Вверх

Динамика перевалки контейнеров снова ушла в минус: причны

27 ноября 2017 Наталья Рыженкова

За девять месяцев 2017 года отечественные порты перевалили чуть более полумиллиона контейнеров

Динамика перевалки контейнеров снова ушла в минус: причны

В январе-сентябре 2017 года на контейнерных терминалах Украины переработано 513 447 TEU. Это на 1,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Спад произошел в основном за счет уменьшения импортного потока контейнеров на 3%. Экспортный поток прибавил всего 0,1%. Баланс экспортных и импортных грузопотоков сохраняется на уровне менее трех тысяч – 2896 TEU. Сокращение импорта контейнеров – результат падения курса гривни и снижения покупательской способности населения.

Порты и терминалы

Более 72% украинского контейнерооборота перерабатываются в Одесском порту. Выросла доля Ильичевского морского рыбного порта и составила 18,1%. Доля порта «Южный» в общем грузопотоке сократилась до 9,6%. Морской порт «Черноморск», прекративший переработку контейнеров в сентябре прошлого года, обработал с начала 2017 года всего 14 TEU.

За 9 месяцев 2017 года на терминалах Одесского порта переработано 371 184 TEU (+2,2%). Неизменный лидер перевалки в порту, как, впрочем, и во всей Украине, – «Контейнерный терминал Одесса» («КТО»). Через его причалы проходят 41,2% всего контейнерного потока, обрабатываемого в Украине, что составило по итогам 9 месяцев 211 608 TEU (-0,7%).

Портрет лидера

Строительство и развитие двух современных контейнерных терминалов позволяет оператору «КТО» принимать под обработку одновременно четыре контейнеровоза. С начала 2016 года «КТО» активно использует мощности своего нового контейнерного терминала на Карантинном молу. За этот период на новых причалах терминала обработано более 270 контейнеровозов.

В сентябре 2017 года в Одесском порту состоялась рабочая встреча украинских и немецких инженеров, посвященная техническим и юридическим аспектам окончания строительства оградительного волнолома нового контейнерного терминала «КТО» на Карантинном моле. Еще в апреле 2014 года оградительный волнолом длиной 900 м частично был затоплен, железобетонные конструкции волнолома на участке 180 м накренились и ушли под воду. В результате его строительство было приостановлено.

Так как проект предусматривает эксплуатацию причалов вне зависимости от завершения работ по возведению волнолома, что подтверждено разрешительными документами ГАСК и Регистра судоходства Украины, терминал продолжил обработку контейнеров.

АМПУ со своей стороны взяла обязательства завершить строительство и ввести в эксплуатацию волнолом длиной не менее 900 м до 31 декабря 2021 года. Для завершения строительства волнолома и проведения дноуглубительных работ между АМПУ и Министерством транспорта Германии подписан протокол о возможности привлечения межгосударственного кредита немецкого банка развития.

Группа успешных

Второй терминал в Одесском порту «Бруклин-Киев Порт» нарастил перевалку на 6,3%, до 159 876 TEU. По объемам переработки контейнеров в Украине терминал уступает только оператору «КТО». Доля терминала в общем контейнерообороте выросла с 28,9% в 2016 году до 31,1% в 2017-м.

Наибольшие темпы роста контейнерной перевалки – у Ильичевского морского рыбного порта. Всего за 9 месяцев 2017 года на его причалах было обработано 92 868 TEU (+19,2%).

Ильичевский рыбный порт сегодня обрабатывает суда всех контейнерных перевозчиков, заходивших раннее в морской торговый порт «Черноморск». Доля Ильичевского рыбного порта в общем контейнерообороте Украины продолжает расти. В настоящее время она составляет 18,1%.

Контейнерный терминал в порту «Южном» – «ТИС КТ», новейший контейнерный терминал Украины, имеющий самый глубоководный (16 м) и самый длинный (470 м) контейнерный причал в стране – переработал с января по сентябрь 49 046 TEU. Терминал потерял 20,4% контейнерных грузов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В результате его доля в общем контейнерообороте украинских портов сократилась до 9,6%.

Экспресс на Днепр

6 сентября 2017 года между контейнерным терминалом «ТИС» и Днепровским речным портом был запущен еженедельный круговой контейнерный поезд. Это совместный проект компании «ТИС» с Укрречфлотом и Maersк Line. В тестовом режиме  поезд начал работать еще в мае 2017 года. Для запуска поезда на контейнерном терминале дополнительно построили 16 км железнодорожных путей.

Емкость одного контейнерного состава составляет 100 TEU. Дистанцию в 630 км поезд преодолевает за 19 часов, что в четыре раза быстрее времени обычных поставок по железной дороге. Операции по погрузке-выгрузке контейнеров с железнодорожных платформ, а также отправка и прием поезда полной длины в портах «ТИС» и Днипро составляют менее суток. К тому же, собственники груза получают значительную экономию на логистике. Использование железнодорожного транспорта вместо автомобильного на маршруте «ТИС» – Днепр – «ТИС» позволит грузовладельцам удешевить контейнерные перевозки на 30-50%.

В ближайшее время планируется проложить аналогичный маршрут в Киев, создав таким образом «треугольник» между Киевом, Днепром и Одессой. Почти закончен проект внедрения перевозки на поезде рефрижераторных контейнеров.

Сегодня перевозка больших объемов контейнеров поездами – общемировой тренд. На долю такого способа транспортировки в некоторых европейских портах приходится до 60%. В Украине объем перевозок контейнеров поездами ничтожно мал – до 5% всех контейнеров.

Груженые и порожние

В структуре украинского контейнерооборота соотношение груженых и порожних составляет 80% и 20% соответственно. Груженых контейнеров стали перевозить на 3,1% больше, в то время как порожних – на 16,3% меньше.

Доли груженых в импорте и экспорте приблизительно равны – 81,3% против 78,8%. В то же время объемы порожних контейнеров в импорте сократились почти вдвое, в экспорте выросли в 1,6 раза.

По прогнозам АМПУ, грузооборот контейнеров через порты Украины до 2025 года при наиболее вероятном сценарии может вырасти на треть – до 756 тыс. TEU.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать