Вверх

LNG для судов: великий переход

08 февраля 2017 Марк Шевченко

Сокращение эмиссии двуокиси углерода морскими судами – одна из основных задач, стоящих перед морской и портовой индустрией. Порты изучают возможность перехода на сжиженный природный газ.

LNG для судов: великий переход

Работающая в рамках ООН Международная морская организация в 2016 году поставила новые рамки, определяющие чистоту используемого судовыми двигателями топлива: содержание серы в топливе не должно превышать 0,5% с 2020 года (сегодня – 3,5%). Естественно, что так называемое бункеровочное топливо – относительно дешевое, но, по сути, являющееся мазутом, а значит, максимально загрязняющее атмосферу и используемое сейчас абсолютным большинством судов – перестанет быть опцией всего через три года.

Порты по всему миру сейчас изучают возможность перехода на сжиженный природный газ, в котором практически не содержится серы. Прекрасная с экологической точки зрения альтернатива.

Бесспорно, и ей есть альтернатива: использование для двигателей более дорогих продуктов нефтеперегонки или скрубберов может помочь существующим судам соответствовать новым требованиям экологичности, навязываемым IMO. Тем не менее, норвежская DNV GL, сертифицирующая суда с точки зрения безопасности, полагает, что LNG – лучшее топливо для многих новых судов, которые будут сданы в ближайшие годы. А Exxon Mobil Corp. в своем исследовании 2016 года, посвященном перспективам энергетики, считает, что доля сжиженного природного газа в качестве топлива для судовых двигателей вырастет к 2040 году до 10% с 1% в минувшем году.

В настоящее время флот судов, работающих на LNG, составляет 97 единиц, еще 91 судно строится на различных судоверфях, по данным DNV GL, которые приводит Bloomberg. В 2020 году это количество может вырасти до 250 единиц, включая перевозчики сжиженного газа и речные суда, как следует из отчета классификационного общества.

Сейчас большинство судов, работающих на газе, совершают лишь короткие рейсы., например, в пределах Балтийского моря или между Флоридой и Коста-Рикой. В большинстве случаев LNG доставляется на судно грузовиками, что замедляет бункеровку и, в сущности, ограничивает использование газа лишь двигателями небольших судов.

Более совершенная инфраструктура, в которой нуждаются порты, чтобы снабжать LNG крупные океанские суда, начала развиваться лишь в последнее время. Так, в 2014 году Роттердам стал первым портом, разрешившим бункеровку LNG по схеме «ship-to-ship». И лишь в 2015 году первая заправочная LNG-станция, оборудованная заправочными рукавами, пригодными для этого топлива, появилась в норвежском Ставангере.

Морские и речные самоходные суда «ответственны» за 3,1% глобальных выбросов между 2007 и 2012 годами. Имея в виду, что объемы перевозок обещают вырасти вчетверо в 2050 году (по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития и Европарламента), доля морского транспорта в общем объеме выбросов СО2 может вырасти до 17%. В случае тотального перехода глобального судоходства на LNG, выбросы углекислого газа судами сократятся на 20%.

Помимо сугубо экологического эффекта, сторонники этой идеи выдвигают и другие резоны, в частности, финансового характера. Проведенное в 2014 году канадскими специалистами исследование показало, что инвестиции в работающие на LNG двигатели крупных судов, эксплуатируемых в зонах, где осуществляется контроль выбросов, окупаются всего за год.

Имея в виду, что северная часть Тихого океана вскоре обгонит Северную Атлантику в качестве самого загруженного транспортного коридора, обещает интенсифицироваться конкуренция между портами США и Канады в обслуживании судов трейда Азия – Северная Америка. Напомним, что в сумме разведанные запасы газа этих стран являются четвертыми в мире.

Канада, считают аналитики, имеет ряд географических и геологических преимуществ. В частности, переход из Китая в порты Британской Колумбии занимает на три дня меньше, чем в другие североамериканские порты. Кроме того, Ванкувер, в частности, уже имеет доступ к природному газу – благодаря двум складам LNG компании Fortis Inc., расположенным поблизости. Кроме того, на сегодняшний день уже прозвучало более 20 предложений о строительстве экспортных (рассчитанных на азиатского потребителя) LNG-терминалов вдоль побережья этой провинции.

Royal Dutch Shell SA использует свои позиции как крупнейшего глобального поставщика LNG, чтобы повлиять на спрос на это топливо, причем не только - как было в самом начале - в энергетическом секторе мирового рынка, но и в транспортной отрасли, говорит Тахир Фарук, генеральный директор североамериканского LNG-дивизиона компании. Недавно она подписала соглашение с Carnival Corp. о поставках газа на суда круизного гиганта.

Shell уже предлагает варианты снабжения сжиженным газом судов, заходящих в Роттердам, порты Восточного побережья и Мексиканского залива США, на Средний Восток, в Сингапур и порты Средиземноморья. Фарук утверждает, что использование LNG даст не только экологический эффект, но и позволит операторам судов сэкономить на расходах.

Конкурентоспособность портов США базируется в этом отношении на доступности недорогого сланцевого газа. Стоит упомянуть, что цены на него в США с середины 2008 года упали в три раза. В США уже есть технологии строительства заправочных станций – мощности располагаются в Джексонвилле, Флорида, и в Луизиане (порт Фуршон). Проект Puget Sound Energy Inc. стоимостью в $310 млн, реализуемый в Такоме, штат Вашингтон, позволит осуществлять бункеровку танкеров компании Tote Inc. Завершение проекта запланировано на конец 2019 года.

В ноябре прошлого года гавайская Pasha Group заказала два контейнеровоза, работающих на сжиженном газе. Сроки поставки – 2019 и 2020 годы, и контракт предусматривает опцию заказа еще двух единиц. Эти суда смогут заправляться в Южной Калифорнии, служа «катализатором развития инфраструктуры, в которой в скором времени будут нуждаться и глобальные перевозчики», - сказал Мэтт Джексон, вице-президент по развитию бизнеса LNG в Crowley Maritime Corp.

Как бы то ни было, переход на LNG в качестве судового топлива будет медленным и зависеть скорее от готовности судовладельцев заказывать суда с двигателями, работающими на LNG, чем с намерениями переделать уже существующие. Убедить судовладельцев и порты инвестировать по-настоящему в новую технологию – задача не из простых, считает Мадлейн Джоди из нью-йоркской Pira Energy Group. Впрочем, новые правила IMO, касающиеся чистоты топлива, могут этот процесс ускорить.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать