Вверх

Доминирование тройки: обзор рынка контейнерных перевозчиков

28 апреля 2017 Марк Шевченко

Большая тройка контейнерных перевозчиков начала работу. Доля независимых операторов на рынке морской транспортировки контейнеров сокращается

Доминирование тройки: обзор рынка контейнерных перевозчиков

На сайте публикуется сокращенная версия. Полную версию материала, а также статистические данные и таблицы по этой теме читайте в печатной версии журнала "Порты Украины" (апрель, 2017)

С 1 апреля 2017 года на рынке глобальных контейнерных перевозок доминируют три альянса операторов. На их долю приходится 77,2% мировой вместимости контейнерного флота. Если же говорить о важнейшем трейде Восток – Запад, то 96%. Без знания того, что они собой представляют и какой рыночный вес имеют, понимание глобальных контейнерных перевозок невозможно.

Альянсы теснят конкурентов

Аналитики Drewry проанализировали, какой вид приобрела сеть сервисов трех крупнейших альянсов перевозчиков, сравнив количество портов, в которые совершаются судозаходы, количество судов и сервисов на важнейших трейдах, контейнеровместимость флотов, а также примерную долю рынка компаний-участников на различных направлениях перевозок.

В результате анализа выяснилось, что доля независимых перевозчиков на важнейшем направлении морской транспортировки контейнеров вполне может оказаться пренебрегаемо малой в самом скором будущем. На трейде Дальний Восток – Европа это уже произошло.

Альянс 2М

Крупнейший из альянсов, функционировавших в 2016 году, альянс 2М образован двумя линиями – лидерами рынка, датской Maersk Line и швейцарской MSC. Суммарная контейнеровместимость задействованных в альянсе флотов составляет более 6 млн TEU, и это примерно 29,5% глобальной контейнеровместимости.

Напомним, что Maersk в конце 2016 года объявила о слиянии с компанией Hamburg Süd, но сроки завершения сделки передвинуты на 31 мая, поскольку ряд вопросов регуляторного характера еще предстоит разрешить. Если соответствующие органы слияние одобрят, рыночная доля альянса увеличится до 33,4%.

Переговоры с НММ о присоединении южнокорейского перевозчика к альянсу закончились частичным успехом для этой компании: подписано соглашение VSA, что можно оценивать как ассоциативное членство в альянсе. НММ покупает по соглашению слоты на маршрутах, соединяющих Азию и Северную Европу, Средиземноморье и Восточное побережье Северной Америки. Maersk и MSC контролируют часть судов, которыми оперирует НММ на трейдах Азия – Европа и Азия – Восточное побережье США.

Альянс 2М представлен на мировом рынке контейнерных перевозок 25 еженедельными сервисами. Из этого количества 6 сервисов на трейде Азия – Северная Европа, 4 сервиса – на трейде Азия – Средиземное море, по 5 сервисов связали Азию с Восточным и Западным побережьями Северной Америки. Судозаходы осуществляются в 75 портов мира. Объединенный флот альянса – это 223 контейнерных судна. По этому параметру 2М уступает конкурентам, но нужно иметь в виду, что речь идет о самых крупных судах из эксплуатируемых на глобальном рынке. Их суммарная контейнеровместимость превышает контейнеровместимость флотов конкурентов.

Ocean Alliance

Данный консорциум объединяет судоходные линии, занимающие третью, четвертую, пятую и девятую позиции в рейтинге контейнерных перевозчиков мира. Возникновение альянса оценивается аналитиками как восстанавливающий баланс ответ на рыночное доминирование 2М в минувшем году. Вслед за объявлением о создании альянса пришло сообщение о приобретении CMA CGM компании Neptune Orient Lines и консолидации принадлежащих французам брендов APL, USL, и ANL. Кроме того, произошло слияние СOSCO и China Shipping.

Под контролем Ocean Alliance сегодня находится флот общей контейнеровместимостью в 5,5 млн TEU, что составляет 26% глобальной мощности. Доля Альянса на транстихоокеанском трейде составляет 41,43%, на трейде Азия – Европа – 34,86%.

По общей контейнеровместимости задействованного флота Ocean Alliance уступает 2М, но если говорить о количестве сервисов, то здесь у него преимущество: на глобальном рынке представлено 40 еженедельных сервисов Альянса. На трейде Азия – Северная Европа функционируют 6 сервисов, на трейде Азия – Средиземное море – 4 сервиса. Подавляющая мощь сосредоточена на трейдах Азия – Западное побережье Северной Америки и Азия – Восточное побережье Северной Америки (13 и 7 соответственно). Кроме того, из трех консорциумов лишь Ocean Alliance достаточно представлен на трейде Азия – Средний Восток: семь сервисов против одного у THE Alliance и при отсутствии таковых у 2М.

Судозаходы осуществляются в 95 портов мира. Добавим, что по количеству поставленных на сервисы судов Ocean Alliance превосходит прочие консорциумы с запасом ‒ 323 единицы.

THE Alliance

THE – еще один альянс, появление которого свидетельствует о тенденции к большей консолидации в индустрии контейнерных перевозок. При этом участники альянса и по отдельности приобретают все больший глобальный рыночный вес. Так, всего полтора месяца остается до окончательного слияния Hapag-Lloyd с арабской UASC (разумеется, если сделка будет одобрена регулирующими органами). Напомним, что флот UASC – это примерно 2,3% глобальной контейнеровместимости. Кроме того, три участвующих в консорциуме японских перевозчика также заговорили о слиянии, что может привести к появлению шесто-го по величине глобального контейнерного оператора.

Сегодня флоты участников THE Alliance – это 16% глобальной контейнеровместимости. На транстихоокеанском трейде рыночная доля Альянса составляет 28,68%, а на трейде Азия – Европа – 23,41%.

Всего THE Alliance предоставил клиентам услуги 32 еженедельных сервисов, в том числе: на трейде Азия – Северная Европа функционируют 5 сервисов, на трейде Азия – Средиземноморье – 3 сервиса, на трейде Азия – Западное побережье Северной Америки – 11 сервисов, на трейде Азия – Атлантическое побережье Северной Америки – 5 сервисов. Судозаходы совершаются в 78 портов мира, а количество поставленных на сервисы судов составляет 241 единицу.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать