Вверх

План Вецкаганса: главные приоритеты АМПУ на 2017 год

17 марта 2017 Максим Баженов

АМПУ разработала план действий на 2017 год. В фокусе модернизация, инвестициии, совершенствование законодательства, обеспечениее равных условий, изменение системы управления предприятием. Мы определили ключевые тезисы этого плана.

План Вецкаганса: главные приоритеты АМПУ на 2017 год

Презентация плана состоялась в четверг, 16 марта, в Киеве. Мы определили ключевые тезисы этого плана.

Развитие портовой инфраструктуры

И.о. председателя АМПУ Райвис Вецкаганс: «В финансовом плане 2017 года объем капитальных инвестиций, по нашему предложению, должен составить 3,507 млрд грн. Главное направление, и оно, наверное, останется в ближайшем будущем, - это дноуглубление и реконструкция гидротехнических сооружений. Это те проблемные вопросы, которые сегодня существуют, это глубины, которые не во всех портах сегодня доходят до паспортных. Это реконструкция причалов, которые требуют реконструкции для того, чтобы бизнес мог привлекать грузы».

Из материалов презентации: «Плановый объем капитальных инвестиций в 2017 году составит 3,507 млрд грн, в том числе 929,8 млн грн – на шесть проектов строительства и реконструкции причалов в Одесском, Мариупольском морпортах и морпорту «Черноморск», и 1 млрд 737,7 млн грн - на четыре проекта дноуглубления в морпортах «Южный» (реконструкции подходного канала, водных подходов, маневровых зон и операционных акваторий) и «Черноморск» (реконструкция операционной акватории 1-го ковша Сухого лимана и подходного канала)».

Инфраструктура для приема импортного угля

И.о. председателя АМПУ Райвис Вецкаганс: «На прошлой неделе у нас было совещание с заместителем министра инфраструктуры Юрием Лавренюком по поводу возможного грузопотока импортного угля, перед нами была поставлена задача до декабря перевезти 4,8 млн тонн угля. Это непростая задача. Весь потенциал развития портов с точки зрения энергетики был основан на экспорте: технология подачи вагонов, вагоноопрокидыватели, погрузка на судно. Теперь геополитическая ситуация меняется, и мы должны пересмотреть технологические возможности».

 «Мы столкнулись с тем, что логистика по насыпным грузам более экономна, когда у нас используются большие суда типа Panamax, Capesize и выше. К сожалению, порт «Южный» не может такой объем импорта обработать Поэтому мы рассчитываем в долгосрочной перспективе, что сможем углубить «Черноморск», и он сможет эту задачу решить хотя бы обрабатывая суда типа Panamax».

Читайте также Уголь придет морем: МИУ изучает возможности портов

Волнолом и терминал на Карантинном моле

И.о. председателя АМПУ Райвис Вецкаганс: «По Одессе у нас самая болезненная ситуация, связанная с инвесторами международного масштаба, - это строительство волнолома и контейнерного терминала на Карантинном моле. Наш план - использовать кредитные средства немецкого банка KfW для того, чтобы закончить этот проект. Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян встречался с госсекретарем министерства транспорта Германии Райнером Бомбой, у нас тоже была встреча по реализации этого проекта. К сожалению, немецкая сторона очень остро ставит вопрос, чтобы мы исполняли свои обязательства. Я надеюсь, что после привлечения ресурсов немецкого банка нам удастся этот проект продвинуть дальше».

Больше привлеченных строительных компаний

И.о. председателя АМПУ Райвис Вецкаганс: «К сожалению, принимая в работу те проекты, которые существовали до моего прихода, я обнаруживаю, что процесс управления строительством причалов неудовлетворительный. У нас в Одессе есть проекты, которые просто остановились по разным причинам. И один из моментов, как я вижу решение задачи, - это расширение рынка по привлечению строительных компаний. Мы планируем 4 апреля на площадке Американской торговой палаты провести презентацию проекта развития и реконструкции всех гидротехнических сооружений для того, чтобы показать, что у нас есть проекты не только дноуглубления, но и проектирования и строительства гидротехнических сооружений. В том числе - в Одессе, Мариуполе, Черноморске».

Собственный флот для поддержания паспортных глубин

И.о. председателя АМПУ Райвис Вецкаганс: «Я поставил задачу специалистам предоставить варианты развития дноуглубительного флота под эгидой АМПУ с целью производить работы по поддержанию паспортных глубин в наших портах своими силами. Я считаю, что это будет более эффективно с точки зрения себестоимости, снимет вопрос, связанный с проведением тендеров, и более экономично. Параллельно будем вести беседу по строительству новых землесосов».

Утверждение границ морских портов

Заместитель начальника отдела юридической службы АМПУ Светлана Письмак: «В первую очередь - у нас на сегодняшний день еще не определены границы портов. Это самые важные основы закона «О морских портах», и мы определили, что порт - это территория и акватория, а не юридические лица, как это было до реформы. И на сегодняшний день мы совместно с Министерством инфраструктуры начали огромную работу по сбору информации от всех хозяйственных субъектов, которые осуществляют деятельность в морских портах, для включения их территорий в границы порта. Хотелось бы обратить внимание на объявление, которое было размещено на веб-сайте Мининфраструктуры, о предоставлении необходимой информации. Насколько оперативно мы с вами сработаем, настолько быстро будут реализованы проекты по этому вопросу».

Читайте также МИУ и АМПУ проводят ревизию территории морпортов

Распределение имущества на балансе предприятий

И.о. председателя АМПУ Райвис Вецкаганс: «Я думаю, вы уже видели некоторые беспорядки в некоторых портах - Черноморском и Бердянском - когда есть определенные конфликты между АМПУ и государственными стивидорами, которые основываются на том, что процесс распределения стратегических активов не был доведен до конца. Сегодня у нас установлен четкий график встреч внутри компаний для того, чтобы в ближайшее время мы распределили активы между филиалами АМПУ и портовыми операторами - государственными стивидорными компаниями. Это следующий шаг продолжения реформы. Если будет принято решение по концессии, или продаже, или приватизации той или иной государственной компании - чтобы не было хозяйственных споров именно с точки зрения прерывания технологических процессов».

И.о. председателя АМПУ Райвис Вецкаганс: «Следующий шаг, по которому мы тоже уже в процессе, - это оформление земель под стратегическими объектами портовой инфраструктуры. Тоже считаю, что это важный вопрос для упорядочивания отношений и принадлежности активов АМПУ».

Определение статуса портового оператора

И.о. председателя АМПУ Райвис Вецкаганс: «По нашему мнению, критерии должны быть более четко расписаны, и мы в ближайшее время предоставим в министерство предложения о внесении изменений в правила предоставления услуг именно в морских портах».

Внедрение стандартов FIDIC

И.о. председателя АМПУ Райвис Вецкаганс: «Строительство в Украине - очень длительный процесс. Когда я смотрел первоначально наряд по сдаче в эксплуатацию гидротехнических сооружений - он предполагает четыре-пять лет. Естественно, что такой период нас не устраивает. Поэтому мы видим решение вопроса в том, что наши коллеги в «Укравтодоре» уже делают - это пытаться внедрить в строительное законодательство использование международных стандартов FIDIC. Мы уже делали некоторые шаги вперед на основании тендерной документации по углублению, использования методологии этой организации, и будем продолжать движение. Следующий этап - привлечение независимых инженеров-консультантов. Пилотным будет проект Карантинного мола, потому что условие немецкой стороны - использование независимых инженеров-консультантов».

Утверждение финплана на 2017 год

И.о. председателя АМПУ Райвис Вецкаганс: «К сожалению, я так понимаю, с опозданием по законодательству, но в ближайшее время мы подадим в министерство наш финализированный план. Мы поставили себе задачу побыстрее его согласовать, потому что это связано с задержкой реализации иностранных проектов. Он за собой тянет, естественно, план закупок, так как это совместный процесс».

Проведение финансового аудита по стандартам международной отчетности

Заместитель главы АМПУ Николай Полторацкий: «У нас сегодня состоялось раскрытие предполагаемого тендера по проведению аудита за 2015-2016 и 2017 год. Предварительно мы встречались с аудиторскими компаниями, все высказали прямую заинтересованность в участии, но сегодня при раскрытии у нас оказалась только одна компания – KPMG. Сейчас я нахожусь в диалоге с аудиторами, почему они не проявили заинтересованность. Тем более, сроки были изначально сдвинуты по аудиту финучетности за 2015-2016 годы до 1 сентября для того, чтобы у них было время реализовать с учетом уже имеющихся заказов. И надеюсь, что сегодня-завтра уже переобъявимся с учетом пожеланий этих компаний. Кроме того, еще в рамках аудита предполагаем проводить переоценку основных фондов, поскольку оценка формировалась и осуществлялась в момент формирования АМПУ в 2013 году, ценовой фактор у нас претерпел существенные изменения, поэтому рассматриваем переоценку тоже в качестве обязательной опции».

Сотрудничество с потенциальными инвесторами

Начальник отдела стратегического развития и планирования АМПУ Владимир Шемаев: «Мы планируем в этом году продолжить практику подписания документального подтверждения отношений с потенциальными инвесторами. Сейчас и в порту «Южный», и в Одессе, и в Черноморске есть ряд инвесторов, которые планируют развивать свои проекты. Мы постараемся этот вопрос синхронизировать по срокам реализации. И здесь поднимается вопрос по порядку компенсации инвестиций в стратегические объекты портовой инфраструктуры. К сожалению, этот документ несколько раз откладывался. Сейчас есть понимание и с министерством, и с бизнес-сообществом, чтобы вернуться к этому документу, еще раз актуализировать все предложения и придти к консенсусу. Мы надеемся, что Кабинет министров его примет».

Читайте также Как стать портовым оператором: мнения юристов

Актуализация стратегии развития морпортов

Начальник отдела стратегического развития и планирования АМПУ Владимир Шемаев: «Совместно с Департаментом реформирования морского транспорта Мининфраструктуры мы обсудили необходимость актуализации этой стратегии, поскольку в нынешнем виде она довольно общая, определяет очень длительные приоритеты - на 25 лет. И внутренним приказом и.о. главы АМПУ была создана рабочая группа, в которую, помимо специалистов нашего предприятия, мы привлекли инженеров, дноуглубителей, юристов, а также профильные научные учреждения. Мы рассчитываем под конец второго квартала предоставить свою актуализированную стратегию на рассмотрение министерства. В то же время, мы исходим из того, что сейчас министерство совместно с международными экспертами разрабатывает Национальную транспортную стратегию на 2020-2030 годы и, естественно, наш документ может быть гармонизирован с этим проектом».

Пересмотр ставки портового сбора

И.о. председателя АМПУ Райвис Вецкаганс: «Мы на основании финансового плана 2017 года и понимания будущих периодов, на основании методики, которую выработал Всемирный банк, ведем работу для того, чтобы в ближайшее время предложить отрасли и новую методику по портовым сборам, и уровень, соответственно, который был бы конкурентоспособен. Снижать портовые сборы до 50% без анализа имеющихся инвестпроектов мы не можем. Мы сейчас ведём работу, чтобы определить тот уровень, на который можем снижать. Параллельно мы с Министерством финансов наметили встречу 20 марта, чтобы провести дискуссию, на сколько можно снизить налоговые отчисления для того, чтобы компания продолжала исполнять свои функции, поддерживать безопасность мореплавания и развивать стратегическую инфраструктуру. К сожалению, это два связанных вопроса. Снижая для бизнеса нагрузку по сборам, мы хотим видеть, что снижаются наши налоговые отчисления».

Внесение изменений в закон «О портах»

Заместитель начальника отдела юридической службы АМПУ Светлана Письмак: «На сегодняшний день уже готовы предложения по имплементации международной конвенции об упрощении международного морского судоходства 1965 года и создание украинского национального «единого окна» - эта система позволит обмениваться информацией о судах, и имплементация основной конвенции передавать документы по судам в электронном виде и отходить потихоньку от бумажного документооборота в этой сфере».

«Следующий вопрос - регистрация линий загранплавания. Эта функция на сегодняшний день закреплена за Укртрансбезопасностью, но, учитывая, что этот вопрос связан непосредственно с получением скидки от портовых сборов, а не выполнением функции по безопасности мореплавания, мы предлагаем закрепить эту функцию за АМПУ, так как именно АМПУ взимает портовые сборы. Этот вопрос поднимался несколько лет назад, мы не достигли желаемого результата, поэтому будем снова поднимать этот вопрос».

«Предлагаем исключить из закона «О портах» необходимость госрегистрации постановлений по морским портам, поскольку этот документ является документом локального действия. Это информация, которая необходима для решения оперативных вопросов, связанных с обстановкой в портах. Более того, АМПУ является органом власти, то есть эти функции не могут быть закреплены в таком статусе, как государственная регистрация этого документа».

«И следующий вопрос - сохранение функции предоставления лоцманских услуг за государственными компаниями».

Изменение закона о «Специальной экономической зоне «Рени»

И.о. председателя АМПУ Райвис Вецкаганс: «На данный момент мы предлагаем, чтобы органом хозяйственного развития был определен не конкретный стивидор, государственное предприятие, которое занимается перевалкой, а Администрация морских портов Украины. Это европейская практика, и мы, со своей стороны, видим, что это даст возможность управлять стратегическими активами более быстро, не привлекая другие госорганы, и более эффективно».

Читайте также АМПУ имеет видение развития дунайских портов

Совершенствование системы управления предприятием

И.о. председателя АМПУ Райвис Вецкаганс: «Первое, что уже мы сделали, - это могу заявить, что по распоряжению министра наш центральный офис переехал в Киев, мы находимся в здании министерства. Следующий вопрос - сопровождение и администрация капитанов портов (хотелось бы подчеркнуть - именно сопровождение, потому что саму аттестацию проводит министерство), внедрение электронного документооборота. Я никогда не подписывал так много документов в своей жизни, сколько подписал за последние два месяца. И я надеюсь, что с внедрением электронного документооборота этот объем снизится».

Повышение эффективности работы малых портов

И.о. председателя АМПУ Райвис Вецкаганс: «Этот вопрос тоже был в дискуссии до моего прихода, и в определенном плане я его поддерживаю именно в контексте снижения расходов, улучшения эффективности управления портами. Это не значит, что маленькие порты не будут развиваться, но это значит, что мы просто хотим функции некоторых подразделений объединить таким образом, чтобы это было использовано более рационально коллективами в портах, централизовывать эти функции и более прозрачно проводить работу. У нас есть порты где грузооборот не более 2 тыс. тонн, 5 тыс. тонн, и есть порты, где грузооборот составляет 3 млн тонн, 4 млн тонн и больше. Следующий шаг - изменение системы управления клиентов, чтобы у нас было четкое понимание, какие субъекты работают в акваториях наших портов, чтобы мы сопутствовали их развитию».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать