки, идущие по транспортным коридорам вне нашей страны. Например, сегодня основной транзит составляют грузы из Молдовы, куда они заходят, возможно, через Гданьск или другие города Европы. Мы можем попробовать затянуть больших контейнерных операторов в Украину, например удлинив транзитный коридор. Поэтому, несмотря на то, что с приходом Hutchison Ports может произойти некоторое перераспределение грузопотока внутри терминалов страны, я считаю, что появление такого инвестора надо приветствовать.

Хотел бы обратить внимание на опыт работы контейнерного терминала в порту «Южный». В компании «ТИС» ищут и находят пути дальнейшего улучшения сервиса, в том числе занимаются развитием железных дорог, автодорог, созданием новых инновационных схем движения и т. д. База клиентов у «ТИС – Контейнерный терминал», может быть, не такая и большая, как у их коллег из других портов Большой Одессы, но я думаю, что перспективы у этого терминала есть. Потому что это частный терминал.

Все частные контейнерные терминалы страны работают эффективно. Со своей стороны АМПУ совместно с транспортным комитетом ВР работает над изменением нормативной базы. Надеемся, что до конца года нам удастся принять определенные изменения в «Закон о портах Украины», которые как минимум дадут нам возможность упрощения регуляций, что улучшит бизнес-климат.

Прогноз

Что касается перспектив развития контейнерных перевозок в Украине. Основываясь на отчете МВФ, АМПУ сделала прогноз до 2025 года. Согласно оптимистическому сценарию рост перевалки составит 7%, пессимистическому –0,5%.

Мой личный прогноз – подъем будет колебаться между показателями оптимистического и вероятного (+3%) сценариев. В любом случае перевалка будет расти.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать