Вверх

Глобальный рынок логистики: игроки, прибыльность, дигитализация

28 ноября 2017 Марк Шевченко

Глобальный рынок логистических услуг вырос к концу августа на 2,7% в реальном выражении по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года, но наличие проблем избыточных мощностей и более низкие в среднем цены на топливо оказывают заметное давление на фрахтовые ставки

Глобальный рынок логистики: игроки, прибыльность, дигитализация

Экспедиторам теперь необходимо наращивать объем дополнительных услуг, столь радующих грузовладельцев. Об этом говорят аналитики рынка. Этому посвящен материал Патрика Бернсона, редактора «Logistics Management».

В течение 2016 года реальные доходы и объемы в секторах морских и авиаперевозок равномерно росли в разных регионах мира. Однако это не должно затушевывать того факта, что между рынками самых крупных стран и регионов присутствуют значительные различия.  

Например, рост авиаперевозок в Китае, как полагают, в прошлом году был устойчивым, в то время как рост морских перевозок был намного слабее. В Соединенных Штатах наблюдался умеренный рост морских перевозок, в то время как рост авиаперевозок за тот же период замедлился.

Аналитики полагают, что годовой рост рынка составит в 2017 году 4,1% - в связи с ускорением темпов роста глобальной торговли. Примерно таким же будет ежегодный рост рынка в ближайшей перспективе. Менеджеры рынка экспедиторских услуг должны планировать свои бюджеты соответственно.

«Хотя объемы перевозок по воздуху и морем в 2016 году несколько выросли, большинство логистических компаний пережили снижение доходов в связи с существенным снижением ставок на услуги экспедиторов. Однако, как обычно и бывает при таких обстоятельствах, падение ставок продаж экспедиторов было не столь значительным, как снижение их затрат, что привело к повышению прибыльности», - говорит Дэвид Бакби, экономист TI.

В среднесрочной перспективе Бакби ожидает роста, соответствующего более оптимистичным прогнозам объема мировой торговли в 2018 году, хотя существуют и риски из-за таких факторов, как политическая неопределенность в ряде регионов мира и продолжение политики торгового протекционизма.

Глубокое погружение в проблемы рынка

«Transport Intelligence» рассматривает показатели самых мощных игроков рынка, но не только: исследование демонстрирует, как рынок избавляется от посредников, изучает процессы регионализации и эффективность платформ онлайн-бронирования.

Что касается показателей рентабельности, результаты опроса показывают, что давление на нее для логистических компаний будет усиливаться в течение следующих пяти лет. Исследователи полагают, кроме того, что «традиционные» экспедиторы могут потерять часть своей рыночной доли в пользу пусть и более мелких, но технологически более продвинутых компаний.  

Важно понять, какие изменения конкурентного ландшафта вызваны современными логистическими технологиями (дигитализацией, например), смогут ли экспедиторы в конечном счете адаптироваться и пережить «потрясения», связанные с постоянной эволюцией и «оцифровкой» логистических цепочек.

«Проведенные нами исследования показывают наличие значительного спроса на онлайн-интерфейсы, позволяющие экспедиторам лучше обслуживать грузоотправителей. Очевидно, что географический охват этих решений должен расширяться – иначе пользы они не принесут. Сейчас мы являемся свидетелями «гонки за масштаб» среди стартапов», - говорит аналитик TI Алекс Ле-Рой.

Джон Мэннерс-Белл, генеральный директор TI, также уверен в наступлении «сложных времен» для транспортного сектора, не в последнюю очередь потому, что глобальная экономическая ситуация остается неустойчивой и трудно предсказуемой. Впрочем, говорит он, в этом нет ничего нового; индустрия всегда справлялась с подобными обстоятельствами. Он предупреждает, однако, что структурные проблемы, связанные с тенденцией к регионализации в сочетании с большими технологическими запросами преодолеть будет непросто. «Политическое, экономическое и технологическое давление продолжит формировать индустрию в ближайшие годы. Одно представляется определенным: крупный или мелкий бизнес, экспедиторы должны оставаться гибкими и проворными, если они намерены процветать в нашем сложном мире».

Дигитализация или смерть

Отчет TI отражает тенденции, названные участниками недавнего опроса, проведенного консалтинговой компанией Logistics Trends & Insights. Одним из таких трендов, бесспорно, является дигитализация.

Кэти Морроу Роберсон, президент названной консалтинговой компании, утверждает, что появление нетрадиционных игроков на волне роста электронной коммерции, таких как Amazon, Alibaba и многие новые технологические стартапы, меняет облик логистического бизнеса.

«Дигитализация логистических цепочек заставила многих традиционных экспедиторов инвестировать в автоматизацию своих процессов. Новое поколение, выходящее на рынки логистики, выросло с ноутбуками и смартфонами; они ожидают, что бизнес-трансакции будут осуществляться так же легко, как покупка пары обуви на Amazon», – говорит Роберсон.

На вопрос о том, какие новшества в ближайшие пять лет станут повседневной реальностью, 58% респондентов назвали дигитализацию. Такое же количество опрошенных считают онлайн-рынки хорошим шансов для традиционных экспедиторов.

«Фактически, мы видим, что между традиционным и нетрадиционным экспедитором существует партнерство. Например, DB Schenker и uShip. Schenker приобрел пакет акций и использует uShip на европейском рынке грузовых перевозок. Платформа Drive4Schenker использует технологию uShip для подключения примерно 30000 партнеров компании к своей европейской сети сухопутных перевозок». Роберсон добавляет, что партнерство с онлайновой рыночной площадкой позволяет традиционному экспедитору быстрее формулировать «цифровые» решения.

В качестве примера они рассказывает о том, как DHL организовала онлайновую площадку CILLOX, позволяющую грузовладельцам найти провайдеров транспортных услуг для соответствующих грузовых партий при монозагрузке (full truckload) и неполной загрузке (less-than-truckload). «Большим плюсом дигитализации является то, что она уравнивает условия игры как для небольших и средних экспедиторов, так и для крупных логистических компаний, причем речь идет не только об экспедиторах. Сами грузоотправители могут воспользоваться услугами многочисленных онлайн-площадок, таких, например, как Freightos, чтобы узнать ставки, забронировать отправку и проконтролировать груз в процессе транспортировки – на всем пути следования», - говорит Роберсон. Недостатком практически всех таких площадок, по мнению Роберсон, является то, что они включают не все транспортные коридоры. Кроме того, здесь отсутствует возможность обсуждать цены.

Прибыльность остается под вопросом

Д-р Цви Шрайбер, генеральный директор Freightos, компании-поставщика технологий, ориентированных на предоставлении моментальных фрахтовых котировок для экспедиторов и грузоотправителей, признает, что второй квартал 2017 года «закончился на мрачной ноте для провайдеров онлайновых услуг» из-за кибератак, которые нанесли пусть временный, но существенный ущерб некоторым из крупнейших глобальных экспедиторов. Он полон оптимизма, тем не менее: «Сообщество грузовладельцев в дальнейшем будет сохранять бдительность, обеспечивая уже достигнутые достижения в направлении прозрачности перевозок».

В квартальном выпуске бюллетеня Freightos «LogTech Review: Q2 2017» отмечается, что во второй половине июня Amazon и Alibaba провели конференции в Соединенных Штатах, обратившись к малым и средним предприятиям, осуществляющим продажи на названных платформах. «В то время как Alibaba поддерживает продажи в Китай, а Amazon – в целом трансграничную торговлю, обе площадки действуют в интересах прежде всего малого и среднего бизнеса; крупные интернет-гипермаркеты самостоятельно продолжают борьбу на выживание», - говорит Шрайбер.

«Второй квартал года был удачным для компаний, использующих технологии, повышающие прозрачность транспортировки. В особенности это касается различных дивизионов DHL. В частности, компания открыла площадку Ocean View, предлагающую трекинг морских перевозок в режиме реального времени; DHL SupplyWatch – AI программу (Artificial Intellect) для выявления сбоев в логистической цепи и Saloodo – платформу, обслуживающую атоперевозки», - рассказывает Шрайбер.

Тем временем DP World предложила в Великобритании решение, облегчающее трекинг контейнерных отправлений. Французский стартап Traxens поможет отслеживать отправления по железной дороге. В Германии Panalpina запустила пилотную систему управления морскими перевозками. «Наконец, CHAMP предложила отслеживать авиагрузы с помощью голосовой системы Alexa. Удачнее выбрать время было сложно», - добавляет Шрайбер.

Брэндон Фрид, исполнительный директор Ассоциации авиаперевозчиков (AfA), согласен с позитивной оценка Шрайбера инноваций, появляющихся на рынке. Он отметил, однако, что при увеличении объемов грузовых перевозок прибыльность остается под вопросом, и большинство членов AfA с нетерпением ждут новых технологических возможностей, которые помогут увеличить рентабельность.

«Одним из существенных факторов, которые следует учитывать, является рост транспортных мощностей, наблюдаемый последние пару лет, что удержало цены на относительно низком уровне. Это связано с появлением новых больших по размеру и более эффективных широкофюзеляжных самолетов, осуществляющих рейсы на популярных торговых путях», - говорит Фрид. При этом, отмечает он, сегодняшние договоры перевозок в ценовой составляющей не отражают нынешних рыночных условий, новые должны заключаться по более высоким фрахтовым ставкам. «Однако только изменения в ценообразовании не обеспечат повышение прибыльности, поэтому экспедиторы должны искать иные возможности для повышения эффективности. Только новые технологии дадут шанс. Люди все еще играют решающую роль в нашем бизнесе, но технологии помогут им работать «умнее», более полно удовлетворяя потребительский спрос», - говорит Фрид.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать