Вверх

Обзор рынка контейнеров в портах Украины в I полугодии 2017

25 сентября 2017 Наталья Рыженкова

В первом полугодии 2017 года на контейнерных терминалах Украины было переработано 340 155 TEU. Это на 4,7% больше объемов, переработанных за аналогичный период 2016 года. Рост по сравнению с показателями в прошлом году, когда перевалка увеличилась на 24,4%, конечно, не столь впечатляющий, но обнадеживает своей стабильностью.

Обзор рынка контейнеров в портах Украины в I полугодии 2017

Структура контейнеропотоков

Переработка контейнеров в украинских портах ведется сегодня на четырех контейнерных терминалах: «Контейнерный терминал Одесса» и «Бруклин-Киев Порт» – в Одесском порту, «ТИС КТ» – в порту «Южный», а также на терминале Ильичевского морского рыбного порта. Контейнерные мощности порта «Черноморск», к сожалению, не используются по назначению. Перевалка контейнеров в порту прекратилась в сентябре 2016 года.

Сохраняется баланс экспортных и импортных грузопотоков. Разница менее тысячи – 971 TEU. Причем объемы экспорта растут почти втрое быстрее объемов импорта. По итогам первого полугодия экспорт составил 169 579 TEU (+6,9%), импорт – 170 579 TEU (+2,6%).

Данная статистика говорит о том, что все больше украинской продукции отправляется на экспорт в контейнерах. Значительную роль в экспортных отправках играют зерновые культуры и растительные масла. В то же время растут и импортные поставки, как свидетельство того, что покупательская способность населения повышается и рынок импорта стабилизируется.

Доли груженых контейнеров в экспорте и импорте почти равны. В экспорте доля груженых – 81,3%, в импорте – 79,8%. Но порожних контейнеров больше отправляют, чем завозят, – 34214 TEU против 31927 TEU. В сравнении с первым полугодием 2016 года отправка порожних контейнеров выросла почти вдвое, а завезли порожних в 1,5 раза меньше.

Всего груженых контейнеров переработано 273 986 TEU, что составляет 80,5% от общего объема контейнерных грузов. Рост в сравнении с аналогичным периодом прошлого года – 8,4%. Объемы порожних уменьшились на 7,1% и составили 66 141 TEU.

Порты и терминалы

Переработка контейнеров в Украине ведется исключительно частными стивидорными компаниями, причем 25,7% грузопотока компании обрабатывают на собственных причалах.

Две трети всего украинского контейнерного потока перерабатывает Одесский порт. 16,2% приходятся на Ильичевский морской рыбный порт, 9,5% проходят через порт «Южный».

По итогам первого полугодия наибольший рост объемов переработки отмечен в  Ильичевском рыбном порту. Перевалка контейнеров выросла на 32,7%. Порт лидирует и по абсолютным объемам прироста (+13 603 TEU). С начала года на терминале Ильичевского рыбного порта было переработано 55 207 TEU.

Неизменный лидер по объемам перевалки контейнерных грузов «Контейнерный терминала Одесса» переработал 145 555 TEU (+10,1%). Доля терминала в общем украинском контейнерообороте выросла до 42,8%. Обработка судов ведется на двух терминалах компании – основном и новом глубоководном на Карантинном молу. Наиболее крупными клиентами являются компании Maersk Line, ZIM и MSC.

Следует отметить, что по итогам 2016 года компания «Контейнерный терминал Одесса» занимает второе место в рейтинге контейнерных операторов Черноморского региона.

Второй терминал в Одесском порту «Бруклин-Киев Порт» нарастили перевалку на 9,6%, до 107 009 TEU. Доля терминала продолжает расти. Компания уже обрабатывает более трети всего украинского контейнерного потока. На терминал заходят контейнеровозы-десятитысячники компании CMA CGM – третьего в мире контейнерного перевозчика. CMA CGM является партнером компании «Бруклин-Киев Порт» и совладельцем данного терминала в Одесском порту.

Единственный терминал, сокративший обработку контейнеров – «ТИС КТ» в порту «Южный». Он потерял по сравнению с первым полугодием прошлого года 20,1% контейнерных грузов. Оборот контейнеров сократился до 32 356 TEU. На терминале работает только прямой сервис ECUMED компании Maersk Line.

Линейный сервис

Мировой лидер контейнерных перевозок Maersk Line остается ведущей компанией и на украинском рынке. Компания перевозит треть всего контейнерного потока, проходящего через порты Украины, – 91 915 TEU по итогам полугодия 2017 года.

Больше половины всего контейнерного рынка Украины контролируется тремя крупнейшими перевозчиками: Maersk Line, СМА СGМ и MSC. На их долю приходятся 60% рынка, или 202 681 TEU. Доля 15 ведущих перевозчиков в общем объеме контейнеров, перевезенных через украинские порты, выросла с 96,7% до 99,3%.

Самый заметный рост показала компания COSCO Shipping Line (+616,9%), созданная в 2016 году путем слияния двух крупнейших китайских судоходных компаний – COSCO и CSCL. На мировом рынке компания занимает четвертое место по мощности контейнерного флота. В 2017 году через украинские порты COSCO Shipping Line перевезла 31 930 TEU, потеснив ZIM, оказавшуюся на 5-м месте, с объемом 29 955 TEU (+38,1%).

Хорошие показатели роста у компании UASC (+186,7%, до 7853 TEU), которая в 2017 году претерпела значительные изменения. В мае текущего года завершилось слияние UASC с немецкой Hapag-Lloyd. В результате образовалась пятая в мире по величине контейнерная линия.

На рынке контейнерных перевозок 2017 год можно назвать годом больших перемени в глобальном судоходстве. На смену альянсам G6, Ocean Three и CKYHE пришли новые альянсы – THE Alliance (MOL, NYK Line, K-Line, YML, Hapag-Lloyd/UASC) и Ocean Alliance (CMA CGM, COSCOSL, OOCL, Evergreen). С 1 апреля 2017 года они приступили к работе.

Таким образом, входящие в новые альянсы компании объединили свои усилия против доминировавшего на рынке в 2016 году союза 2M компаний Maersk Line и MSC.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать