Вверх

Глобальное судостроение: пирога на всех не хватит

29 сентября 2017 Марк Шевченко

Уровень консолидации в китайской судостроительной отрасли обращает на себя внимание: лидирующие 10 предприятий могут похвастаться 43% суммарного портфолио отечественной отрасли

Глобальное судостроение: пирога на всех не хватит

Китайцы выжидают

Японская судостроительная отрасль встала на путь устойчивого восстановления в этом году, но, главным образом, потому, что Китай значительно сократил производство. Если конкуренты из КНР решат «перейти в наступление», восстановление японского рынка судостроя придет к концу так же быстро, как началось. Об этом рассуждает Nikkey.

Чжоушань, портовый город, который находится в 300 км от Шанхая, является домом для более чем 60 судоверфей. По сути, они располагаются в дельте Янцзы на архипелаге, состоящем из примерно 1400 небольших островов. Это один из передовых судостроительных центров Китая.

Но верфи, которыми усеяны эти территории, превратились в настоящие города-призраки. Все, что осталось, - это ржавые краны и грязные корпуса недостроенных судов в заброшенных доках.

Крупные судостроители Чжоушаня приостановили операции. В целом, из 679 верфей по всему Китаю три четверти стоят без дела, сообщает британская исследовательская фирма Clarkson.

Однако «китайские верфи не вышли из бизнеса», - рассказал Сачио Окумура, президент компании Tsuneishi Group (Zhoushan) Shipbuilding, материкового филиала японского судостроительного завода «Цунеиси». В настоящее время ведется работа по восстановлению верфей – в предвидении момента, когда рынок наберет обороты. В Чжоушане китайские производители оборудования, используемого на оффшорных конструкциях, уже возобновили работу с весны, производя цистерны для нефтехимических комплексов. Как сообщается, они ожидают, что рынок судостроения восстановится, чтобы вернуться к производству судового оборудования.

Новые игроки приходят и уходят

Глобальная судостроительная индустрия с 2000 года оказывалась в ситуации кризиса дважды – оба раза в связи с перенасыщением рынка Китаем. Сталелитейные и строительные предприятия частного сектора в КНР брались за судостроение, строя недорогие суда, сделанные из дешевой стали и с помощью недорогой рабочей силы. В итоге КНР превзошла Южную Корею в как лидера глобальной судостроительной индустрии. Цены на новострой рухнули, от чего пострадали и японские, и корейские, и европейские конкуренты.

Китайское правительство, стремящееся сократить имеющиеся избыточные мощности, объявило в этом году о планах, в соответствии с которыми 10 крупнейших судостроителей страны получат почти 70% китайского рынка, по сравнению с 43% в настоящее время. Речь идет о льготном финансировании. Более мелкие верфи, существование которых и привело к ценовой конкуренции, обречены на закрытие, либо будут поглощены.

В то время как государственные гиганты China Shipbuilding Industry и China State Shipbuilding интегрируют свои операции, ситуация в частном секторе остается практически неизменной. Многие приватные верфи принадлежат крупным местным бизнесменам, работающим в ряде отраслей, в том числе, занимающимся недвижимостью. Когда судостроительный рынок столкнулся со спадом, они просто остановили производство на верфях и сфокусировали внимание на других предприятиях из своих портфолио. Рост спроса на суда теоретически мог бы вернуть эти региональные конгломераты в игру.

Выжить любой ценой…

Между тем объем заказов на суда японского производства рос в натуральном выражении в течение восьми месяцев подряд до августа включительно, свидетельствуют данные, опубликованные в Ассоциацией судовых экспортеров Японии. Объем только августовских заказов увеличился в 2,8 раза по сравнению с августом 2016 года. Частично это объясняется тем, что объем заказов в прошлом году упал на одну шестую по сравнению с 2015 годом.

«Наконец пришло время вести переговоры о новых заказах», - сказал исполнительный директор одной из крупнейших судостроительных компаний. – Ситуация сильно отличается от прошлогодней.

С этим нельзя не согласиться: в течение первой половины нынешнего года глобальный спрос вырос на 30% по сравнению с первым полугодием 2016 года. Едва ли китайские конкуренты будут игнорировать эту тенденцию. Если китайцы вернуться к масштабному производству, японским судостроителям придется дифференцировать себя как строителей более технологичного тоннажа. В сущности, это уже происходит: чего не сделаешь ради выживания…

Консолидация рынка

Судостроение становится все более консолидированным. Происходящее в Китае – часть общемировой тенденции. Количество действующих судоверфей резко сократилось в последнее десятилетие – вслед за значительным сокращением глобального портфолио заказов.

В 2008 году глобальный объем заказов на новострой достиг своего пика. При этом количество «едоков» мирового судостроительного пирога за последнее десятилетие просто обрушилось: если в 2007 году в мире насчитывалось 860 активных судоверфей (т.е. таких, в чьем портфеле заказов было хотя бы одно судно тоннажем от 1000 валовых регистровых тонн), то на начало сентября Clarksons Research насчитал таких судоверфей лишь 357. Это вполне объяснимо: огромное количество судостроительных заводов оставили рынок, будучи не в состоянии найти необходимую загрузку. Кроме того, важным фактором консолидации на рынке стала реструктуризация, процесс слияний и поглощений.

Существует несколько способов оценить степень консолидации. Например, можно провести рейтинг судостроительных предприятий в зависимости от общего объема заказанных на верфях валовых регистровых тонн, а затем посмотреть количество заводов, на которые приходится известная доля глобального портфолио. Таким образом, окажется, что количество заводов, на которые приходится 25% всех заказов, не изменилось за последние 10 лет. При этом на начало сентября 2017 года 50% заказов (по тоннажу) было размещено всего на 24 заводах, в то время как десятью годами ранее таких заводов было 32. 75% заказов было в начале сентября размещено на 59 судоверфях – против 101 верфи в начале сентября 2007 года.

Пирог меньше, куски больше

Масштаб консолидации варьируется от страны к стране. В Китае количество действующих заводов сократилось с 384 в 2009 году до 114 в сентябре 2017 года. Стоит отметить при этом, что многие заводы, открывшиеся в период судостроительного бума, сейчас, в период относительного спада, пытаются обеспечить себя загрузкой, опираясь на государственную поддержку.

Бесспорно, уровень консолидации в китайской судостроительной отрасли обращает на себя внимание: лидирующие 10 предприятий могут похвастаться 43% суммарного портфолио отечественной отрасли (в валовых регистровых тоннах). В сентябре 2007 года они владели лишь 34% портфолио. Но в Японии и Европе консолидация просто поражает: топ-10 заводов за десятилетие увеличили свои рыночные доли – с 49% и 30% соответственно до 60% и 76%. При этом многие европейские предприятия были вынуждены прекратить операции (возможно, временно), а прочим – наиболее «знаменитым» - удалось получить заказы на строительство круизных судов, что в принципе является европейской спецификой.

Что касается южнокорейских верфей, то по уровню консолидации им просто нет равных: группа лидеров, составленная «большой тройкой» (Daewoo, Hyundai HI, и Samsung HI) увеличили свою суммарную долю на рынке страны до 92% - с 70% десять лет назад.

Процесс консолидации продолжается: самые крупные предприятия получили наибольшую долю заказов в текущем году. По имеющимся данным, лишь 108 судоверфям удалось да настоящего времени заключить новые контракты на строительство хотя бы одного судна валовым тоннажем свыше 1000 регистровых тонн, 70% действующих заводов не получили ни одного заказа. 10 крупнейших судоверфей мира, на которые приходится примерно 32 глобального портфолио по состоянию на 1 сентября 2017 года, получили 40% от общего объема контрактов, размещенных в этом году.

Очевидно, что сокращение глобального портфолио и снижение активности судовладельцев при размещении новых заказов делает консолидацию еще более очевидной. Всех заказами не накормить, имея в виду, что нового бума в судостроении ждать не приходится – с этим согласны все аналитики. Не все дождутся лучшей конъюнктуры.  И как знать, некоторые из как бы затаившихся, возможно, уже более чем мертвы.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать