Вверх

За счет чего порты России наращивают грузооборот

14 ноября 2017 Наталья Рыженкова

Объем переработки грузов в российских портах до конца года может достичь 800 млн тонн

За счет чего порты России наращивают грузооборот

Фото: vedomosti.ru

По итогам первого полугодия 2017 года грузооборот российских портов вырос на 11,3% — до 384 млн тонн, сообщает «Морцентр ТЭК». Эксперты ожидают, что к концу года он может достичь 800 млн тонн, что превысит рекордный показатель 2016 года — 722 млн тонн. Двузначный рост объемов перевалки был зафиксирован как в сегменте сухих грузов (174 млн тонн, +10,7%), так и в сегменте наливных грузов (210 млн тонн, +11,8%). На 15,3% увеличился оборот контейнеров в российских морских портах, он достиг 2,26 млн TEU. Лучший результат по грузообороту в стране показали порты Азово-Черноморского бассейна — 125,8 млн тонн. Это на 11,1% выше, чем годом ранее. Рост показателей на юге обусловлен хорошим зерновым экспортом, а также наращиванием перевалки угля, металлов и наливных грузов.

Внешнеторговые грузы

Всего за первые шесть месяцев 2017 года российских грузов через морские порты России, Балтии и Украины перевезено 409,3 млн тонн (+10,9%). Об этом свидетельствуют данные российского издания «Морские порты». Из них сухогрузов — 195,7 млн тонн (+12,1%), наливных — 213,7 млн тонн (+9,9%). При этом объем перевозок грузов через морские порты России увеличился на 11,3%, до 384 млн тонн.

Объем перевозок российских грузов через морские порты Балтии и Украины составил 25,3 млн тонн (+5,7%), в том числе сухогрузов — 31,7 млн тонн (+24,3%). Продолжают сокращаться объемы наливных грузов в направлении Балтии и Украины — до 3,6 млн тонн (-44,4%). Снижение отмечено также в перевалке минеральных удобрений на 2,1%, металлов — на 6,9%, зерна — на 30%. Объемы выросли в перевалке угля на +34,5% и руды — в 2,2 раза.

Объемы перевозок российских грузов в морские порты Украины возросли на 49,6% и составили 4,03 млн тонн. Увеличение в перевалке угля — в 3,1 раза. В то же время перевалка минеральных удобрений снизилась на 42,3%, руды — на 31,1%, и наливных грузов — на 47,8%.

Рост российской перевалки через порты стран Балтии произошел в основном за счет угля — на 34,5%, до 9,74 млн тонн. По мнению экспертов, данная ситуация сохранится до расширения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры на Дальний Восток, который должен стать основным экспортным направлением для российского угля. Россия продолжает придерживаться своей стратегии — перевести значительную часть грузопотоков на собственные порты.

Объемы перевалки российских грузов через морские порты России, Балтии и Украины за 1-е полугодие 2017 года, млн тонн

Соотношение объемов перевалки российских грузов в морских портах России, Балтии и Украины за 1-е полугодие 2017 года, %

Перевозки внешнеторговых грузов России через морские порты за 1-е полугодие 2017 года, млн тонн

Структура грузооборота

По итогам полугодия через российские морские порты перевалили 384 млн тонн, что на 11,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличились объемы перевалки сухогрузов через морские порты России, в основном за счет перевалки угля (+16,2%, до 75,2 млн тонн), грузов в контейнерах (+14,2%, до 23,7 млн тонн), зерна (+32,1%, до 16,1 млн тонн), минеральных удобрений (+4,8%, до 8,6 млн тонн).

В то же время уменьшилась перевалка руды (-27,4%, до 3,3 млн тонн), цветных металлов (-1,5%, до 1,9 млн тонн), металлолома (-24,5%, до 1,6 млн тонн) и рефрижераторных грузов (-4,8%, до 1,4 млн тонн).

Перевалка наливных грузов увеличилась за счет перегрузки сырой нефти (+16%, до 129 млн тонн), нефтепродуктов (+4,6%, до 71,7 млн тонн) и сжиженного газа (+10,4%, до 7,2 млн тонн). По объемам перевалки наливных грузов среди российских портов лидирует Новороссийск — 52,14 млн тонн (+10,7%). Среди стивидорных компаний — ООО «Приморский торговый порт» — 31,35 млн тонн (-3,6%).

Рост объемов перевалки отмечен по всем направлениям: в экспорте — на 8%, в импорте — на 13%, в транзите — на 17,4%, и в каботаже — на 37,5%. На долю экспортных грузов приходится большая часть российского грузопотока — 77,8% от общего грузооборота портов. Импортные грузы составляют 4,5%, транзитные — 7,5%, каботажные — 10,2%.

Грузооборот морских портов России за 1-е полугодие 2017 года по укрупненной номенклатуре, тыс. тонн

Грузооборот по бассейнам

В Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах перегружается 32,8%, 32,5% и 24,9% грузов соответственно. Доля Арктического бассейна составляет 9,4%, Каспийского — 0,4%. По итогам работы за первое полугодие 2017 года порты Азово-Черноморского бассейна показали лучший результат по грузообороту — 125,9 млн тонн, что на 11,1% выше, чем годом ранее. Наиболее высокая динамика — в портах Арктики (68,3%), где чрезвычайно активно нарастает перевалка углеводородов.

В Балтийском бассейне морские порты перегрузили 124,7 млн тонн грузов, рост составил 6,9%. Объем перевалки увеличился за счет угля, грузов в контейнерах, минеральных удобрений, черных металлов и сжиженного газа. В то же время снизился объем перевалки цветных металлов, металлолома и зерна.

В Дальневосточном бассейне переработка грузов увеличилась на 5,4%, до 95,8 млн тонн. На этом фоне серьезным падением выглядят показатели портов Каспийского бассейна, где за первое полугодие было перегружено 1,7 млн тонн грузов (-41,1%). Падение отмечено в основных портах Каспия: Махачкала — 0,5 млн тонн (-65,4%), Астрахань — 1 млн тонн (-10,5%), и Оля — 85,5 тыс. тонн (-4,7%). Причины этого падения эксперты называют разные — от затянувшегося конфликта вокруг приватизации Махачкалинского порта до усиления и строительства портов в других государствах на Каспии, в частности в Азербайджане и Казахстане.

Перевалка грузов в Азово-Черноморском бассейне увеличилась в основном за счет зерна (+38,5%), угля (+36,3%) и грузов в контейнерах (+ 17,5%). В то же время уменьшился объем перевалки черных металлов (-2,7%), минеральных удобрений (-6,5%).

Объем перевалки наливных грузов увеличился за счет сырой нефти (+12,4%), нефтепродуктов (+8,5%), пищевых грузов наливом(+22%) и химгрузов (+39,3%). Доля экспорта в грузообороте бассейна составляет 63,9%, импорта — 2,9%, транзита — 21,6%, и каботажа — 11 ,6%.

Увеличился грузооборот портов: Новороссийск (+11,2%, до 49,9 млн тонн), Туапсе (+9,2%, до 13,5 млн тонн), Кавказ (+10,5%, до 13,4 млн тонн, Тамань (+27,4%, до 7,5 млн тонн), Ростов-на-Дону (+16,1%, до 6,1 млн тонн), Керчь (+2,7%, до 4,3 млн тонн).

Перевалка грузов в морских портах России в 1-м полугодии 2017 года в Азово-Черноморском бассейне, тыс. тонн

Способы транспортировки

Увеличилась доставка грузов в российские морские порты: железнодорожным транспортом — до 158,2 млн тонн (+6,2%), трубопроводным транспортом — до 137,4 млн тонн (+6,2%), автомобильным — до 27,8 млн тонн (+8,4%), морским — до 9,5 млн тонн (рост в 2,5 раза), и внутренним водным транспортом — до 5,7 млн тонн (+27,8%).

Доля грузов, доставляемых в морские порты железнодорожным транспортом, составляет 46,8%, трубопроводным — 40,5%. На автомобильный транспорт приходится 8,2%, на морской — 2,8%, на внутренний водный — 1,7%.

Отправлено из морских портов России: автомобильным транспортом — 16,5 млн тонн (+8,6%), морским — 8,7 млн тонн (рост в 3,2 раза). Было отмечено снижение отправок груза по железной дороге до 7,2 млн тонн (-0,6%), трубопроводным — до 0,6 млн тонн (снижение в 2,5 раза), и внутренним водным — до 0,2 млн тонн (-25,8%).

Основной поток грузов, отправляемых из морских портов, осуществляется автомобильным транспортом — 49,8%. На морской транспорт приходится 26,1%, железнодорожный — 21,7%, трубопроводный — 1,7%, и внутренний водный — 0,7%.

Контейнерные перевозки

За 1-е полугодие 2017 года перевалка контейнеров увеличилась на 15,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и достигла 2262,5 тыс. TEU. В том числе груженых контейнеров обработано 1719,5 тыс. TEU (+15,7%), порожних — 49,9 тыс. TEU (+6,3%).

Объем перевалки контейнеров в экспортном направлении вырос на 15%, до 1,2 тыс. TEU, в импортном — на 17,3%, до 971,6 тыс. TEU, в каботаже — на 10,5%, до 311,9 тыс. TEU, и в транзите — на 12,8%, до 27 тыс. TEU. Доли перевалки контейнеров в структуре перевозок: в экспортном направлении — 42,1%, в импортном — 42,9%, в каботаже — 13,8%, и в транзитном — лишь 1,2%. Доли экспорта и импорта практически одинаковые, однако в экспорте порожние контейнеры составляют 39,4% (374,8 тыс. TEU), а в импорте — 4,7% (45,5 тыс. TEU). В экспорте большая доля приходится на возврат порожних контейнеров от импортных поставок.

Крупнейший контейнерный порт — Санкт-Петербург ( 953,9 тыс. TEU). Доля порта от общего контейнерооборота России — 42,2%. Также ведущие контейнерные порты — Новороссийск (395,1 тыс. TEU, доля — 17,5%), Владивосток (381,4 тыс. TEU, доля — 16,9%), Восточный (174,4 тыс. TEU, доля — 7,7%), Калининград (118,8 тыс. TEU, доля — 5,3%), Петропавловск-Камчатский (36,8 тыс. TEU, доля — 1,6%) и порты Сахалина  (63,3 тыс. TEU, доля — 2,8%).

В первом полугодии 2017 года увеличение перевалки контейнеров наблюдалось во всех портах. В том числе в Большом порту Санкт-Петербург (+7,7%), Новороссийске (+17,6%), Владивостоке (+34%), Восточном (+22,8%), Калининграде (+33,7%). Снизилась перевалка только в порту Петропавловск-Камчатский (-5,5%).

Ведущие операторы контейнерных терминалов: ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (319 тыс. TEU, доля от общего объема — 14,1%), АО «Первый контейнерный терминал» (263,8 тыс. TEU, доля — 11,7%), ПАО «Владивостокский МТП» (212,3 тыс. TEU, доля — 9,4%), ООО «Восточная стивидорная компания» (174,4 тыс. TEU, доля — 1,7%), ООО «НУТЭП» (165,6 тыс. TEU, доля — 7,3%), АО «НЛЭ» (130,5 тыс. TEU, доля — 5,8%), АО «Петролеспорт» (113,7 тыс. TEU, доля — 5,0%), ПАО «Новороссийский МТП» (99 тыс. TEU), ООО «Моби Дик» (82,6 тыс. TEU), ООО «Балтийская стивидорная компания» (78,5 тыс. TEU), ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» (72,8 тыс. TEU). Доля этих компаний составляет 75,7% от общего количества перегруженных контейнеров в морских портах России.

Средняя загрузка одного TEU по итогам работы за 1-е полугодие 2017 года составила 13,8 тонны, что на 0,18 тонны ниже, чем за аналогичный период 2016 года.

Перевалка контейнерных грузов в морских портах России в 1-м полугодии 2017 года

Страны назначения и отправления

По итогам работы за 2016 год транспортным флотом всего было перевезено 598,9 млн тонн экспортно-импортных российских грузов. Доля перевозок грузов транспортным флотом России составила около 5%.

В направлении стран Европы было экспортировано 47,9% от общего экспортного грузопотока. В страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 34,7%, и прочие страны — 17,4%. Основу экспортного российского грузопотока составляют нефтепродукты, уголь, руда, контейнерные грузы, зерно, металлы и лесные грузы.

Крупнейшим получателем российских экспорт­ных грузов являются Нидерланды, куда в 2016 году перевезено 94,4 млн тонн грузов. Из них 50,9 млн тонн (+14,6%) — это сырая нефть, 28,2 млн тонн (-12,1%) — нефтепродукты,  9,9 млн тонн (-7,3%) — уголь, 3 млн тонн (+13,6%) — грузы в контейнерах.

Второй крупный получатель грузов из России — Китай, В Поднебесную было отправлено 54,5 млн тонн (+34,9%). В том числе сырая нефть — 24,7 млн тонн (рост в 1,5 раза), уголь — 15,9 млн тонн (+24,8%), нефтепродукты — 5,3 млн тонн (+25,2%), руда — 2,8 млн тонн (рост в 1,5 раза), лесные грузы — 2,2 млн тонн (+15,8%), и грузы в контейнерах 1,6 млн тонн (+1,4%).

В Республику Корея отправляют большие партии угля (25,1 млн тонн), сырую нефть (11,9 млн тонн), нефтепродукты (4,4 млн тонн), грузы в контейнерах (1,3 млн тонн) и зерновые (1,1 млн тонн).

Значительные объемы российских грузов экспортируются в Японию, Турцию, Италию, Германию, США, Финляндию и другие страны.

Страны, экспортирующие свои грузы в Россию, — это Германия (грузы в контейнерах, машины, оборудование и металлоизделия), Нидерланды (грузы в контейнерах, пищевые продукты наливом, металлы), Турция (грузы в контейнерах, скоропортящиеся грузы, строительные, машины, оборудование и металлоизделия), Китай (грузы в контейнерах, металлы), Республика Корея (грузы в контейнерах, строительные грузы, скоропортящиеся грузы), Бельгия (грузы в контейнерах, машины, оборудование, металлы) и другие.

Перевозка основной номенклатуры российских экспортных грузов по странам назначения в 2016 году, тыс. тонн

Перевозка основной номенклатуры импортных грузов по странам отправления в 2016 году, тыс. тонн

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать