Вверх

Какие проекты реализуются в «Южном» - интервью

27 июня 2017 Валентина Михайлова

Морской порт «Южный» реализовывает сразу три крупных проекта одновременно, рассказывает начальник отдела стратегического развития порта Олег Вороной

Какие проекты реализуются в «Южном» - интервью

Сегодня самые крупные проекты морской отрасли осуществляются в порту «Южный». Причем с четким видением сроков, расписанной ответственности сторон и просчитанных результатов. Экскурсию по территории, проектам и планам Администрации морского порта «Южный» провел для журналиста «Портов Украины» начальник отдела стратегического развития Олег Вороной. Прогулка сопровождалась разъяснениями мотивации, выбранной руководством администрации морского порта «Южный» стратегии его развития.

– В мае этого года АМПУ, наконец, определилась с исполнителями дноуглубительных работ в Аджалыкском лимане. Три проекта – два исполнителя. Почему так получилось? Ведь речь идет об одной акватории.

– Чтобы ответить на этот вопрос, придется вернуться в 2012 год, когда «Южный» взял курс на создание самого глубоководного порта на Черном море и начал работы на подходном канале. Идея была следующей: конкурентоспособность порта поддерживать за счет предоставления самых больших глубин, сделать это изюминкой «Южного». А так как остальные порты не сидят без дела, то нам все время надо быть на шаг впереди. Позже с этой, пока еще очерченной в общих чертах, стратегией специалисты порта во главе с нынешним начальником Администрации морского порта «Южный» перешли в АМПУ.

По экспертным оценкам, окупаемость начатого портом проекта дноуглубления составляла 9,7 лет. Чтобы сократить срок окупаемости почти вдвое, мы разбили его на три пусковых комплекса. Каждый отдельный этап, во-первых, удобнее сдавать в эксплуатацию, во-вторых, он сразу начинает приносить деньги. Так, в 2014 году был завершен первый пусковой комплекс – проведено дноуглубление до 19 м на морском подходном канале и операционных акваториях причалов №5 и №6, в тылу которых расположена государственная стивидорная компания ГП «МТП «Южный». Благодаря этому кейпсайзы стали обрабатываться без догрузки на рейде, что в свою очередь позволило отменить скидки на канальный и корабельный портовые сборы. Первый этап проекта окупился практически за два года. При этом за счет снижения своих затрат грузовладельцы получили ощутимую экономию, которая только на одном кейпсайзе может достигать $100 тыс.

На сегодняшний день из-за крайней зарегулированности процедур согласования и утверждения проектов государственными предприятиями, по ряду других причин, связанных с проведением тендерных процедур, сложились ситуация, когда мы вынуждены реализовывать три крупных проекта одновременно.

В мае 2017 года с китайской государственной дноуглубительной компанией China Harbour Engineering company Ltd были подписаны два контракта на реализацию двух проектов, которые включают проведение дноуглубительных работ на морском подходном и внутреннем каналах, увеличение глубины разворотного круга в районе причалов №5 и №6, а также создание операционной акватории причала №25 компании «М. В. Карго».

8 млн. кубометров грунта будет извлечено в акватории морского порта «Южный» в течение 1,5-2 лет

Также в мае текущего года право на эксплуатационное дноуглубление на внутренней акватории (это требует совершенно другую технику) выиграла бельгийская компания Novadeal Ltd (дочернее предприятие группы компаний DEME Group), контракт с которой необходимо подписать до 21 июня.

Из 19 млн кубометров общего объема дноуглубления, запланированного АМПУ во всех портах Украины, более 8 млн. кубометров грунта будет извлечено в акватории морского порта «Южный» в течение 1,5-2 лет. Общая стоимость работ составила 1,75 млрд гривен.

– Никогда еще государственные структуры не окружали таким вниманием создание частного терминала, как это происходит с «М. В. Карго». С чем это связано?

– В реализации проекта заинтересовано несколько сторон, и они связаны договорами, которые впервые в нашей отраслевой истории содержат пункты конкретной ответственности подписантов за невыполнение договора. Вот почему все торопятся.

Тон задал мировой зернотрейдер «Каргилл», под чьи грузы создается новый терминал. Дело в том, что компания в свое время построила подобный терминал в России и уже больше года не может ввести его в эксплуатацию: российские госорганы всячески блокирует его запуск. Поэтому в соглашении с украинской стороной были учтены возможные бюрократические риски. Договор определяет точную дату сдачи готового терминала, причала и операционной акватории с глубинами 16 м к 31 марта 2018 года. Дата учитывает поставки зерна предстоящего маркетингового года. Если сроки будут выдержаны, «Каргилл» выкупает контрольный пакет акций нового терминала и гарантирует отправку через его мощности значительной части всего объема зерна, экспортируемого силами компании из Украины. Проектная мощность терминала составляет 5 млн тонн в год первой очереди и дополнительно от 2 до 4 млн тонн во второй очереди. В случае срыва договоренностей компенсировать потери будет тот, кто не выполнил свои обязательства по договору.

Если в 2014 году администрацию порта посетили три иностранные делегации, то в 2016-м было принято уже 22

Этот договор также интересен тем, что в нем впервые в истории Украины были учтены основные требования FIDIС, Международной федерации инженеров-консультантов. Основные, потому что унифицированные типовые контракты FIDIС, широко применяемые в мировой строительной практике, в некоторых моментах идут в разрез с требованиями украинского законодательства.

Неотъемлемой частью договора между ГП «АМПУ» и ООО «М. В. Карго» является «Календарный график совместной реализации части робот Застройщика и ГП «АМПУ», согласно которому и осуществляется совместная реализация проекта. Из-за длительности проведения тендерных процедур, в силу ряда субъективных причин, не зависящих от ГП «АМПУ», сроки выполнения графика совместных работ с «М. В. Карго» не критичны, но сжаты. Это мобилизует китайских дноуглубителей на проведение эффективной и хорошо спланированной работы по реализации проекта. При этом, по словам Чрезвычайного и полномочного посла Китайской Народной Республики в Украине Ду Вэя, их основной задачей является закрепление на украинском дноуглубительном рынке, процесс вхождение на который у китайской стороны занял более пяти лет. Такая мотивация плюс крайне требовательное отношение нашего руководителя к выполнению взятых на себя обязательств дают все основания для уверенности в качественном выполнении условий контракта в сроки, им предусмотренные.

– Сотни гектаров, не использованных владельцами земель, которые «гуляют» в тылах порта «Южный», говорят о том, что надо ужесточать ответственность за их использование частным бизнесом.

– Трудно понять принципы, которыми руководствовались разработчики украинского земельного законодательства при определении статуса земель водного фонда, но ситуация на сегодняшний день выглядит следующим образом. Водная гладь акватории морского порта, согласно постановлению Кабинета министров, передана в пользование ГП «АМПУ», а право распоряжаться землями, расположенными под акваторией порта, закреплено за Одесской областной администрацией. Часть этих земель без учета Плана перспективного развития морского порта «Южный», а также согласования профильного Министерства инфраструктуры, передана в долгосрочную аренду частным структурам.

Прямо повлиять на арендаторов этих земель, потребовать выполнения условий договора может только тот, кто отдавал их в аренду – районные государственные администрации на основании прямого поручения облгосадминистрации. При широко бытующем мнении о том, что арендатор наделен особыми правами, действующее украинское законодательство предусматривает их изъятие в случае допущенных нарушений с выплатой арендной платы или нецелевого использования арендованных земель. При наличии политической воли в принятии решения о проведении соответствующими органами проверки соблюдения законности в вопросе использования земель, в том числе водного фонда, неожиданно обнаружатся тысячи гектаров земли, идеально подходящих для инвестирования в строительство портовых терминалов.

Не имея собственных земельных участков, подходящих для вложения крупных инвестиций, администрация морского порта «Южный» в вопросах стратегического развития порта старается влиять на решения собственников терминалов путем проведения с ними постоянных диалогов.

Довольно успешной и эффективной площадкой для обсуждения и определения общих интересов является совет порта, в состав которого входят все руководители портовых операторов и портовых терминалов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории морского порта «Южный». Возглавляет совет порта начальник администрации – Максим Широков.

В связи с тем, что каждый руководитель и потенциальный инвестор отстаивает свои коммерческие интересы и неохотно идет на любого рода уступки, крайне сложно организовать процесс обсуждения, особенно найти точку пересечения общих интересов для принятия решения. Надо отдать должное председателю совета порта, который за долгие часы, проведенные в дебатах (иногда заседания совета порта длятся по 3-4 часа), научился сохранять хладнокровие и убедительно направлять присутствующих к принятию согласованного и взаимовыгодного решения.

Один из ярких примеров процесса согласования советом порта – технико-экономическое обоснование самого крупного и значимого проекта, от которого напрямую зависит дальнейшая реализация всех остальных инвестиционных проектов. Это проект «Реконструкции водных подходов, маневровых зон и операционных акваторий возле причалов с учетом перспективного грузооборота морского порта «Южный».

Основной целью проекта являлась необходимость разработки общей схемы дноуглубления акватории морского порта «Южный» с учетом Плана развития порта и потребностей операторов, определение параметров водных подходов, операционной акватории и маневровых зон по каждому из причалов, а также определение очередности и объема дноуглубления по операционным акваториям. Проект состоит из 18 пусковых комплексов.

Сложность согласования ТЭО проекта была обусловлена тем, что в реализации Плана развития морского порта «Южный» принимают участие более 13 предприятий разной формы собственности, каждое из которых имеет свое видение дальнейшего развития порта.

В результате ТЭО проекта было согласовано всеми участниками процесса и утверждено Кабмином. Тем самым были решены основные задачи:

1. Появился научно-обоснованный алгоритм поэтапного перспективного развития акватории морского порта «Южный» на долгосрочную, до 2038 года перспективу.

2. Утверждена согласованная всеми портовыми терминалами и инвесторами схема компоновки планируемых под строительство новых причалов.

3. Определено, что запроектированные компоновочные решения дают возможность обрабатывать большегрузные суда дедвейтом до 250 тыс. тонн и позволят привлечь новые грузовые потоки и тем самым максимизировать прибыли. При этом расчетные показатели максимального объема обработки навалочных грузов в морском порту «Южный» составят 120 млн тонн в год.

Таким образом, были разработаны и внедрены единые правила игры для всех, без исключения. Теперь бизнес понимает дальнейшие перспективы развития акватории порта на многие годы и может, исходя из них, корректировать свои планы.

На сегодняшний день морской порт «Южный» – единственный из портов Украины, имеющий научно-обоснованный, согласованный правительством и портовым сообществом поэтапный алгоритм развития территории порта на долгие годы.

– Чтобы оценить свое будущее, инвестору, кроме места у кромки воды, нужно знать, как и на чем доставлять грузы…

– Решение одной стратегической задачи привело нас к необходимости решения еще одной не менее важной и масштабной задачи. Это разработка плана развития припортовой инфраструктуры общего пользования: сети железных и автомобильных дорог систем енерго-, газо-, водообеспечения и водоотведения. Это наш очередной масштабный проект, родившийся в процессе активных обсуждений на совете порта вопросов загруженности железных и автомобильных дорог.

По итогам проведенного тендера в государственной системе закупок ProZorro победителем справедливо был выбран ГП «ЧерноморНИИпроект». С научно-исследовательским институтом был заключен соответствующий договор на проведение проектных работ. До конца года он, взяв в подрядчики своих коллег, из ведущих украинских институтов, занимающихся проблемами железнодорожного и автомобильного транспорта, разработает План-схему развития припортовой инфраструктуры общего пользования.

Таким образом, «Южный» станет единственным среди морских портов Украины, кто будет иметь согласованный Генеральный план развития территорий, прилегающих к акватории морского порта.

Одновременно Администрация морского порта «Южный» ведет постоянную работу по привлечению иностранных инвестиций. Часть проектов строительства морских терминалов разрабатывалась под заказ конкретных агрохолдингов, которые на сегодняшний день, к сожалению, утратили финансовые возможности для их реализации. Одной из наших задач является ознакомление потенциальных инвесторов с этими проектами для их возможного возрождения. В последнее время увеличивается активность с их стороны. Так, если в 2014 году администрацию порта посетили три иностранные делегации, то уже в 2016-м мы приняли 22. Приезжают, знакомятся с инфраструктурой порта, с нашими инвестиционными проектами, планом перспективного развития и впоследствии через свои бизнес-контакты выходят непосредственно на диалог с арендаторами и владельцами земельных участков, расположенных вблизи акватории порта.

– У «Южного» есть проекты, будущее которых напрямую зависит от политических решений. Будет ли расконсервирован нефтетерминал «Пивденный» и будет ли построен LNG-терминал?

– Морской нефтетерминал «Пивденный» и нефтепровод «Одесса – Броды» находятся в ведении ПАО «Укртранснафта», в котором контрольный пакет акций принадлежит государству. Не в моей компетенции давать оценку эффективности работы менеджеров акционерного общества, но факт остается фактом: дорогостоящий терминал, построенный за государственные деньги, с 2012 года не работает и за эти годы не обработал ни одного судна.

По информации СМИ, в этом году произошли кардинальные кадровые изменения в совете директоров компании. Надеемся, это даст необходимый толчок для восстановления работы предприятия, ведь проектная мощность терминала составляет от 9 млн тонн до14,5 млн тонн нефти в год.

Тем более возможностью использования мощностей терминала для обработки каспийской нефти с дальнейшей ее транспортировкой через нефтепровод «Одесса – Броды» уже заинтересовалась азербайджанская сторона. Они готовы заводить к нам танкеры, но при условии получения скидок на портовые сборы.

Идею создания LNG-терминала в морском порту «Южный», не смотря ни на что, мы считаем достаточно перспективной. Технико-экономическое обоснование проекта разработано испанцами, прошло независимую экспертизу, имеет достаточно перспективные показатели. На сегодняшний день ГП «Национальный проект LNG-терминала», работу которого опорочил бывший руководитель, признано банкротом. Однако разрешение на разработку проекта землеустройства под строительство терминала в порту «Южный», выданное Одесской облгосадминистрацией 17 января 2014 года, никто не отменял.

Самое главное в том, что реализация проекта дала бы мощнейший толчок для наращивания производства на Одесском припортовом заводе – основном потребителе сжиженного природного газа. Это позволило бы производить конкурентную по цене продукцию.

Существует еще одна проблема в реализации проекта LNG-терминала – это согласование прохода судов со сжиженным газом через Босфор. Тут опять же нужно политическое решение. На сегодня над этим вопросом работают в Мининфраструктуры и МИДе. Госструктуры имеют большую инерцию, нужно просто раскрутить маховик, потом его не остановишь.

Тут главное – знать, в каком направлении толкать этот маховик снизу. И не отступать – «дорогу осилит идущий». Наш руководитель часто говорит нам: «Вы просто не знаете, на что вы способны. Я в вас верю больше, чем вы сами в себя верите».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать