Вверх

Есть интерес к концессии Скадовского порта - интервью

03 ноября 2016 Андрей Муравский

И.о. директора ГП «Скадовский морской торговый порт» Карина Щеглова в интервью «Портам Украины» рассказывает, какие частные компании хотят работать в порту и есть ли у предприятия перспективы.

Есть интерес к концессии Скадовского порта - интервью

Скадовский порт пытается восстановить паромную линию с турецким портом Зонгулдак. С начала аннексии Крыма компания «Анрустранс» полностью остановила линию Скадовск-Зонгулдак -Скадовск. За последние 2,5 года было только несколько заходов. И вот 20 октября сюда прибыл паром Tuna-1, который доставил 14 фур и 350 тонн груза, установленного на паллеты. В обратном направлении судно отправилось 24 октября, загрузив 12 фур с трубами, пиломатериалами, моторным маслом и другими грузами. О перспективах линии и самого порта «Портам Украины» рассказывает и.о. директора ГП «Скадовский морской торговый порт» Карина Щеглова.

Скадовский МТП выглядит довольно угрюмо: маленький, с одним только краном, обветшалые здания… За счет чего выживаете?

Скадовск – это порт, который находится в стороне от основных транспортных магистралей центральной части Украины. С ним нет железнодорожного сообщения, что важно для грузоотправителей. Глубины здесь небольшие – до 6 метров паспортные, а реальные на порядок ниже, от 3,6 до 4,0. На территории нет складов для хранения грузов. Из пяти причалов два выведены из эксплуатации, перевалка грузов осуществляется в основном на причале № 1 и № 3. Все причалы находятся  на балансе Скадовского филиала ДП «АМПУ», большинство из них требуют ремонта и проведения углубления.

Читайте также Порт Скадовск: как принимали первый паром в этом году

Еще один минус – это отсутствие перегрузочной техники, кран у нас только один, «Альбатрос», грузоподъемностью 16 тонн. В настоящее время он работает на перевалке металлолома. Сейчас  на причале готова к отгрузке одна партия металлолома. Грузоотправители ожидают повышение стоимости на турецком рынке. Пока идет оплата только за хранение. В порту металлолом начали обрабатывать только с апреля 2015 года.

При ваших глубинах нужны скорее более легкие грузы, вроде жмыха или щепы.

Да, интерес у местных аграриев есть. К нам обращалось немало компаний-грузовладельцев. Жмых, шрот, рис, зерно. Поступила заявка на перевалку жмыха подсолнечника. Это тот груз, который завозится  в порт машинами, а не вагонами, и в основном из нашего региона.

И мы провели уже переговоры с зерновиками и «рисовиками». Были подписаны меморандумы с производителями о перевалке зерновых грузов через наш порт. Херсонщина – аграрный регион, и в этом случае у порта выгодное расположение. Небольшие партии судами до пяти тысяч тонн можно отправлять через наш порт.

Но отсутствие крытых складов в настоящее время не позволяет обрабатывать подобные грузы, поэтому  наша задача привлечь инвестора, для строительства зернового склада к новому урожаю 2017 года. Нам уже делают проект универсального склада ангарного типа на 5 тыс. тонн.  

"Отсутствие крытых складов в настоящее время не позволяет обрабатывать аграрные грузы"

Своими силами не получится склад построить?

Нет, того, что мы сегодня зарабатываем, хватает только на выплату заработной платы. Также порт имеет задолженность перед бюджетом, долг по возвратной  финпомощи от предприятий отрасли и кредиторскую задолженность прошлый лет.

Я пришла 4 года назад первым замом директора, а руковожу портом уже 3,5 года. И до сих пор сталкиваюсь с какими-то скелетами в шкафу. В 2007 году был расконсервирован портопункт Хорлы. Взяли у частной компании около 500 тыс. долл. финансовой помощи, которая не была погашена, а порт на сегодняшний день остается заложником подобных решений. Так же было создано незаконное образование ДП «Хорловский портопункт» (у нас есть такое подразделение, но без права создания юрлица). Два пятитонных крана перегнали туда, создав проблемы и долги по налогообложению. А сегодня мы совместно с  прокуратурой, СБУ пытаемся через суды ликвидировать это предприятие.

Скадовский порт самостоятельно никогда не сможет выйти из того пике, в котором он находится. И три года назад мы понимали, что государство не будет инвестором. Поэтому наша цель – это найти инвестора, и в рамках государственно-частного партнерства возродить порт.

Шли как-то разговоры, чтобы присоединить Скадовский порт к Херсонскому МТП. Но сейчас его готовят к концессии, и убытки ему явно не к чему…

Нет, к ХМТП точно не будут присоединять. По этому вопросу МИУ приняло уже решение. Хотя долги не столь значительны, порт мог бы их рассрочить. Фонд заработной платы у нас 10-12 тыс. долл. У нас всего 60 человек работает. Количество не увеличиваем…

Карина Щеглова отвечает на телефонный звонок.

… Отлично, вот только что сообщили, что есть судебное решение – нам рассрочку дали на уплату налогового долга, на  пять лет. Вообще, у нас со всеми нормальные отношения, к нам относятся с пониманием. Люди видят, что мы хотя и мелкими частями, но отдаем долги. Мы стараемся покупать все самое дешевое, работы максимально выполняем своими силами.

Сейчас вы стараетесь восстановить паромное сообщение с Турцией. Вот пришел уже из Зонгулдака первый с декабря прошлого года груженый паром. Насколько улучшить ситуацию может восстановление паромной линии?

Каждый такой судозаход – это несколько тысяч долларов заработка за перевалку грузов. Понятно, что для нас это очень перспективно. Мы очень ждем увеличения количества судозаходов, хотя бы два парома в неделю, но для этого нужно еще много сделать работы.

Есть турецкая компания, у которой два парома – один грузовой, второй грузопассажирский. Пытаемся уговорить работать именно на этой линии. Инвестор готов платить за аренду паромов.

"Турецкая компания GN Group, готова  развивать это направление в Скадовском порту"

Но помимо этого, та же компания, которая запускает эту паромную линию, планирует инвестировать и в строительство склада. Говорят о контейнерах, турецкая компания GN Group готова  развивать это направление в Скадовском порту, в их оперировании  есть флот под мелкие партии около 150-180 TEU. Есть интерес даже в концессию порт взять. Но концессия это очень длительная процедура. Мы столько ждать не можем, инвестиции нужны уже «вчера», поэтому вместе с министерством, я надеюсь, мы найдем возможные пути решения.

В настоящее время с компанией «Страттон Оакмонт» готовим пошаговый план развития порта в котором они выразили желание участвовать  как инвесторы.

А почему заинтересовались именно Скадовском? Скажем, в Черноморске паромная переправа недогружена. Этим летом паромов не хватало из-за проблем с проездом украинских фур через территорию России…

Я так понимаю, что люди хотят работать конкретно в порту, где нет других операторов паромной линии, а также с чистого листа развивать другие направления.  А здесь портовые сборы и стоимость экспедиторских услуг куда ниже, чем в Черноморске. Как только будет налажена линия, машины пойдут.  Нам активно помогают наши партнеры компания «Инфлот», они сегодня как и 20 лет назад вместе с портом стоят у истоков открытия ро-ро линии.

Это ведь уже не первая попытка восстановить паромную линию с 2014-го года. Почему не сложилось с предыдущими игроками?

В первую очередь турецкие компании ушли с линии из-за отсутствия глубин. Более 10 лет не велось дноуглубление. Благодаря поддержке и распоряжению министерства, Администрация морских портов была готова провести работы еще в мае 2014 года, однако мы встретили сопротивление районной власти, получив разрешение только на осень, из-за предубеждения, что углубление сорвет летний сезон. Но пока дноуглубление закончили, одна компания продала свой флот, а вторая начала работать через Черноморск. В ноябре уже были подписаны все контракты, и никто в таком случае коней на переправе менять не будет. Там затраты выше, но они уже оттуда не уйдут.

После аннексии Крыма и в связи с эскалацией конфликта между Россией и Турцией  мы прилагали максимум усилий дабы привлечь турецких судовладельцев с ро-ро судами. Но рынок Украины не такой объемный, как российский, так что они не решились сюда идти. Раньше значительная часть автомобилей TIR,  проходящих через Скадовский порт, шла транзитом на Россию. Сейчас с началом работы линии более 50% машин – белорусский транзит.

Но ведь дноуглубление АМПУ в конце 2014-го года все-таки провела.

Да, конечно, только судовладельцы не стали ждать, начав работать в Черноморске. А относительно глубин – так сейчас у нас с ними снова не все гладко, из-за отсутствия судоходства, глубины довольно быстро снова стали меньше паспортных. Если есть регулярные судозаходы, то заиливание канала происходит медленно, но без судоходства уже через год, как показало последнее дноуглубление, глубины снизились более чем на метр.

Насколько получается взаимодействовать с другими структурами? В этот раз паром ушел из Скадовска в Зонгулдак с опозданием…

Сначала он немного опоздал – буксир АМПУ поздно стал перешвартовывать баржи, которые помешали заходу парома. Хотя о прибытии судна знали заранее, работа началась когда паром был уже на рейде.

Ожидалось, что судно выйдет из порта еще 21 октября, но погрузка произошла с опозданием из-за полного таможенного досмотра транзитных машин совместно с СБУ. Было проведено 100% перевешивание груза,  что показало прозрачность работы наших грузовладельцев. Со стороны контролирующих органов не было никакой заангажированности. Несмотря на то, что ушел паром на два дня позже, все отнеслись к этому с пониманием.

Стараемся со всеми найти общий язык. Клиентам объясняем, что на старте нужно какое-то время, чтобы притереться, отработать процессы.

Помимо названых инвесторов, интересуется кто-то Скадовским портом?

Крупный инвестор со своей грузовой базой не придет – уже все работают по большим портам. Хотя за три года интерес к порту был, но инвестировать в финансово не активное предприятие никто не решился.  Есть одна местная компания, которая  три года подряд обращается в МИУ по поводу аренды порта. Но ей отказывали: там тысяча гривен уставного капитала, нет оборотов и т.д., грузопотока гарантировать не может.

Но сдача порта в аренду для нас в любом случае не решение проблем. Что сдавать в аренду – старые здания? Аренда не сможет гарантировать грузопоток, вложение инвестиций, оплату кредиторской задолженности. Это мое мнение. Для порта предпочтительна концессия или другая форма ГЧП.

Вы руководите ГП "Скадовский морской торговый порт" три года. Недавно Министерство инфраструктуры Украины объявило конкурс на замещение этой должности. Насколько известно, вы принимаете в нем участие.

Да, хотя уже изначально не планировала. Но хочется довести начатое дело до конца.

Читайте также Как готовится к концессии Херсонский порт

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать