Вверх

Логистика экспорта зерна Украины: взгляд Soufflet Group

13 февраля 2017 Максим Баженов

Сколько вагонов-зерновозов понадобится Украине через пять лет и почему перевалка зерна в контейнерах – это перспективно

Логистика экспорта зерна Украины: взгляд Soufflet Group

На фото: Николай Горбачев, ports.com.ua

Soufflet Group – французская компания с оборотом в 4,6 млрд евро, 42 предприятиями в 18 странах и более 7 тысячами сотрудников. Свою деятельность в Украине группа начинала с производства солода. В 2004 году компания приобрела Славутский солодовенный завод (Хмельницкая область). Эта солодовня является крупнейшей в Восточной Европе и может производить 200 тыс. тонн солода в год. В развитие и модернизацию этого предприятия группа вложила 20 млн евро. В 2009 году французы купили Днепропетровский пивоваренный завод "Дніпро", способного производить до 100 тыс. тонн солода в год. Таким образом, Soufflet стала самым крупным производителем солода в Украине. Зерна из Украины компания экспортирует около 500 тысяч тонн в год.

Другой сферой деятельности группы в Украине является создание сети собственных элеваторов. В 2009 году Soufflet купила элеватор в Жашкове (Черкасская область). Позднее группа приобрела элеваторы в Городке (Хмельницкая область) и Каролине (Винницкая область). В 2015 году Soufflet Group объявила о планах построить зерновой терминал в Черноморском порту. Но эти планы пока так и остались на бумаге.

10 февраля в Киеве состоялась конференция «Стратегии экспорта: трейдинг и логистика» (организатор «ПроАгро»). Предлагаем вашему вниманию ключевые тезисы из доклада директора New World Grain Ukraine (украинская «дочка» Soufflet Group) Николая Горбачева:

О портовой перевалке

Думаю, что, пока в Украине цена перевалки в районе $15 – это будет выгодный бизнес, и в ближайшие лет десять мы увидим еще несколько новых проектов, которые будут строиться.

За минувшие три года перевалка подешевела на $5. Я помню лет 15 назад, когда стоимость перевалки была $10 за тонну, но на тот момент не было грузов – экспорт из Украины был на уровне 3 млн тонн, поэтому любая перевалка, конечно же, хотела заполучить себе хоть какой-нибудь груз, и соответственно, снижала стоимость.

Сегодня пик по стоимости мы уже прошли и дальнейшая тенденция будет к понижению. Думаю, что норма рентабельности пока еще достаточно существенная.

О пропускной способности

Элеваторы способны грузить 715 тыс. тонн в день. После этого мы грузим зерновые на железную дорогу. Железная дорога нам подает вагоны всего лишь на 117 тыс. тонн – это одна седьмая потребности, элеваторы могут грузить в семь раз больше. После этого у нас следующий проблемный участок – станции в портах, которые способны обработать только 200 тыс. тонн грузов. И затем у нас идут порты – в портах мы можем выгрузить 182 тыс. тонн. И следующее – мы можем грузить на суда 250 тыс. тонн в сутки. Таким образом, у нас на сегодня самое узкое горло – это, конечно же, наличие вагонов-зерновозов. Следующий этап – это станция и разгрузочные мощности в портах.

Читайте также Что будет с ценами на аграрные грузы Украины: прогноз ADM

На сегодня у нас объем экспорта – 45 млн тонн, включая шрот и все зерновые, которые мы экспортируем (40-42 млн тонн зерна и около 3-4 млн тонн соевого шрота, подсолнечного шрота и т.д.). Если бы весь этот объем перевозить по железной дороге – нам бы потребовалось 18 740 вагонов при работе в 365 дней в году, без выходных и праздников. Но в сложившейся ситуации, где мы перевозим по железной дороге лишь 67%, нам достаточно 12 656 вагонов. При этом 12,6 млн тонн мы по-прежнему везем автотранспортом. Я здесь не учитывал речку, потому что речкой везет единственный экспортер, у которого есть свой флот.

Если экспорта зерна вырастет до 60 млн тонн, то потребуется 25 тыс. вагонов при 100% вывозе железной дорогой. Но если представить, что автотранспорт по-прежнему будет везти 12,6 млн тонн – то вагонов потребуется 19,7 тыс. То есть, это та цифра, к которой мы можем прийти в ближайшие четыре года по производству и экспорту. Нам уже критически будет не хватать вагонов. Если говорят, что у «Укрзализныци» есть около 14,1 тыс. вагонов вместе с привлеченными, то дефицит около 5,5 тысяч. Вопрос, где мы возьмем эти вагоны.

фото: ports.com.ua

О зерне в контейнерах

Поднимался вопрос по поводу перевозки в контейнерах. Если взять Японию, которая импортирует порядка 15 млн тонн кукурузы – так вот значительную часть они покупают в контейнерах. Контейнеры – это практически в розницу. Это гораздо больше покупателей. Бросил 20 тонн – взял и отправил какому-то конкретному покупателю, у которого совсем небольшой завод по производству кормов. А человек, который способен заплатить 5-10 млн за большое судно – таких компаний очень мало. Поэтому я думаю, что будущее – за контейнерными перевозками.

О перспективах экспорта

Урожайность зерновых в Украине повышается в среднем на 18% в год на протяжении последних 12 лет. Если эта тенденция сохранится – с 2018 по 2022 год урожайность повысится почти до 4 т/га. Прирост площадей под посевную составляет в среднем 6% в год, прирост внутреннего потребления - 8%.

При таком подходе, к 2022 году мы с вами получим увеличение производства зерна в районе 91,7 млн тонн и экспорт – 60,5 млн тонн. Я думаю, эти цифры будут гораздо выше, потому как прирост в посевных площадях и прирост в урожайности будет расти более стремительно, а внутреннее потребление будет сокращаться. Поэтому, я думаю, мы с вами увидим цифру экспорта в 60 млн тонн буквально уже через 2-3 года максимум, даже не будем ждать 2022 года.

Если брать таможенную статистику, то мы видим, что ТОП-5 украинских экспортеров экспортируют более 50% зерна. Следующая пятерка экспортирует еще 10% зерна. И следующая десятка (с 11 по 20 место) экспортирует чуть меньше 10%. Поэтому пять крупнейших экспортеров задают тренд в способе вывоза. Как они придумают вывозить – динамика так и пойдет. Если будут везти по реке – значит, экспорт пойдет по реке. Это компании, которые обладают опытом, структурой, деньгами, доверием. Они и есть драйверами рынка.

О рынках сбыта

Наши покупатели по пшенице за последние два сезона – это Европейский Союз, Египет, Бангладеш, Индонезия, Израиль. Здесь можно акцентировать внимание на том, что ЕС – это очень хороший рынок: 500 млн человек работоспособного населения. И наше зерно тоже туда пробивается и находит там свое место.

Но, вместе с тем, появилась общая тенденция, при которой трейдеры больше смотрят на Азию. Если к 2050 году население нашей планеты вырастет до 9 млрд человек – то вряд ли это население даст прирост в Европе или в США. Наверняка, этот прирост обеспечит Азия.

При таком приросте населения, конечно же, потребление зерна в Азии увеличится очень существенно. И это мы можем наблюдать в последние два сезона: для нас открылся рынок Индонезии, Индии.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать