Вверх

Масло сулит портам рост и развитие

05 сентября 2017 Константин Ильницкий

Отечественные гавани из года в год увеличивают перевалку растительного масла и наращивают соответствующие мощности

Масло сулит портам рост и развитие

Переработка растительных масел – одно из немногих направлений портовой перевалки в Украине, демонстрирующее в последние годы стремительный рост, несмотря на кризис. С 2008-го по 2016 год эта перевалка в морских портах выросла в три раза – с 1562,1 тыс. тонн до 4709,9 тыс. тонн (в этих объемах экспорт составил 93%). В 2017 году прогнозируется увеличение перевалки масел до 5500 тыс. тонн.

Предпосылки для роста

Особое значение для всей внешней торговли страны имеет рост экспорта подсолнечного масла, в подавляющем большинстве случаев осуществляемый через морские порты. По данным Государственной фискальной службы Украины, в 2016-м за рубеж было отправлено свыше 4,8 млн тонн этого масла на общую сумму $3,7 млрд, что составляет более 10% в общем объеме украинского экспорта.

Базовые предпосылки для таких успехов были заложены еще в 1998 году, когда удалось ввести экспортную пошлину на семена подсолнечника. Это создало условия для перехода с экспорта сырья – подсолнечника – на производство продуктов питания и кормов. После этого шага правительства, по данным ассоциации «Укролияпром», в Украине было запущено 35 новых маслоперерабатывающих производств, а страна вышла на первое место в мире по экспорту подсолнечного масла.

Ряд таких крупных производств было создано в непосредственной близости к территории морских портов страны. Например, в 2008 году у Ильичевского морского порта был построен «Ильичевский масложиркомбинат». В 2013 году вблизи порта «Южный» был запущен завод по переработке масличных культур компании «Дельта Вилмар СНГ».

В июне 2016 года в Николаевском морском порту состоялось торжественное открытие производственно-перевалочного комплекса компании «Бунге-Украина», входящей в транснациональную корпорацию Bunge. Комплекс состоит из маслоэкстракционного завода, терминала для перевалки растительного масла и зернового терминала. А в июле 2016 года у порта «Южный» был открыт самый крупный в Украине ориентированный на экспорт маслоэкстракционный завод компании «Олсидз». Отправка масла осуществляется с терминала группы «ТИС».

Первейшим условием для роста экспорта масел является увеличение производства масличных культур. В 2016 году, по данным «АПК-Информ», производство основных видов масличных культур в Украине в первично-оприходованном весе составило более 19 млн тонн. При этом подсолнечника было собрано 13,6 млн тонн, сои – 4,28 млн тонн, рапса – 1,1 млн тонн. Рост урожая, главным образом, обеспечило рекордное производство подсолнечника, которое на 22% превысило показатель предыдущего года.

По словам генерального директора ассоциации «Укролияпром» Степана Капшука, основные задачи отрасли на ближайшие годы состоят в расширении сырьевой базы, ассортимента и глубины переработки продукции, рынков сбыта. К примеру, Украина производит лишь 600 тыс. тонн рафинированного подсолнечного масла, что составляет около 10% всего масла. По этому показателю страна находится на четвертом месте в мире (первое место – у Турции). Украинским переработчикам следует больше ориентироваться на этот сегмент рынка, хотя такие усилия и повлекут дополнительные затраты.

Возможности для экспорта отечественной масложировой продукции сегодня связаны, прежде всего, с потребностями Китая и Индии. Эти страны в последние годы стали основными импортерами украинского подсолнечного масла (закупая соответственно 30% и 14% от объемов экспорта данной продукции из Украины).

Основными покупателями масел, по данным «АПК-Информ», являются, помимо Индии и Китая, такие страны ЕС, как Испания, Голландия, Италия. Растут поставки украинского масла в страны Африки, Иран и Ирак.

Развитие портовой инфраструктуры

Для успешного роста экспорта, по мнению Степана Капшука, необходимо дальнейшее развитие логистической инфраструктуры. Речь идет о необходимости увеличивать мощности по хранению и перевалке растительных масел и сопутствующей продукции в портах.

Мощности эти активно наращивались в наших портах особенно в последнее десятилетие. Так, в 2004 году в Ильичевском морском порту компания RISOIL S.A. ввела в эксплуатацию один из самых больших терминалов Европы по перевалке растительных масел. Ныне мощности компании «Терминал Рисойл» в Черноморске позволяют хранить до 105 тыс. тонн и переваливать до 1,5 млн тонн масел.

В 2006 году начал работать с растительными маслами «Терминал-Укрпищесбытсырье» у Днепро-Бугского порта. Сегодня он имеет самый большой в стране резервуарный парк для единовременного хранения 186 тыс. тонн и самые большие мощности по перевалке масел – до 2 млн тонн в год.

В 2006 году компанией «Дельта Вилмар» был запущен комплекс по перегрузке и переработке тропических масел в порту «Южный», рядом с которым, как отмечалось выше, с 2013 года начал работать завод по переработке масличных культур. Мощности перевалочного комплекса к сегодняшнему дню выросли до 1 млн тонн.

В 2010 году в Николаевском морском порту вошел в строй новый терминал по перевалке пищевых масел компании «Эвери». Его мощность поначалу составляла 0,5 млн тонн в год, а к 2017 году выросла до 1,5 млн тонн. Если в 2010 году резервуарный парк одновременного хранения составлял там 12 тыс. тонн, то к 2017 году – уже 145 тыс. тонн.

В июле 2013 года на территории Индустриального парка компании «ТИС» состоялось открытие терминала по перевалке растительных масел компании «Олсидз». Сегодня этот терминал может переваливать до 700 тыс. тонн масел. В июле 2013 года по соседству был сдан в эксплуатацию терминал «Рисоил-Юг», мощность которого ныне составляет 600 тыс. тонн. И так далее.

 

Мощности терминалов

В настоящее время, по данным ИАЦ BlackSeaTrans, общая мощность перевалочных терминалов растительных масел в морских портах оценивается в 10,65 млн тонн. Ведут эту перевалку 15 терминалов, комплексов, расположенных в 7 континентальных морских портах. Они располагают резервуарами для единовременного хранения 866 тыс. тонн масел. В двух портах (Мариупольском и Измаильском) перевалка масел ведется по прямому варианту.

Среди портов за первое место по объемам грузооборота растительных масел в последние годы соревновались Ильичевский («Черноморск») и Николаевский морские порты. В 2016 году Николаевский морской порт пошел в «отрыв», перевалив 1994,8 тыс. тонн. Основная заслуга здесь терминала «Эвери» из группы компаний OREXIM, грузооборот которого вырос до рекордных 1323,8 тыс. тонн. У занимающей среди терминалов второе место по грузообороту компании «Дельта Вилмар» (порт Южный) – 624,9 тыс. тонн.

В первом полугодии 2017 года Николаевский морской порт еще увеличил свой отрыв, перевалив на 44,9% больше, чем в первой половине 2016 года. «Черноморск» также увеличил перевалку, но на меньшую величину – на 17%.

Любопытно, что все последние годы при активном наращивании объемов экспорта параллельно шло сокращение импортных поставок. Если в 2008 году из всего объема перевалки в 1562,1 тыс. тонн импорт составлял 34%, то в 2016 году доля импорта растительных масел в перевалке упала до 5,2% (в абсолютных цифрах – до 246,4 тыс. тонн).

Перспективы

За первое полугодие 2017 года в морских портах страны было переработано 3061,5 тыс. тонн растительных масел, что на 29,7% больше, чем в первом полугодии 2016 года. В общем объеме перевалки экспорт составил 96%.

Особо заметно нарастили перевалку масел за полугодие «Терминал-Укрпищесбытсырье» – на 142,1%, «Рисойл-Юг» – на 123%, Мариупольский МТП – на 120%, «Гринтур-Экс» – на 61%, «ТрансБалкТерминал» – на 60,2%.

По прогнозам экспертов, в 2017 году переработка растительных масел в морских портах страны может вырасти до рекордных 5,5 млн тонн и более. А дальше? Следует ли ожидать продолжения роста? Достаточны ли для этого имеющиеся портовые мощности? Сойдет ли на нет импорт тропических масел? О перспективах грузопотоков растительных масел через Украину мы попросили ряд экспертов высказать свое мнение.

Полную версию материала (мнения участников рынка перевалки масла) читайте в августовском номере журнала "Порты Украины"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать