Вверх

Как выглядят порты Украины на фоне черноморских конкурентов

22 июня 2016 Наталья Рыженкова

Перевалка грузов в портах Азово-Черноморского региона в 2015 году увеличилась на 4,8% ‒ до 496,2 млн тонн. Украина уверено занимает второе место.

Как выглядят порты Украины на фоне черноморских конкурентов

Информационно-аналитический центр BlackSeaTrans проанализировал деятельность портов Черноморско-Азовского региона за прошедший год. Общая статистика в сегменте показала положительную динамику, невзирая на политическую и экономическую нестабильность в регионе. Как и в прошлые годы, лидируют российские и украинские порты. В портах Грузи и Болгарии наблюдалось падение объемов.

Методика анализа

Сегодня почти во всех странах бассейна морскими портами, по сути, считаются территории и акватории, на которых стивидорные компании (операторы) перерабатывают грузы (или обслуживают пассажиров). Например, таких стивидорных компаний в 2015 году в Новороссийском порту работало семь, в порту Южный – 10, в Одесском порту – 14.

В рейтинг морских портов стран Черноморско-Азовского бассейна были включены все порты региона, объемы грузопереработки которых по итогам 2015 года составили более 100 тыс. тонн.

В представленной ниже таблице морских портов стран Черноморско-Азовского бассейна в 2015 году были учтены изменения, возникшие в результате аннексии Крыма Россией в марте 2014 года. На оккупированной территории Крыма остались семь морских портов: Керченский торговый и рыбный, Севастопольский торговый и рыбный, Евпаторийский, Феодосийский и Ялтинский. Сегодня показатели переработки грузов в этих портах российская статистика включает в показатели работы российских портов Черноморско-Азовского бассейна. Мы же даем в таблице данные по российским портам без портов Крыма, а сами крымские порты выделили в таблице отдельной строкой.

К сожалению, по итогам 2015 года нам не удалось получить данные о грузообороте Севастопольского рыбного порта. А также не удалось получить цифры грузооборота двух небольших турецких портов – Ризе и Зонгулдак. Объемы грузооборота порта Бургас были определены экспертно.

Страны региона

Из семи черноморских стран в 2015 году только в двух было небольшое сокращение объемов переработки в портах: Грузии – на 3,5%, до 19,2 млн тонн, и Болгарии – на 1,6%, до 24,1 млн тонн. Остальные страны региона демонстрировали рост грузооборота.

Следует отметить рост объемов грузооборота российских портов Черноморско-Азовского бассейна на 8,1%, до 223,4 млн тонн, а также украинских континентальных портов – на 2%, до 146,7 млн тонн. Грузооборот портов оккупированного Крыма вырос на 30,1%, до 9,5 млн тонн. Напомним, что по итогам 2014 года переработка грузов в крымских портах сократилась почти вдвое – на 54,5%. В 2013 году переработка крымских портов достигала 13,8 млн тонн.

На 27,9% выросла перевалка грузов в единственном порту Молдовы ‒ Джурджулешты. Почти на прежнем уровне остались показатели грузооборота в румынском порту Констанца – 56,3 млн тонн. Порты Турции (с учетом отсутствующих данных по портам Ризе и Зонгулдак) увеличили перевалку на 6,5%, до 16,1 млн тонн.

Всего в регионе в 2014 году насчитывалось 40 морских портов, имеющих годовой грузооборот в 100 тыс. тонн и более. В этих портах работало около двух сотен стивидорных компаний. Суммарный грузооборот этих портов в 2015 году составил 496,2 млн тонн, что на 4,8% больше, чем в 2014 году.

Крупнейший украинский порт Южный активно сокращает «дистанцию» с румынской Констанцой.

Лидеры региона…

Анализируя динамику развития отдельных портов в 2015 году, следует отметить рост перевалки в ряде российских портов. Так, лидер бассейна Новороссийск нарастил объемы перевалки по сравнению с предыдущим годом на 5,5 млн тонн (+4,5%). В основном это произошло за счет роста на 28,6% перевалки черных металлов через «Новороссийский СРЗ», роста экспорта сырой нефти через терминал КТК-Р на 7%, а также за счет роста объемов перевалки руды, угля, минудобрений, грузов в контейнерах и нефтепродуктов.

Нарастил грузооборот до 30,5 млн тонн (+15,2%) порт Кавказ. Это позволило ему подняться в рейтинге черноморских портов с 12-й позиции, которую он занимал годом ранее, на четвертую. В порту Кавказ, через который шло основное снабжение оккупированного Россией Крыма, значительно выросла переработка двух терминалов: «Югнефтехимтранзит» ‒ на 22,3% за счет увеличения объемов перевалки химикатов, и «Анроскрым» ‒ в 1,6 раза за счет увеличения перевозок грузов на паромах. Вдвое увеличил перевалку Керченский порт, также за счет значительного роста объемов перевозок грузов на паромах.

Растут объемы перевалки грузов через порт Тамань. Грузооборот порта вырос до12,3 млн тонн (+20,8%), в основном за счет увеличения на 34,8% перевалки нефтепродуктов и сжиженного газа через «Таманьнефтегаз», а также роста перевалки зерна на 2,8% через «Зерновой терминальный комплекс Тамань». Россия продолжает развитие порта. Так, из федерального бюджета РФ в рамках федеральной адресной инвестиционной программы «Развитие транспортной системы России» в 2016 году запланировано направить 8,7 млрд рублей (около $130 млн) на создание сухогрузного порта Тамань. Проект предусматривает строительство специализированных комплексов по перевалке угля, серы, металлов, минеральных удобрений, а также контейнерного и зернового терминалов на Таманском полуострове. Грузооборот порта в будущем может составить более 93,8 млн тонн в год.

В 2015 году в таблицу вошел Ялтинский порт, который увеличил перевалку грузов в шесть раз, до 120 тыс. тонн.

Крупнейший украинский порт Южный активно сокращает «дистанцию» с румынской Констанцой. Если по итогам 2013 года Южный отставал от Констанцы по объемам грузооборота почти на 12 млн тонн, то по итогам 2015 года отставание сократилось до 7,7 млн тонн. Значительно нарастили свои объемы Измаильский и Бердянский порты, на 56% и 39,2% соответственно. Ильичевский морской рыбный порт нарастил объем на 39,5%, до 2,1 млн тонн.

Среди других портов рост грузооборота в прошлом году наблюдался в порту Туапсе (РФ) ‒ на 13,8%, до 25,2 млн тонн; в украинских портах Одесском (+5,6%, до 25,6 млн тонн) и Николаевском (+6,9%, до 22,2 млн тонн).

…и аутсайдеры

Несмотря на общий рост грузооборота всех портов оккупированного Крыма в 2015 году, наибольшее падение объемов произошло в морских торговых портах Феодосийском (-77,3%) и Севастопольском (-41,3%). Существенно сократились объемы переработки в украинских портах Ренийском (-38,1%) и Мариупольском (-30,9%).

Порт Сочи, замыкавший таблицу по итогам 2014 года, в 2015 году снизил грузооборот на 96,5%, до 3,8 тыс. тонн, и в список черноморских портов, где учитываются порты с грузооборотом более 100 тыс. тонн, уже не попал. Этого и следовало ожидать: прошли Олимпийские игры в 2014 году, и поставка грузов резко сократилась.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать