Вверх

Новый глава АМПУ: первые три шага, которых ждут

16 января 2017 Максим Баженов

«Порты Украины» опросили игроков портового рынка, какими должны быть первые три шага Райвиса Вецкаганса на должности главы АМПУ.

Новый глава АМПУ: первые три шага, которых ждут

Новым исполняющим обязанности председателя Государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) 12 января был назначен специалист из Латвии Райвис Вецкаганс.

Он занимал должности члена правления, вице-президента АО «Латвийское пароходство» (2008-2010), члена правления крупнейшего портового терминала по обработке насыпных и генеральных грузов в странах Балтии Rīgas Centrālais Termināls (январь 2013 — ноябрь 2015), главы правления Riga Container Terminal (февраль 2011 — ноябрь 2015).

Первое заявление Вецкаганса на новой должности прозвучало так: «Сама суть управления государственным имуществом, исходя из положений Закона «О морских портах Украины», должна быть направлена на развитие портов, создание новых предприятий в морских портах, припортовых заводов, перерабатывающих предприятий. АМПУ должна создавать условия для привлечения инвестиций и для создания рабочих мест в морских портах».

Глава ведомства также призвал к укреплению диалога между руководством отрасли и портовой общественностью. «Я выступаю, безусловно, за то, чтобы зарплаты портовиков были рыночными, но при этом реально соответствовали вкладу каждого специалиста в общее дело. Мы будем выстраивать диалог со всеми профсоюзными организациями и искать компромиссные решения для развития каждого порта», — отметил Вецкаганс.

«Порты Украины» опросили игроков портового рынка, какими должны быть первые три шага Райвиса Вецкаганса на должности главы АМПУ и чего они ожидают.

Андрей Ставницер, генеральный директор группы ТИС

1. Ожидаю смены команды. Буквально все, что угодно, будет лучше того, что есть сейчас. Профессиональные чиновники не могут руководить портами – они могут объединяться в группы и придумывать очередные бланки, формы отчетности и комиссии, которые проверяют проверяющих. Чтобы в АМПУ был смысл – она должна разговаривать с отраслевыми профессионалами. Привлекать их к принятию решений, создавать с их участием советы и спрашивать, как помочь – или хотя бы как не мешать – отрасли развиваться. Этим советам нужно подчинить капитальные проекты АМПУ, а не делать их номинально, для галочки. Тогда процесс будет приносить результаты.

2. Полного ухода от влияния политики и политиков. Это сверхзадача, но без ее решения мало какие телодвижения будут иметь смысл.

3. Руководители АМПУ должны нести ответственность за свои действия. То, что некоторые, мягко говоря, сомнительные решения Администрации удавалось отменить благодаря публичности, активистам, и тд – конечно, неплохо, но это должно чем-то заканчиваться, авторы этих решений должны за них отвечать.

Андрей Соколов, и. о. директора ГП «Херсонский морской торговый порт»:

«Я предполагаю, что последуют кадровые перестановки, пересмотр планов, в том числе и финплана, и активизация деятельности там, где АМПУ более всего подвергалась критике, или где было явное бездействие. Последнее – это, скорее всего, будет набор quick wins, который нужен любому руководителю в начале работы на такой должности».

Руслан Олейник, и. о. директора ГП «Стивидорная компания «Ольвия» (ранее — ГП «Специализированный морской порт «Октябрьск»):

«Мне бы хотелось, чтобы новый руководитель Администрации морпортов рассмотрел функционал АМПУ согласно Закону Украины "О морских портах", привел его в соответствие с действующим функционалом и, исходя из этого, – перересмотрел штатное расписание. Второе – хочется, чтобы Администрация морских портов занималась административной деятельностью, а не хозяйственной. Также пересмотра требует внутренний тариф в той части, которая касается коммунальных услуг, потому что те услуги, которые АМПУ предоставляет государственным стивидорам, обходятся очень дорого.

Максим Широков, начальник филиала АМПУ морского порта «Южный»:

«Воспринимаю это назначение положительно. Необходимо продолжение реформ, работа с бизнесом с целью привлечения инвестиций в отрасль и дерегуляция (упрощение) процедур в работе портовой отрасли. Прибалтийский опыт для портовой отрасли Украины – это именно то, что нам нужно и тем более, что на базе закона Украины «О морских портах» это вполне реально реализовать».

Александр Глущенко, специалист развития ГП «Бердянский морской торговый порт»:

«Ожидание шагов от нового руководства АМПУ можно разделить на две части: что новый глава АМПУ реально может изменить в ближайшее время и наши мечты об изменениях. Для первого недостаточно информации, потому что на данный момент АМПУ создана и функционирует как "вещь в себе" - непрозрачная система, цель которой не сервис для субъектов рынка, а распределение средств от операций с имуществом и доступа к деятельности в портах. Многочисленные скандалы, в которых фигурирует АМПУ в течение последних двух лет это только подтверждают.

Поэтому первое ожидание - прозрачность и подотчетность, когда деятельность АМПУ перестанет быть цепью заговоров и интриг, коррупции и заказных действий. До сих пор неизвестно, как отдельные субъекты предпринимательской деятельности, в частности в Бердянском порту, оказались в Реестре портовых операторов, вопреки действующему законодательству? Почему такие субъекты не платят за пользование инфраструктурой и АМПУ это устраивает?

Поэтому второе ожидания - что АМПУ перестанет быть инструментом лоббирования отдельных частных интересов, а будет отстаивать интересы государства.

Отдельный вопрос - почему при наличии больших средств на счетах предприятия, не проводится ремонт причалов и другой инфраструктуры не говоря о строительстве новых?

Поэтому третье ожидания - что 70% средств, которые поступают как портовые сборы будут оставаться в распоряжении соответствующего филиала АМПУ и будут использоваться исключительно на нужды морского порта, где находится такой филиал. 30 процентов средств, которые поступают как портовые сборы, перечислять собственно АМПУ для обеспечения выполнения цели ее создания.

И в конце концов эффективного взаимодействия между  всеми участниками транспортной цепи в морских портах на принципах взаимовыгодного партнерства»

Карина Щеглова, и. о. директора ГП «Скадовский морской торговый порт»:

«Первоочередная задача, которая стоит перед руководителем Администрации морпортов, - реформирование ведомства: создание Морской администрации и передача ей функции надзора за морскими портами и контроля за безопасностью судоходства. И второй немаловажный вопрос – налаживание прозрачных и понятных взаимоотношений между государственными предприятиями в портах и филиалами АМПУ».

Игорь Гошовский, шеф-редактор сайта «Порты Украины»:

Первое, что нужно сделать – это покончить с конфликтом между АМПУ и министерством инфраструктуры. Министр инфраструктуры последние полгода часто говорит о неуправляемости АМПУ. Поэтому, новому главе ведомства придется налаживать эффективную координацию деятельности по вертикали МИУ-АМПУ-филиалы в портах. Важно также покончить с влиянием на АМПУ так называемых «смотрящих», которые используют мощные административные возможности ведомства в собственных интересах.

Второе – это решить системную проблему взаимоотношений между начальниками филий АМПУ в некоторых портах и директорами портов и наладить сотрудничество.

Третье – продемонстрировать результаты борьбы с коррупцией уже в первые месяцы работы. А также изменить практику распределения денег АМПУ таким образом, чтобы активизировать инвестиции в портовую инфраструктуру.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать