Вверх

Перспективы частной лоцмании: быть или не быть

27 февраля 2017 Андрей Муравский

Что думают о перспективах либерализации лоцманских услуг грузоотправители и какие существуют предпосылки для старта этой реформы

Перспективы частной лоцмании: быть или не быть

Министерство инфраструктуры хочет демонополизировать рынок лоцманских услуг. Для чего нужно менять законодательство. «Если мы идем путем уменьшения портовых тарифов и сборов – абсолютно логичным будет сделать соответствующий шаг в отношении к лоцмании. Если мы говорим о создании свободного рынка за счет нового закона о железнодорожном транспорте, то же самое должно быть с «Дельта-лоцманом», – объяснил свою позицию по этому поводу глава ведомства Владимир Омелян.

В плане «синхронизации» законов уместно упомянуть и законопроект «О внутренних водных путях», который предусматривает, что проводить судно по реке может лоцманкая организация любой формы собственности.

Читайте также мнение Демонополизация услуг лоцманов – мировой тренд

Согласно «Кодексу торгового мореплавания», проводки в Украине могут осуществлять только государственные лоцманы. В то же время, как отметил в недавнем интервью николаевскому сайту times.mk.ua президент Ассоциации лоцманов Украины Виктор Бездольный, по украинскому законодательству лоцманский вид деятельности «уже не является исключительно монополией государства», но входит в перечень специальных услуг. И деятельность субъектов, которые могут их предоставлять, относятся к естественным монополиям и подлежит госрегулированию. К сфере естественных монополий лоцманские услуги отнесены постановлением Кабмина №405 от 03.06.2013.

По словам Бездольного, руководство «Дельта-лоцман» давно должно было предложить МИУ механизм и проекты решения по приведению подзаконных актов в соответствие с требованиями действующего законодательства Украины и международными нормами.

Ассоциация лоцманов Украины рассчитывает на то, что конкуренцию «Дельта-Лоцман» будет составлять частная организация, созданная именно на ее базе. 

«Национальные законодательные нормы по регулированию лоцманской деятельности вступили в силу еще в 2012 году, однако руководство «Дельта-лоцман» ничего не сделало для решения вопросов государственного регулирования функционирования лоцманских предприятий негосударственной формы собственности как специальной услуги», – сказал он. И добавил, что ассоциация предложила МИУ соответствующие проекты документов по госрегулированию, и министерство создало рабочую группу для того, чтобы проработать их.

По-видимому, Ассоциация лоцманов Украины рассчитывает на то, что конкуренцию «Дельта-Лоцман» будет составлять частная организация, созданная именно на ее базе. «Этой деятельностью должны заниматься компетентные организации. В мире имеются лоцманские предприятия негосударственной формы собственности, которые создаются самими лоцманами в лице объединения этих профессионалов – национальной Ассоциаций лоцманов. То есть людьми, которые действительно знают свое дело, и которые могут обеспечить  качество обслуживания судов и безопасность их плавания в водах Украины», – уверяет он.

Впрочем, в портовой отрасли говторят, что бизнес уже готовится к тому, чтобы начать работу в этой сфере. СМИ сообщают, что одна частная компания, которая сейчас предоставляет буксирные услуги, заключила с АМПУ контракт о подготовке частных лоцманов на базе тренажерного центра «Дельта-Лоцман».

Оказывать лоцманские услуги смогут лишь компании, хорошо обеспеченные финансово. 

Здесь вопрос не только в возможных хороших заработках (всего лоцманские сборы в прошлом году, к примеру, составили более 30 млн. долл.). «Крупные компании, которые работают в портах, заинтересованы в том, что бы иметь свои лоцманские компании, ведь это позволит операторам получать дополнительную экономию на судозаходе к их причалам», – сказал «Портам Украины» директор судоходной компании ООО СП «НИБУЛОН» Евгений Игнатенко.

«Есть ряд компаний, которые готовы создавать и оказывать подобные услуги. Поэтому конкуренция, безусловно, появится. Но чтобы удержаться на рынке, они должны обеспечить высокое качество лоцманских услуг и гарантию безопасности для судовладельца», – уверен он.

По его мнению, будет ли это полноценная конкуренция с несколькими учасниками или же с «Дельта-Лоцман» будет конкурировать пара компаний, зависит от того, какие правила игры будут определены со стороны государства. «Не стоит забывать, что в руках ГП «Дельта-лоцман» остается контроль движения судов (ПРДС), и это будет существенно влиять на данный вид деятельности», – добавил Игнатенко. В составе служб регулирования движения судов (РДС) у «Дельта-Лоцман» десять центров и постов РДС, семь автоматизированных радиолокационных постов и три радиотехнических поста связи.

В любом случае, оказывать лоцманские услуги смогут лишь компании, хорошо обеспеченные финансово. Во-первых, желательно обзавестись собственными плавсредствами (но вариант аренды не исключаем). При чем здесь есть нюансы – есть риск приобрести судно, для выполнения лоцманской работы спроектированное недостаточно хорошо. Такое в этой сфере уже бывало, говорят специалисты, хоть и не афишируется.

Во-вторых, если по вине лоцмана произойдет авария, компания несет за это ответственность. «Кодекс торгового мореплавания» предусматривает наличие аварийного лоцманского фонда, который составляет 10% от суммы лоцманского сбора за предыдущий год. А это весьма большие средства.

Что касается кадрового вопроса, то частный бизнес имеет все шансы набрать лоцманов, например, из числа уволившихся из «Дельта-Лоцман». Ведь, как говорят участники рынка, до того, как курс доллара существенно вырос, они зарабатывали эквивалент двух тысяч долларов. Курсовой скачек снизил этот заработок, так что профессионалов потянуло на иностранные суда, где платят в валюте (лоцманами обычно становятся бывшие капитаны). Как обычно, госструктура менее поворотлива в решении вопросов повышения зарплаты.

На подготовку же хорошего лоцмана «с нуля» нужны годы: тренажеры, постепенный допуск к самостоятельной работе от простых проводок к более сложным... При этом стажировку сейчас можно пройти только в «Дельта-Лоцман». И если лоцман из госкомпании увольняется, он обязан сдать удостоверение, что автоматически лишает его возможности работать по профессии где-либо еще. Новое можно получить только после прохождения новой стажировки.

О дефиците лоцманов ранее говорил гендиректор компании «Гермес-Трейдинг» Юрий Скичко. Он отмечал, что в случае принятия законопроекта о внутренних водных путях на создание лоцманских агентств и подготовку лоцманов потребуется несколько лет.

В отношении работы на реках Скичко считает, что лоцманию нужно оставить обязательной только на некоторых участках и разрешить работу частным компаниям. В «Гермес-Трейдинг» считают, что при прохождении судна по Днепру лоцман нужен только на определенные участки, но никак не на весь маршрут до Светловодска, где у компании свой речной терминал.

«В интересах бизнеса сокращение затрат, но на реке плаванье осуществляется в стесненных условиях. Если у капитана судна нет необходимой квалификации плаванья по внутренним водным путям Украины, ему обязательно нужен лоцман», – говорит в свою очередь директор судоходной компании «НИБУЛОН» Евгений Игнатенко.

Однако в «Гермес-Трейдинге» «Портам Украины» сообщили, что рассчитывают именно на то, что капитаны на судах, которые компания фрахтует, будут достаточно опытными. А требования по оборудованию на судне, которые сейчас имплементируются (по радару, сонару, карте, оборудованию и т.д.) помогут снизить риск на большинстве участков.

Без сомнения, будет много споров о том, нужна ли демонополизация лоцманских услуг государству, и они уже ведутся. Скажем, с позицией министра инфраструктуры уже не согласен его ставленник Райвис Вецкаганс. Руководитель Администрации морских портов Украины (в состав которой и входит «Дельта-Лоцман») настаивает на том, чтобы в Украине оставалась единая морская лоцманская служба. «Для соблюдения высоких стандартов предоставления лоцманских услуг, обеспечения безопасности мореплавания и охраны окружающей среды, эта сфера не должна подвергаться воздействию конкуренции», – уверяет он, ссылаясь на европейский опыт.

На самом деле опыт этот как раз очень разный – в той же Европе хватает примеров и монополизации рынка, и конкуренции государственных и частных лоцманов. Впрочем, есть и вправду негативный пример того, как конкуренция между государственными и частными лоцманами может негативно сказаться на рынке. В Россиии госструктура уже несколько лет пытается вытеснить частных конкурентов и демпингует.

«Негосударственные лоцманы еле сводят концы с концами. Ставки лоцманского сбора в нашей стране находятся ниже всех мыслимых пределов. А во всех морских портах России, кроме Усть-Луги, лоцманы «Росморпорта» работают себе в убыток», – говорил глава российского  Национального объединения негосударственных лоцманских организаций Виктор Рябоконь. По его словам, убытки покрывают доходами от оказания других портовых услуг: если ставки лоцманского сбора в портах России сильно занижены, то навигационный, канальный – сильно завышены.

В Украине сейчас лоцманский сбор не дешевый. Но нестоит ли ожидать подобной борьбы? Ведь, как известно, у нас, к примеру, уже сегодня государственные и частные стивидоры применяют в конкурентной борьбе любые методы.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать