Вверх

Что хорошо для судовладельцев, то зернотрейдерам смерть

26 декабря 2017 Марк Шевченко

Расходы на транспортировку грузов растут по всему миру, что ставит в непростое положение зернотрейдеров. Причина «головной боли последних» - рост фрахтовых ставок на перевозку железной руды и стали. Об этом сообщает Bloomberg

Что хорошо для судовладельцев, то зернотрейдерам смерть

Стоимость перевозки почти всех сухих навалочных грузов - от удобрений до соли - увеличилась с июля; фрахтовый индекс Baltic Exchange вырос в Лондоне до самого высокого за почти четыре года уровня. Это ралли было инспирировано ненасытным спросом Китая на уголь и железную руду, результатом которого стал более чем троекратный рост индекса для судов класса «кейпсайз», доминирующих при перевозках именно угля и руды.

Это плохая новость для аграрных трейдеров, которые уже много лет борются с проблемой, вызванной, по сути, кризисом перепроизводства: им приходится платить больше за транспортировку сельскохозяйственных культур в то время, когда они едва ли могут себе это позволить. Механизм очевиден – в ситуации больших урожаев перевести требуется большие объемы. При этом судовладельцы, «разжиревшие» на рудном или угольном фрахте, готовы перевозить зерно лишь по ставкам, которые делают такие перевозки слишком дорогими для зерновых экспортеров.

«Спрос на контейнерные суда в Тихом океане остается очень оживленным, отчасти из-за Китая», - сказал Александр Каравайцев, экономист International Grains Council. «Маленькие суда, так называемые панамаксы, супрамаксы и хэндисайзы, которые также используются для перевозки хлебных грузов, пользуются повышенным спросом потому, что доступ к более крупным судам ограничен еще и в Атлантике», - добавил он.

Рынок перевозок сырьевых товаров, дойдя до своего низшего уровня, теперь восстанавливаются благодаря грузопотокам железной руды и угля, которые в этом году растут в объемах впервые с 2014 года. Причем, происходит это в то время, когда рост глобального флота балкерных судов значительно замедлился.

В целом, портфолио мировых судоверфей по сухогрузам, танкерам и контейнеровозам находятся по историческим меркам на весьма низком уровне, говорится в сообщении компании аналитиков Hartland Shipping Services, приводящем данные Clarkson Research. Речь идет о всего 8% сухого тоннажа уже имеющегося глобального флота. В последний раз этот уровень снижался ниже 10% в октябре 2002 года, всего через два года после того, как отрасль пережила рекордный бум.

Индекс лондонской фрахтовой биржи для сухого тоннажа (Baltic Dry Index) в среднем составил в 2017 году 1127 пунктов. Для балкерного судоходства это был лучший год для из последних четырех.

Сельскохозяйственным трейдерам все труднее «переваривать» растущую стоимость фрахта

В первую очередь, следует сказать спасибо Китаю. Глобальные перевозки железной руды и угля выросли в этом году на 5,3% до 2,69 млрд. метрических тонн, причем примерно половина этого объема была перевезена именно в эту страну (по данным Clarkson Research Services Ltd). Имея в виду, что флот кейпсайзов вырос всего на 3,2% за год, степень использования судов всех классов, включая самые маленькие, выросла – а вместе с нею и ставки.

В чем проблема для зернотрейдеров?

Сельскохозяйственным трейдерам все труднее «переваривать» растущую стоимость фрахта, поскольку цены на сельскохозяйственные культуры подрываются избыточным предложением. Согласно самым последним данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (United Nations’ Food & Agriculture Organization), сделанным в начале декабря, мировые запасы зерна в этом сезоне вырастут (их увеличение наблюдается уже пятый год подряд) до рекордного уровня в 726 миллионов тонн. Это превышает прошлогодний рекорд и на 7 миллионов тонн выше прогноза предыдущего месяца.

Что касается рынка судоходства, перевозки сельскохозяйственной продукции – просто ничто по сравнению с объемами сырья для нужд тяжелой промышленности. Зерновые и масличные культуры составляют менее 10% всех сухогрузов, в то время как доля угля и железной руды – около половины.

Перепроизводство зерновых привело к тому, что сельскохозяйственный суб-индекс Bloomberg снизился на две трети по сравнению с пиковым уровнем, достигнутым два десятилетия назад. Проблемы у всех, даже у «гигантов», для которых нашлась подходящая аббревиатура ABCD (Archer-Daniels-Midland Co., Bunge Ltd., Cargill Inc. и Louis Dreyfus Co.). В этом году в таких торговых домах, как ADM и Louis Dreyfus, по крайней мере 40 старших руководителей покинули свои посты. В июле ADM объявила о сокращении рабочих мест – подведя разочаровывающий баланс своих прибылей и убытков в результате торговых операций первого полугодия. Bunge объявила о программе сокращения расходов на сумму $250 млн, в то время как Louis Dreyfus и Cargill продали часть своих активов на фоне сложных рыночных условий.

Ситуация с фрахтовыми ставками складывается для зернотрейдеров неблагоприятно, поскольку фрахт стал постоянно растущей составляющей цены экспортного зерна. В этом году стоимость доставки в среднем достигает 11% от средней цены на торгах, отслеживаемых International Grains Council – самый высокий уровень транспортных расходов за последние 7 лет. В 2006 году он равнялся 8,5%. Понятно, что на операционную маржу экспортеров это оказывает негативное влияние. Естественно, что те трейдеры, которые находятся дальше от своих покупателей, почувствуют, что их конкурентоспособность ослабевает, говорится в отчете Rabobank International. «Ряд покупателей становятся все более
чувствительными к цене. Поэтому они предпочитают покупать зерно там, где предлагают более дешевую транспортировку», - говорит Каравайцев.

У горнодобывающих компаний, между тем, этих проблем нет: им удалось, в основном, передать покупателям свои возросшие фрахтовые счета. Кстати, мировое производство стали в октябре достигло рекордных 145,3 млн тонн, согласно данным Всемирной ассоциации стали, причем половина этого объема была произведена в Китае. В начале декабря акции производителей железной руды начали вновь расти, поскольку введенные Китаем ограничения экологического характера заставляют китайских же производителей приобретать высокосортную руду за рубежом.

В последнем квартале года, по прогнозам, объем перевезенного сырья для нужд глобальной сталелитейной промышленности составит 317,6 млн тонн – трехмесячный рекорд по крайней мере с 1-го квартала 2015 года. По прогнозам Clarkson, стоит ожидать рекордных цифр и за полный 2017 год.

Растет и торговля зерном, но перепроизводство зерновых культур, таких, как пшеница и кукуруза, означает, что экспортеры не смогут «поделиться» стоимостью фрахта со своими клиентами, подобно тому, как это делают производители железной руды и угля.

«По мере того, как ставки на кейпсайзы достигают новых максимумов, стоимость фрахта судов меньшего размера будут также расти, что повлияет в дальнейшем на положение зернотрейдеров», - сказал Оскар Тьякра, старший аналитик по зерновым и масличным культурам Rabobank в сингапурском офисе. «Для ABCD операционная маржа остается очень низкой; им придется конкурировать, экспортируя на более близкие расстояния».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать