Вверх

Логистика «УкрАВТО»: ставка на порты

28 октября 2017 Андрей Муравский

«УкрАВТО» планирует увеличить использование водного транспорта в своей логистической цепочке – корпорация работает над тем, чтобы зайти на африканский рынок с уже готовой продукцией. Как сегодня работает логистика автомобильной компании.

Логистика «УкрАВТО»: ставка на порты

В цехах завода АвтоЗАЗ, главного актива корпорации «УкрАВТО», шумно. Манипуляторы переносят листы металла, штампуются детали. Вот устройства, похожие на слонов, наносят краску на уже сваренный корпус... И хотя объемы производства очень далеки от докризисных (конвеер периодически уходит в «спящий режим»), предприятие продолжает работать, в том числе – и на экпорт. «Порты Украины» выяснили, как выстроена логистика «УкрАВТО» и какие объемы идут через украинские порты.

Корпорация «УкрАВТО» как производит автомобили, так и завозит в Украину авто иностранного производства, являясь дистрибьютором ряда марок. На заводе в Запорожье производятся ZAZ Lanos, ZAZ Vida, ZAZ Forza. Кроме того, в Мелитополе на заводе компании собираются автобусы.

Читайте также Логистика «Интерпайпа»: нестандартно и экономно

В 2008 году АвтоЗАЗ реализовал 280 тыс. транспортных средств. Спустя пять лет, в 2014-м  было продано только 13 тыс. штук машин производства ЗАЗа. А за прошлый год ЗАЗ выпустил всего 526 единиц, из которых 403 – легковушки. Для предприятия мощностью 120 тыс. автомобилей в год – это вообще ничего. Более того, выпускать такое малое количество автомобилей еще и очень накладно.

Тем не менее, завод вопреки всем обстоятельствам, продолжает работу. Чтобы не работать на склад, а оперативно реагировать на запросы дилеров, было произведено техническое переоснащение автосборочного производства и снижен темп с 30 автомобилей в час до 3-5 штук.

фото - Эмма Солдатова

Специализированные издания отмечают, что «УкрАВТО» практически дотирует завод за счет продаж иномарок, которые завозит в Украину. Это Mercedes-Benz, smart, Maserati, Jeep, Ducati, KIA, Chevrolet, Opel и Chery.

Часть иномарок попадает в страну через порт Черноморск судами (через терминал паромного комплекса ЧМТП), часть – завозится автовозами из Европы. Рекордным стал 2011 год, после которого поставки сократились в несколько раз. В 2016 году «УкрАВТО» завезла в Украину более 7 тыс. авто, а морским путем лишь около 20% машин марок KIA, Chery и Chevrolet. «Бренд Chery  поставляется из Китая, Chevrolet – из Кореи, KIA – из Кореи и Словакии, Jeep – из Италии и США. Mercedes-Benz завозится из Германии, Maserati – из Италии», – уточнили в компании. Кроме того, в 2016 году на ПАО «ЗАЗ» доставлено 21 TEU комплектующих.

На вопрос «Портов Украины», перевозятся ли авто, закупленные «УкрАВТО», в контейнерах, в корпорации ответили, что «автомобили доставляют в контейнерах только в исключительных случаях, для выставки или презентации новых моделей». В мире такое практикуется – автомобили перевозят как в двадцати, так и в сорокафутовых контейнерах, в которых помещается до четырех легковых автомобилей (при двухъярусной загрузке), закрепленных  внутри контейнеров крепежами.

В пяти километрах от порта Черноморск у «УкрАВТО» есть собственная площадка – бывший «Ильичевский завод автомобильных агрегатов». Ранее она использовалась для сборочных работ. В частности, с 2006 года здесь собирались автобусы I-VAN (на базе шасси индийской ТАТА), ряд моделей авто, грузовики. Но потом рынок «упал», сборку перенесли в Мелитополь, а площадка в Черноморске стала использоваться «для транспортной обработки грузов, работы грузового железнодорожного транспорта и т.д.». Площадь «Черноморского логистического центра» составляет 46,7 гектаров, из которых 26 тыс. м2 – складские помещения и 10 тыс. м2 – контейнерная площадка.

«Ныне ООО «Черноморский логистический центр» используется в режиме Таможенного комплекса и складов хранения грузов. Сейчас ЧЛЦ обрабатывает в основном экспортные грузы, при чем собственные грузы здесь на данный момент не обрабатываются», – рассказали «Портам Украины» в «УкрАВТО».

АвтоЗАЗ в контейнерах отправляет в Египет машинокомплекты Lanos и Chevrolet

Кроме того, морем АвтоЗАЗ в контейнерах отправляет в Египет машинокомплекты Lanos и Chevrolet, где на предприятии General Motors Egypt делается окончательная сборка. Так, в 2016 году АвтоЗАЗ поставил 16 тыс. машинокомплектов. В числе прочего Египетский завод использует в производстве штамповку, которая делается на прессовом оборудовании ЗАЗа. На этот год египтяне также законтрактовали 10 тыс. комплектов штамповки для Lanos и Aveo. Ранее морем доставлялись также комплектующие в Грузию, Корею и Сирию.

В прошлом году в Египет было отгружено 270 TEU с машинокомплектами. Также поставлялись они еще и в Эфиопию. «Погрузка машинокомплектов в контейнера производится на ПАО «ЗАЗ». Пустые контейнеры подаются из порта в Запорожье, там они загружаются, проводится экспортное таможенное оформление и отправляются в порт. После контейнера с машинокомплектами грузятся на борт судна и доставляются в порт Саид (Египет)», – рассказали «Портам Украины».

Автомобили, контейнеры с машкомплектами и деталями «УкрАВТО» доставляет по Украине самостоятельно. Для этого в составе корпорации есть «АСКО-ЭКСПЕДИЦИЯ» с собственным парком автовозов. Компания работает и на международном рынке, в том числе и со сторонними заказчиками.

Из-за рубежа приходится завозить и автолист, который в Украине не производится.

Из-за рубежа приходится завозить и автолист, который в Украине не производится. Его покупают у USS в Словакии и у ArcelorMittal Бельгия. Для транспортировки такого груза используются специальные вагоны и полуприцепы с возможностью вертикальной загрузки  и наличием специальных ложементов для укладки и фиксации рулонной стали.

«В начале 2016 года доставка контейнеров осуществлялась ж/д транспортом, но после последней индексации ж/д тарифа с мая 2016 года доставка груженных контейнеров в порт производится автотранспортом», – говорят в «УкрАВТО» .

В дальнейшем «УкрАВТО» планирует увеличить использование водного транспорта в своей логистической цепочке – корпорация работает над тем, чтобы зайти на африканский рынок с уже готовой продукцией. У корпорации уже появились новые дилеры – в Эфиопии и Нигерии.

При этом директор АвтоЗАЗа Николай Евдокименко отмечает, что требования к качеству товара в странах Северной Африки в последнее годы ужесточились. На это влияют и сами мировые автопроизводители, которые построили там заводы. «Каждый мировой бренд стремиться «охранять» свою территорию разными путями и «не пустить» конкурентов. Страны Северной и Центральной Африки существенно ужесточили свои требования к качеству поставляемого товара другими поставщиками именно из-за проникновения европейского капитала и промышленного производства. Поэтому страны Африки десять лет назад и сейчас – это «две большие разницы», – утверждает он.

Тем не менее, ЗАЗ вложил в общей сложности несколько миллионов гривен в подготовку и сертификацию авто под экологический стандарт Евро-5, а автобусов малого и среднего класса – под стандарт Евро-6.  «Мы уже смогли пробиться на весьма закрытый европейский рынок и поставили первую партию из 11 автобусов в Польшу, продолжаем производить их», – говорит Евдокименко.

Читайте также Логистика ArcelorMittal в Украине: с опорой на порты

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать