Вверх

Почему порты заинтересовались проектом Hyperloop One

07 декабря 2016 Марк Шевченко

Глава портового оператора DP World Султан Ахмед Бин Сулайем вошел в совет директоров Hyperloop One и финансирует дальнейшие исследования. Почему именно порты могут стать пионерами продвижения этого проекта в жизнь.

Почему порты заинтересовались проектом Hyperloop One

фото: глава DP World Султан Ахмед Бин Сулайем (второй справа) во время подписания соглашения с Hyperloop One

В октябре текущего года у главы одного из крупнейших портовых операторов мира DP World Султан Ахмед Бин Сулайема было два важных события. Первое - это подписание меморандума с Министерством инфраструктуры Украины по поводу потенциальных инвестиций в портовую инфраструктуру нашей страны. Второе - подписание договора о сотрудничестве с компанией Hyperloop One. Речь в договоре идет о проведении технико-экономического обоснования применения нашумевшей технологии Hyperloop для повышения эффективности, прибыльности и устойчивости функционирования главного порта Группы в Джебель-Али (ОАЭ).

Читайте также DP World займется реформированием портов Украины

Перенаправив грузы на новый сухопутный хаб, DP World сможет освободить территорию порта для иных целей. Компания даже могла бы использовать полупогружную плавучую систему Hyperloop рядом со своим гигантским новым терминалом №4, построенном на искусственно намытом острове.

«Hyperloop One разрабатывает новый вид транспорта, который позволит перевозить людей и грузы за небольшие деньги, безопасно, энергоэффективно и со скоростью, которая казалась невероятной», - сказал Султан Ахмед Бин Сулайем, председатель совета директоров Группы и ее генеральный директор. – Это инновационное решение, обладающее огромным потенциалом повышения нашей операционной эффективности и обеспечения более быстрого перемещения грузопотоков. Будучи фактором глобальной торговли, мы думаем наперед и предвидим будущее, готовясь к нему».

Итак, технология, разрабатываемая Hyperloop One призвана помочь в перемещении грузов с контейнеровозов, обрабатываемых в Джебель-Али на планируемый Группой сухопутный контейнерный склад.

«Мы верим, что, устранив барьеры времени и расстояния наша команда сможет увеличить грузовые объемы, которые DP World с помощью Hyperloop будет транспортировать на новую контейнерную площадку, что принесет больше доходов и прибыли всем заинтересованным сторонам…Система подойдет идеально под существующие транспортные коридоры, минимизируя негативное экологическое влияние на Дубай и снижая риск возникновения пробок на автотрассах», - сказал Роб Ллойд из Hyperloop One.

Ему вторит Питер Диамандис, один из основателей Hyperloop One и член совета директоров компании: «При использовании системы, которая подразумевает, что контейнер будет взят с борту судна и просто положен в капсулу трубы, мы устраняем необходимость работ, которые в противном случае имели бы место на островном терминале, и сокращаем размеры терминала, который необходимо построить».

Все это очень интересно, но необходимо объяснить, о чем вообще идет речь.

Идея и автор

Hyperloop  (гиперпетля) – это зарегистрированный бренд  компании Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX) и, по сути, новый вид транспорта, идею которого высказал Илан Маск еще в 2012 году. Речь идет о скоростной транспортировке грузов и пассажиров внутри частично вакуумизированных труб с помощью линейных индукционных электродвигателей и воздушных компрессоров.

Первоначально концепт Hyperloop был схематически отражен в дизайн-документе, опубликованном в августе 2013 года. Там же предлагался новый маршрут из Лос-Анджелеса в регион залива Сан-Франциско – параллельно существующему транспортному коридору Interstate 5. Предварительный анализ показывал, что время транспортировки пассажиров на расстояние в 350 миль (560 км) составит всего 35 минут при средней скорости в 970 км в час и максимальной скорости в 1200 км в час. Затраты на реализацию проекта исключительно в «пассажирском» варианте маршрута оценивались примерно в $6,5 млрд. На полтора миллиарда был бы дороже грузопассажирский вариант, для которого следовало использовать трубы большего диаметра. Впрочем, аналитики сомневаются, что проект реализуем за подобные деньги. Некоторые говорят о сумме в $100 млрд. Просчитать грузовой вариант сейчас едва ли представляется возможным.

Для решения поставленной задачи основано несколько компаний, разработкой технологий занимается множество команд в ряде развитых стран. Некоторые эксперты настроены скептично, полагая, что идея «совершенно непрактична». Некоторые полны энтузиазма. Это же касается и спонсоров. Ряд компаний, к счастью, готовы инвестировать в разработку проекта Hyperloop, существующего целиком за счет краудфандинга.

Строительство 8-километрового прототипа системы началось в 2016 году. 11 мая этого года прошли успешные испытания небольшой модели системы протяженностью в 1,6 км в пустыне Невады. Этот трек будет использоваться в дальнейшем в качестве испытательного полигона для проектов, разрабатываемых многочисленными конкурентами.

Следует сказать, что идея поездов и прочих средств передвижения в трубах, где искусственно создана разреженная атмосфера, была высказана еще в 70-е годы позапрошлого века, однако «воздушные дороги» никогда не имели коммерческого успеха.

Маск впервые упомянул о «пятом виде транспорта», назвав его «гиперпетлей» в июле 2012 года в калифорнийской Санта-Монике, тогда же перечислив его самоочевидные достоинства: всепогодность, безопасность (по крайней мере, столкновения исключены), гигантская скорость транспортировки (Маск полагает, что она вполне может быть гиперзвуковой), сравнительно высокая энергоэффективность. Название связано с тем, что речь идет о непременно кольцевых маршрутах. Маск называл систему «чем-то средним между Конкордом, рельсовой электромагнитной пушкой и аэро-хоккеем (известная настольная игра – ред.)».

Концепт и разработчики

С конца 2012 года до августа 2013 года группа инженеров из компаний Tesla Motors и SpaceX разрабатывали концептуальную модель Hyperloop. К ноябрю прошлого года над системой работало с десяток различных компаний.

Первоначальный (альфа-версия) концепт выглядит следующим образом: специально разработанная капсула (над проектом которой сегодня трудятся сотни инженеров-волонтеров) перемещается по стальной трубе, в которой искусственно создана разреженная атмосфера (так называемый неполный вакуум). При этом капсула «плывет» по тонкому (от 0,5 до 1,3 мм) слою сжатого воздуха на своего рода «лыжах». Магнитная подвеска не используется. При этом обеспечивается скорость, которую не выдержат никакие колеса. Линейные асинхронные двигатели, расположенные вдоль трубы, ускоряют или замедляют капсулу на соответствующих участках пути.

Поскольку сопротивление качению отсутствует, а аэродинамическое сопротивление воздуха снижено, капсула может спокойно скользить большую часть пути. В концепте Hyperloop нагнетательный вентилятор и воздушный компрессор с электрическим приводом должны быть расположены в носовой части капсулы, чтобы переносить высокое давление воздуха по курсу движения к задней части капсулы, где располагаются и аккумуляторы (в случае перебоев с подачей электроэнергии они позволят добраться до ближайшей станции).

Предполагалось, что чисто пассажирские капсулы (их еще называют «pod», что можно в данном случае перевести как «гондола») будут диаметром 2,23 м. Максимальная аэродинамическая эффективность проектировалась при скорости в 1220 км в час. Первоначальный проект предполагал, что пассажиры испытают максимальные перегрузки, в 2 или 3 раза превышающие те, что они испытывают при взлете и посадке самолета. Звукового удара при такой скорости удастся избежать.

Куда поедем?

Для систем Hyperloop к настоящему моменту предложено несколько маршрутов. В частности, помимо названного выше, есть предложения связать американские Сакраменто, Анахайм, Сан-Диего и Лас-Вегас.

О европейских маршрутах заговорили в январе 2016 года. Так, Delft Hyperloop предложила соединить трубой Париж и Амстердам. Команда из Варшавского технологического университета оценивает потенциал маршрута Краков – Гданьск, предложенного компанией Hyper Poland. С июля 2016 года идет дискуссия о проекте маршрута Хельсинки – Стокгольм (через тоннель).

Следует ище раз подчеркнуть: Hyperloop инженеры разрабатывают на волонтерских принципах – существуя за счет путь немногочисленных, но щедрых пожертвовований и в надежде на будущие прибыли от эксплуатации системы (которые получит победитель этого своего рода конкурса. Решать, разумеется, Маску). Наиболее известные разработчики системы – это компании Hyperloop Transportation Technologies (HTT) и уже упомянутая Hyperloop One (ранее называвшаяся Hyperloop Technologies). Первая планирует проложить маршрут между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско, вторая – связать Лос Анджелес и Лас-Вегас. В марте 2016 года HTT подписала соглашение с правительством Словакии об изучении возможности и последствий функционирования системы на потенциальных маршрутах между Братиславой, Веной и Будапештом.

Компания TransPod исследует возможность реализации проекта в Канаде (маршрут Торонто - Монреаль). Сегодня эти два крупнейших канадских города связаны 401-м хайвеем, самой загруженной трассой Северной Америки.

Список вариантов пополняется постоянно. Добавим, что РЖД в сотрудничестве с Hyperloop One планирует связать «гиперпетлей» Москву и Петербург.

Повторимся: пока до создания коммерчески используемых систем Hyperloop очень далеко. Но уже сегодня идея кажется значительно более реализуемой, чем, скажем, идея самодвижущейся коляски каких-нибудь 150 лет назад.

Смотрите также видео-презентацию проекта:

Смотрите видео
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать