Вверх

Контейнерные перевозки: как одна идея изменила экономическую географию мира

06 июня 2016 Наталья Рыженкова

Индустрии контейнерных перевозок в этом году исполнилось 60 лет

Контейнерные перевозки: как одна идея изменила экономическую географию мира

Основатель контейнерной индустрии Малкольм Маклин

26 апреля 1956 года, первый контейнеровоз Ideal X, переоборудованный из старого нефтеналивного танкера, отправился в свой первый рейс из Ньюарка в Хьюстон с 58 металлическими 35-футовыми контейнерами. Именно этот момент принято считать точкой отсчета в истории контейнерных перевозок.

Человек, который изменил мир

Изобретателем контейнера и отцом контейнерных перевозок общепризнанно считается американец Малкольм Маклин (Malcolm McLean). Именно ему в конце 30-х годов пришла в голову идея использовать контейнер для грузовых перевозок. Малкольм Маклин родился в 1913 году в многодетной семье фермера из Северной Каролины (США). Он получил только среднее образование, после чего какое-то время работал на бензоколонке, пока не накопил в 1934 году небольшие деньги на покупку подержанного грузовика. Малкольм вместе с сестрой и братом организовал компанию McLean Trucking, первоначально занимающуюся буксировкой пустых табачных бочек. Какое-то время он был одним из водителей в собственной компании.

К 1940 году компания уже насчитывала 30 грузовиков, а затем Маклин превратил McLean Trucking в одну из крупнейших транспортных компаний в США – с 1770 грузовиками и 32 терминалами. Но идея с контейнерами пришла Маклину в голову еще в 1937 году, когда он почти сутки промаялся на причале в ожидании своей  очереди на разгрузку автомашины, наблюдая, как пара десятков грузчиков и матросов разгружали одну за другой машины и по цепочке передавали коробки и тюки на палубу корабля. Тогда у Маклина и зародилась идея, изменившая как его жизнь, так и жизнь всей планеты. Он подумал: почему бы на суда не загружать сами грузовики с прицепами. Позже он понял, что можно использовать при погрузке только сам трейлер и никаких колес… И не один трейлер, не два, не пять, а сотни на одном судне.

В то время для реализации своей идеи Маклин не нашел единомышленников. Ни один из крупных судовладельцев, к которым он обращался со своими предложениями, не поддержал его. И в один прекрасный день Маклин подумал, что нет ничего невозможного, и решил реализовать свою идею самостоятельно. В 1955 году он продал свою уже преуспевающую автотранспортную компанию за $25 млн и купил две другие: Pan-Atlantic Steamship и Gulf Florida Terminal. Объединенные компании получили название McLean Industries.

Первый контейнер

От идеи до воплощения в жизнь прошло 19 лет, когда в апреле 1956 года Маклин загрузил в Ньюарке первые 58 контейнеров на свой первый контейнеровоз (переоборудованный из танкера) Ideal X. И революция на транспорте началась. Контейнер Малкольма был выполнен в виде герметичной металлической коробки.

Он использовал метрики грузовиков, установленные в то время в США. Американский инженер и изобретатель Кит Тантлингер под руководством Маклина сконструировал первый контейнер для американского стандартного размера грузовика – 35 футов (8 футов в ширину и 8 футов высотой). Позже он был стандартизирован и назван Twenty-foot Equivalent Unit (TEU). Именно стандартизация дала толчок развитию интермодальных перевозок. Тантлингер не только разработал сам контейнер, но и воплотил в жизнь инновационную идею каркаса контейнера с усиленными угловыми стойками, благодаря которым стало возможным штабелирование контейнеров в несколько ярусов.

Сегодня для контейнерных перевозок используют уже пять наиболее распространенных стандартных длин: 20 футов (6,10 м), 40 футов (12,19 м), 45 футов (13,72 м), 48 футов  14,63 м) и 53 футов (16,15 м). Малкольм Маклин не только изобрел контейнер, судно-контейнеровоз и автомобильную контейнерную площадку, но главное – он предложил комплексное решение и создал законченную модель контейнерных перевозок: загрузка в месте отправки и выгрузка в месте назначения. В 1950 году торговое судно средних размеров могло перевозить 10 000 тонн груза со скоростью 16 узлов. После внедрения контейнерных перевозок это же судно уже транспортировало 40 000 тонн со скоростью 23 узла.

С использованием контейнеров в 1956 году затраты на погрузочные работы сократились в 36 раз, до $0,16 за тонну.

Контейнерная революция

Уже в 1957 году появилась регулярная контейнерная линия, соединившая Нью-Йорк, Флориду и Техас. В 1963 году Мальком перерезал ленточку первого специализированного контейнерного терминала в Ньюарке. Как и любые другие инновационные идеи, контейнерные перевозки имели противников. Некоторые все еще верили в то, что перевозка навалом не потеряла своей актуальности, а рабочие в доках высказывали недовольство по поводу контейнерных перевозок, боясь остаться без работы.

Перевозки в контейнерах значительно упрощали и удешевляли перевозку грузов, однако они не сразу стали распространяться по миру. В этом, как ни странно, помогла война во Вьетнаме. Маклин, преодолев множество бюрократических преград, предложил правительству США доставлять военные грузы во Вьетнам с помощью контейнеров, и этот эксперимент прошел очень успешно.

Грузы стали доставлять в пять раз быстрее, а транспортировка обходилась в несколько раз дешевле. В 1960 году Маклин сменил название своей компании на SeaLand, что отражало комбинированный характер перевозок – по морю и по суше в унифицированных контейнерах.

В 1966 году он запустил первую линию трансатлантических перевозок. За 15 лет своего существования SeaLand превратилась в ведущую транспортно-судоходную компанию мира, располагавшую 27 тысячами контейнеров, 36 контейнеровозами и представительствами более чем в 30 ведущих портах мира. В 1969 году SeaLand была продана за $530 млн R.J. Reynolds Industries, а в 1999 году ее приобрел за $800 млн датский гигант Maersk. Новая компания получила название Maersk Sealand, позднее сменившееся на Maersk Line.

Малькольм Маклин запатентовал свое изобретение, но оставил право грузоперевозчикам пользоваться им бесплатно, что способствовало стремительному развитию контейнеризации. Малькольм вряд ли мог предположить, насколько успешным станет его изобретение. Контейнеры навсегда изменили экономическую географию мира, сделав товары более доступными. Благодаря контейнерам, промышленность всех континентов приобрела множество новых потребителей, а потребители – разнообразие товаров из всех уголков земного шара.

Ежегодно в мире перевозится нескольких сотен миллионов контейнеров. Ежедневно в пути находится около 15 млн контейнеров. Контейнеры постоянно модернизируются, равно как и технологии их перевозки. И сегодня в контейнерах перевозятся практически любые виды грузов, как генеральные, так и навалочные, и жидкие. Результатом постоянного прогресса стало появление первых контейнеровозов с ячеистой системой вместимости в начале 70-х годов. Первые – 800 TEU, а позже – 1000 TEU, 3500 TEU, 4000 TEU и так до 19 224 TEU (крупнейший контейнеровоз MSC Oscar, спущенный на воду 8 января 2015 года).

В ближайшем будущем будут построены суда вместимостью 24 000 TEU. За 60 лет ввели множество стандартов и некоторые ограничения, но что все еще остается неизменным – это высокая скорость, низкие цены и безопасность перевозимых грузов. Сам автор контейнерной революции прожил достаточно долго, чтобы увидеть, как меняется мировое судоходство. Скончался Малкольм Маклин в 2001 году в возрасте 87 лет.

В день его похорон контейнерные суда всего мира подали протяжный гудок в честь памяти Малькома Маклина, отдавая последнюю дань уважения отцу контейнерных грузоперевозок. Международный морской зал славы присвоил Маклину титул «Человек столетия». Журнал Forbes назвал Маклина «одним из немногих, изменивших мир». И, несмотря на свою простоту, изобретение контейнера и контейнерных перевозок на самом деле является одной из главных инноваций ХХ века и до сих пор остается мощным драйвером глобализации.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать