Вверх

Оттолкнулись от дна: перевалка контейнеров выросла на 24%

16 августа 2016 Наталья Рыженкова

По итогам первого полугодия 2016 года перевалка контейнеров в портах Украины увеличилась почти на четверть — до 324 911 TEU. Наибольшую динамику продемонстрировали Ильичевский МРП и «Бруклин-Киев».

Оттолкнулись от дна: перевалка контейнеров выросла на 24%

В первом полугодии 2016 года на контейнерных терминалах Украины было переработано 324 911 TEU, что на 24,4% больше объемов, переработанных за соответствующий период 2015 года. Такие объемы перевалки можно назвать скромными, учитывая падение контейнерного потока по итогам 2015 года на 22,4%. Потенциал контейнерных мощностей в Украине составляет 3,4 млн TEU. А значит, предложение по переработке контейнеров превышает спрос. Грузовладельцы, линейные агенты и экспедиторы используют возможность выбора терминала и получения дополнительных выгод. 

Порты и терминалы

Наибольшая доля в переработке контейнеров в портах Украины принадлежит оператору контейнерных терминалов в Одесском порту ДП «ГПК Украина» – 40,6% от общего объема переработки. Следует отметить, что по итогам 2015 года компания «ГПК Украина» вошла в первую тройку рейтинга контейнерных операторов Черноморского региона.

С января по июнь 2016 года терминал переработал 132 203 TEU, что на 5,9% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Обработка судов ведется на двух терминалах компании – основном и новом глубоководном на Карантинном молу. Наиболее крупными клиентами «ГПК Украина» являются Maersk Line, ZIM и MSC.

Возле затонувшего в апреле 2014 года отрезка волнолома длиной 180 метров, который, согласно проекту, должен был ограждать от ударов стихии новый контейнерный терминал на Карантинном молу, все еще продолжаются восстановительные работы. Сейчас у затонувшей части гидротехнического сооружения установлены сваи, к которым скоро будут ошвартовываться плавучие краны.

Второй оператор контейнерного терминала в Одесском порту – компания «Бруклин-Киев Порт», имеющая долю 30% в общем объеме украинского контейнерооборота, нарастила перевалку контейнеров в первом полугодии на 73,3% – до 97 635 TEU. На терминал заходят контейнеровозы-десятитысячники третьего в мире контейнерного перевозчика CMA CGM, который является партнером компании «Бруклин Киев Порт» и совладельцем терминала в Одесском порту. С началом захода судов линий альянса Ocean Three (CMA CGM, China Shipping, UASC) интенсивность перевалки контейнеров на терминале «Бруклин Киев Порт» возросла, что создало в начале года трудности, связанные с острым дефицитом производственных площадей и привело к образованию очередей автомобильных перевозчиков, в результате чего страдали и экспедиторы. Этот вопрос терминалом был разрешен за счет арендуемой территории, расположенной недалеко от него.

В планах компании – дальнейшее расширение мощностей за счет аренды территории бывшего Одесского сахарного завода и обновления перегрузочной техники. Уже приобретены два новых ричстакера компании Ferrari.

12,8% общего контейнерооборота в украинских портах перерабатывается сегодня в Ильичевском морском рыбном порту. За первое полугодие 2016 года порт более чем в два раза увеличил контейнерные объемы – до 41 607 TEU (+104,5%). На терминале обрабатываются суда Maersk Line, CMA CGM, CSCL, COSCO.

Контейнерный терминал в акватории порта Южный ТИС-КТ по итогам первого полугодия 2016 года нарастил оборот контейнеров на 56%, до 40 482 TEU. Годовая мощность терминала рассчитана на переработку 400 тыс. TEU. Сегодня на терминале ТИС-КТ работает только прямой сервис ECUMED линии Maersk Line.

Переработка контейнерных грузов в Ильичевском морском торговом порту за первые шесть месяцев 2016 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года сократилась на 60,2% – до12 913 TEU. Из всех линий, работающих в Украине, в Ильичевском порту осталась только MSC. Напомним, что мощности терминала позволяют перерабатывать до 850 тыс. TEU в год.

Наибольшая доля в переработке контейнеров в портах Украины принадлежит оператору терминалов в Одесском порту ДП «ГПК Украина»

Если по итогам первого полугодия 2015 года в структуре украинского контейнерного грузооборота преобладал экспорт, то в 2016 году ситуация изменилась. Сегодня уже больше импорта – 166 239 TEU (+31,2%). Поток экспортных отправок составил 158 598 TEU (+19,1%). Соотношение экспорта и импорта в общем контейнерообороте – 48,8% к 51,2% соответственно.

Доля груженых контейнеров в общем потоке контейнеров через отечественные порты сократилась до 77,8%, доля порожних выросла до 22,2%.

Наиболее значительно вырос экспорт груженых контейнеров по отношению к прошлому году – на 25,1%, до 141 230 TEU. Импорт груженых увеличился на 20,3%, до 111 422 TEU.

Линейный сервис

Ведущей компанией на украинском контейнерном рынке, впрочем как и в мире, остается Maersk Line. Компания перевозит треть всего контейнерного потока, проходящего через порты Украины – 107 433 TEU по итогам полугодия 2016 года.

По-прежнему, больше половины всего контейнерного рынка Украины контролируется тремя крупнейшими перевозчиками – Maersk Line, СМА СGМ и MSC.

На их долю приходится 63,2% рынка или 205 817 TEU. Доля 15 ведущих перевозчиков в общем объеме контейнеров, перевезенных через украинские порты, выросла до 96,7%.

Наибольший рост у линии United Arab Shipping Company (UASC) – плюс 186,7%, до 7 853 TEU. Сегодня UASC совместно с СМА CGM и CSCL работает в составе альянса Ocean Three с заходом в Одесский порт (терминал «Бруклин-Киев Порт»).

В ближайшем будущем планируется слияние UASC с Hapag-Lloyd. Компании подписали соглашение об объединении бизнеса, которое предполагают завершить к концу 2016 года. До этого UASC и Hapag-Lloyd будут продолжать работать в своих альянсах судоходных операторов до конца марта 2017 года, когда начнет работу новый судоходный альянс THE Allliance, куда войдут южно-корейская Hanjin Shipping, японские Mitsui OSK Lines, NYK Line, K Line и тайваньская Yang Ming Marine Transport. Немецкая Hapag-Lloyd является членом-основателем G6 Alliance, одного из крупнейших альянсов контейнерных перевозчиков, в составе которого она пока и продолжит свою работу совместно с NYK Line, APL, HMM, MOL, OOCL до запуска THE Allliance.

Готовится создание еще одного глобального альянса перевозчиков – Ocean Alliance. В него войдут CMA CGM, Cosco Container Lines, Evergreen Line и OOCL. Планируется, что альянс начнет свою деятельность в апреле 2017 года при условии согласования регуляторами.

Новый альянс создается в связи со слиянием китайских Cosco и China Shipping (объединенная компания названа China Cosco Shipping Corporation), а также решением о выходе APL из альянса G6 (в качестве условия согласования слияния CMA CGM и Neptune Orient Lines).

Крупнейшая контейнерная линия Maersk Line и второй по объемам оператор MSC продолжат работу в альянсе 2М.

Безусловно, создание новых альянсов перераспределит силы между морскими перевозчиками, а также в ближайшее время повлечет перераспределение грузопотоков через контейнерные терминалы портов Украины.

Графики и таблицы по перевалке контейнеров в портах Украины смотрите в августовском номере журнала «Порты Украины».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать