Вверх

Почему перевалка контейнеров в 2016 г. выросла на 31%

15 февраля 2017 Наталья Рыженкова

После двухлетнего падения перевалка контейнеров в портах в 2016 году значительно выросла – на 30,6%. "Порты Украины" анализируют, как удалось достигнуть такого результата.

Почему перевалка контейнеров в 2016 г. выросла на 31%

Длившийся с 2010-го период восстановления контейнерного рынка прервался в 2014 году. После двухлетнего падения на 14,8% и на 22,4% перевалка контейнеров стала расти. По итогам 2016 года контейнерные терминалы Украины увеличили контейнерооборот на 30,6% – до 680 369 TEU. Это соответствует уровню 2010 года, когда было переработано 661 176 TEU. Рекордная же перевалка контейнеров отмечалась в 2008 году, когда оборот превысил 1,254 млн TEU.

Причины роста

Основными факторами высоких темпов роста контейнерной перевалки в 2016 году можно считать, прежде всего, внедрение современных стандартов обработки контейнерного флота, сокращение сроков проведения таможенных процедур с грузами в пунктах пропуска, внедрение положений по децентрализации контрольных процедур в украинских морских портах. Также в целом вырос украинский экспорт товаров, перевозимых в контейнерах (масло подсолнечное, зерновые культуры и др.).

Продолжает расти объем завоза порожних контейнеров, необходимых для обеспечения своевременного вывоза экспортных товаров. Растет импорт за счет увеличения объемов торговли с ЕС, странами Латинской Америки, Азии и Африки.

Структура контейнерооборота

В 2016 году в структуре контейнерных потоков, проходящих через украинские порты, баланс между импортом и экспортом сохранился, но импорт растет быстрее. Контейнеров стали завозить немного больше, чем отправлять на экспорт. Всего в прошлом году импорт вырос на 33,7%, до 345 067 TEU, в то время как экспорт – на 28%, до 334 932 TEU. Соотношение импорта и экспорта в общем контейнерообороте – 50,7% к 49,3% соответственно.

Доля Одесского порта в общем украинском контейнерообороте достигает 70,6%

Как в импорте, так и в экспорте основу составляют груженые контейнеры. В прошлом году груженых контейнеров, импортировали 238 887 TEU, экспортировали – 294 152 TEU. Доля груженых в импорте составила 69,2%, в экспорте – 87,8%.

Порожних контейнеров завозят в 2,5 раза больше, чем отправляют. В 2016 году в порты Украины было завезено 106 180 TEU порожняка, а вывезено 40 780 TEU. С ростом украинского экспорта порожние контейнеры в большой цене и периодически на контейнерном рынке возникает дефицит порожняка.

Порты и терминалы

Переработка контейнеров в украинских портах ведется на пяти контейнерных терминалах: «ГПК Украина» и «Бруклин-Киев Порт» – в Одесском порту, ТИС-КТ – в акватории порта «Южный», на терминале морского торгового порта «Черноморск», на терминале Ильичевского морского рыбного порта. До 2016 года с контейнерами работал Мариупольский порт, который ввиду близости боевых действий на востоке страны, прекратил переработку контейнеров.

Наибольшая доля в переработке контейнеров – у Одесского порта. Сегодня она достигает 70,6% от общего украинского контейнерооборота. 14,9% приходится на Ильичевский рыбный порт, 11,8% – у порта «Южный». До 2,7% сократилась доля порта «Черноморск».

Лидер перевалки среди терминалов – терминал Одесского порта, оператором которого с 2001 года выступает немецкая дочерняя компания «ГПК Украина». На причалах терминала переработано 281 928 TEU (+10,3%). Доля «ГПК Украина» в общей перевалке контейнеров в 2016 году немного сократилась – до 41,4%, тем не менее оператор никому не уступает лидерство по объемам перевалки. Строительство и развитие двух современных контейнерных терминалов позволяет «ГПК Украина» принимать под обработку одновременно четыре контейнеровоза. С начала 2016 года «ГПК Украина» активно использует мощности своего нового глубоководного контейнерного терминала на Карантинном молу, принимая суда у его причалов. А после сдачи трех очередей терминала на Карантинном молу Одесский порт сможет стать самым мощным по перевалке контейнеров на Черном море.

На втором месте среди украинских терминалов по объемам перевалки контейнерный терминал «Бруклин-Киев Порт». Оператор контейнерного терминала Одесского порта с 2008 года, «Бруклин-Киев Порт», в прошлом году переработал 198 407 TEU, нарастив объемы на 70,1%. Доля терминала в общей контейнерной перевалке выросла с 22,4% в 2015 году до 29,2% в 2016-м. «Бруклин-Киев Порт» лидирует по абсолютному объему прироста потока контейнерных грузов в украинских портах. На терминале в 2016 году переработали на 81 758 TEU больше, чем годом ранее.

Более чем в два раза увеличил переработку контейнеров Ильичевский морской рыбный порт и вышел в лидеры по темпам роста среди украинских терминалов. По абсолютным объемам прироста порт на втором месте, уступая только терминалу «Бруклин-Киев Порт». Прошлогодний прирост контейнеропотока составил 54 263 TEU. В 2016 году на причалах Ильичевского рыбного порта было обработано 101 076 TEU (+115,9%). Перевалку контейнеров порт начал в ноябре 2010 года и смог привлечь таких крупных игроков рынка, как Maersk, MSC, CMA CGM, CSCL, предоставив им наиболее выгодные условия обработки контейнерного флота и оборудования. В конечном итоге в порт перешли все контейнерные перевозчики, заходившие раннее в морской торговый порт «Черноморск». Доля Ильичевского рыбного в общем контейнерообороте Украины выросла почти вдвое, до 14,9%.

Почти в полтора раза в порту «Южный» нарастил объемы переработки контейнеров ТИС-КТ ‒ современный контейнерный терминал Украины, имеющий самый глубоководный (16 м) и самый длинный (470 м) контейнерный причал в стране. В 2016 году он переработал 80 487 TEU (+48,1%). ТИС-КТ мощностью 400 тыс. TEU, построенный в 2009 году исключительно за счет частных инвестиций, в контейнерном режиме заработал в конце 2011 года. Уступая сегодня по мощности терминалам Одесского и Ильичевского портов, ТИС-КТ имеет больше потенциальных возможностей и значительно превышает по территории. На терминале работает прямой сервис ECUMED линии Maersk Line.

Самое значительное падение объемов – в морском торговом порту «Черноморск». Мощности контейнерного терминала, расположенного на самом глубоководном причале порта (осадка 14 м), составляют 850 тыс. TEU. При этом в 2016 году в порту было переработано 18 101 TEU. Падение достигло 60,6%. В прошлом году порт потерял 27 825 TEU контейнерных объемов. В начале 2016 года в порт еще заходили две линии – Hapag-Lloyd и MSC, но, начиная с марта, осталась только MSC, которая в августе также перешла в рыбный порт. В сентябре терминал порта «Черноморск» прекратил обработку контейнеров, и сегодня контейнерный терминал используется для перевалки угля и руды.

Десять лет назад украинские порты задыхались от нехватки контейнерных мощностей, на рейде выстраивались очереди контейнеровозов, а существующие терминалы были загружены более чем на 100%. С тех пор Украина нарастила свои терминальные контейнерные мощности в 4,8 раза – до 3,1 млн TEU. В 2016 году их загрузка составила всего лишь 22%.

Надежды на инвестиции

Сегодня Украина находится в зоне внимания глобальных портовых операторов контейнерного бизнеса. Оператор номер один в мире Hutchison Ports и третий по счету мировой оператор DP World готовы инвестировать в украинскую портовую инфраструктуру и улучшение операционной эффективности процедур в портах.

Обе группы уже подписали меморандумы о взаимопонимании. Hutchison Ports интересует развитие и управление контейнерным терминалом в морском торговом порту «Черноморск». Эмиратская компания DP World интересуется концессией порта «Южный», а также готова инвестировать в улучшение логистики Одесского порта. В Министерстве инфраструктуры ожидают, что оба оператора зайдут в украинские порты уже в 2017 году.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать