Вверх

Подушка для портов: какие грузы спасают показатели перевалки от обвала

18 октября 2016 Наталья Рыженкова

Сокращение грузооборота в портах Украины замедлилось. Если в первом полугодии падение переработки грузов составляло 12%, то за 9 месяцев оно уменьшилось до 9 процентов. Какие грузы стали подушкой для падающей перевалки.

Подушка для портов: какие грузы спасают показатели перевалки от обвала

За девять месяцев 2016 года грузооборот отечественных портов, по оперативным данным ГП «Администрации морских портов Украины», составил 96,969 млн тонн. Это на 9,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Впрочем, портам все же удалось немного замедлить падение переработки грузов, наблюдавшееся в первом полугодии 2016 года, когда оно достигло 12%. При продолжающемся обвале транзита снизить темпы падения грузооборота стало возможным в основном за счет роста перевозок контейнеров, а также экспорта хлебных грузов и растительного масла, импорта нефти.

Структура грузопотоков

Государственными портовыми операторами, входящими в структуру управления Мининфраструктуры, в январе-сентябре 2016 года было переработано 30,149 млн тонн. Доля государственных операторов сократилась до 31,1% общего объема грузов против 34,9%, которая им принадлежала за аналогичный период прошлого года.

Другими портовыми операторами (преимущественно частной формы собственности) на всех причалах было переработано 66,821 млн тонн (68,9% общего объема). В том числе частными портовыми операторами через причалы АМПУ было переработано 38,604 млн тонн (39,8%). Их доля постоянно возрастает, что свидетельствует о значительной роли частного бизнеса в портовой отрасли страны. Доля стивидорных компаний, работающих на собственных причалах, незначительно сократилась, до 29,1% от общего объема (28,217 млн тонн).

Из 13 морских торговых портов только два порта показали положительную динамику переработки грузов

Спад грузооборота зафиксирован по всем направлениям. Наибольший приходится на транзитные грузы – 35,3%, до 8,278 млн тонн. В частности, падение украинской транзитной перевалки зафиксировано по следующим грузам: черные металлы (-72,2%), нефтепродукты (-51,0%), насыпные удобрения (-53,7%), уголь (-36,9%), авто- и сельхозтехника (-36,8%), руда (-28,9%). В плюсе только транзит нефти (+80,3%), зерновых (+48,4%), продовольственных грузов (+20%). Максимальный рост транзита отмечен по переработке пищевых масел, рост в 22 раза – до 69 тыс. тонн.

Переработка экспортных грузов сократилась на 3,1%, до 72,8 млн тонн, импортных – на 10%, до 11,953 млн тонн. Основным грузом, отправляемым на экспорт через отечественные порты, остаются хлебные грузы (+4,9%, до 26,65 млн тонн). Вырос экспорт растительных масел (+18,3%, до 2,968 млн тонн), черных металлов (+33%, до 12,531 млн тонн), крупнотоннажных автомобилей (+46,3%, до 428 тыс. тонн). Наибольший рост зафиксирован в переработке экспортных контейнерных грузов (+29,5%, до 3,352 млн тонн). Сократился поток на экспорт руды (-19,4%), угля (-47,1%) и лесных грузов (-25,4%).

Импорт сократился за счет падения объемов кокса (-74%), строительных грузов (-49,5%), угля (-39,3%) и нефтепродуктов (-12,8%). Почти втрое вырос импорт черных металлов и продовольственных грузов. Рост импорта контейнеров достиг 31,5%, до 2,379 млн тонн.

На треть снизились объемы каботажных перевозок, до 3,938 млн тонн. Резко сократился поток черных металлов (-80,7%), угля (-58,8%) и руды (-31,8%).

Из 96,969 млн тонн, переработанных в портах Украины за девять месяцев текущего года, две третьи составляют сыпучие сухогрузы. Их было переработано 67,719 млн тонн, что на 12,2% меньше, чем годом ранее. Наименьшая доля у наливных – 8,2% (7,921 млн тонн). Переработка тарно-штучных грузов выросла на 3,1%, до 21,328 млн тонн.

В частности, зерно и руда составляют больше половины объема всего украинского грузопотока, проходящего через порты. Около 80% общего потока грузов это хлебные (27,372 млн тонн, +5,5%), руда (26,127 млн тонн, -18,6%), черные металлы (12,949 млн тонн, -7,1%), контейнеры (6,162 млн тонн или 453,7 тыс. TEU) и уголь (4,314 млн тонн, -38,9%).

Наибольший рост объемов удалось достичь по таким грузам: нефть (+91,2%), продовольственные грузы (+88,5%), автомобили большегрузные (+35,1%), контейнеры (+27,4%).

Заметное падение объемов перевалки грузов через порты Украины произошло по следующим грузам: кокс (-54,1%, до 277,53 тыс. тонн), нефтепродукты (-41,4%, до 1,724 млн тонн), уголь (-38,9%), лесные грузы (-25,4%, до 503,11 тыс. тонн).

Порты и стивидоры

С января по сентябрь 2016 года из 13 морских торговых портов только два порта показали положительную динамику переработки грузов. Показатели превысили Измаильский порт (+14,8%) и Усть-Дунайский (+92,1%). В Измаильском порту объемы выросли за счет роста перевалки растительных масел, хлебных грузов и руды. Усть-Дунайский порт нарастил перевалку за счет привлечения грузопотока зерна и нефтепродуктов.

Наибольшие потери в абсолютном выражении у порта «Южный», сократившего грузопоток на 5,869 млн тонн, и у Мариупольского порта (-1,342 млн тонн).

Грузооборот портов «Большой Одессы» («Черноморск», «Южный», Одесский) сократился на 10,7% относительно аналогичного периода 2015 года и составил 60,148 млн тонн. Во всех портах «Большой Одессы», на долю которых приходится 62,% украинского грузооборота, была отмечена отрицательная динамика перевалки грузов. Ведущий отечественный порт «Южный» сократил грузооборот на 16,5%, до 29,609 млн тонн, Одесский порт – на 2%, до 18,627 млн тонн, порт «Черноморск» – на 7,4%, до 11,911 млн тонн.

Треть всего грузооборота портов Украины и 49,2% общего грузооборота «Большой Одессы» перерабатывается в порту «Южный». Основу грузопотока порта составляют грузы предприятий Группы СКМ. В порту на 8,7% сократилась перевалка наливных грузов, до 3,01 млн тонн. В частности, химических грузов перегружено 2,018 млн тонн (-14,1%), нефтепродуктов – 252 тыс. тонн (-13,2%), растительного масла – 739 тыс. тонн (+12,2%).

Объем сыпучих сухогрузов в порту уменьшился на 18,6%, до 25,787 млн тонн. Больше всего перегружено руды – 15,847 млн тонн (-17,5%), угля – 2,586 млн тонн (-29,9%), химических грузов и минудобрений – 1,073 млн тонн (-16,1%), зерна – 5,364 млн тонн (-21,6%).

В потоке тарно-штучных грузов, который достиг 813 тыс. тонн (+65,3%), большую долю составили контейнеры, которых обработано 725 тыс. тонн или 61,58 тыс. TEU (рост в 1,6 раза).

В тройку лидеров перевалки грузов портовыми операторами, которые осуществляют деятельность в акватории морского порта «Южный», входят: «Дельта Вилмар СНГ», «ТИС–Минудобрения», «ОПЗ» – 499,1 тыс. тонн.

В Одесском порту основными грузами остаются зерновые – 5,907 млн тонн (-2,2%), контейнеры – 5,095 млн тонн (+32,1%) или 363,2 тыс. TEU (+33,8%), и черные металлы – 4,642 млн тонн (-2,2%). Наиболее сократился поток руды (-89,2%), нефтепродуктов (-50,8%) и химгрузов (-31,6%).

Тройку лидеров по объемам переработки среди стивидорных компаний порта по-прежнему возглавляет «Бруклин-Киев» (оператор причалов Хлебной гавани). Туда также входят «ГПК Украина» (оператор контейнерного терминала на Карантинном молу) и «Бруклин-Киев Порт».

Для порта «Черноморск» традиционными остаются руда и хлебные грузы. Наилучшие результаты достигнуты в перевалке зерновых (+61,2%, до 5,420 млн тонн), продовольственных грузов (+385,2%), большегрузных автомобилей (+35,1%). Грузопоток руды сократился на 38,2%, до 2,281 млн тонн, черных металлов – на 62,2%, контейнеров –35,7%. Флагманом среди операторов порта, занимающихся отгрузкой зерновых на экспорт, является СП ООО «Трансбалктерминал».

Николаевский порт стабильно удерживает третье место по грузообороту среди портов Украины. Отчетный период порт смог отработать с наименьшими потерями. Его грузопоток сократился лишь на 0,9%, до 16,013 млн тонн. Основные грузы, перерабатываемые в порту, – это хлебные, руда и черные металлы, объемы которых порту удалось сохранить на прошлогоднем уровне. Николаевский порт увеличил перевалку масла на 87,9%, до 1 ,340 млн тонн. В порту упали только объемы перевалки нефтепродуктов (-34,3%), угля (-36,3%) и кокса (-70,7%).

Через Мариупольский порт за девять месяцев перегружено 5,734 млн тонн (-19%). Главная проблема в том, что из-за боевых действий порт оказался полностью отрезан от основных профильных грузопотоков, поставлявшихся с северного направления региона, – угля и железорудного сырья. В результате перевалка угля упала на 83,4%, руды – на 37,1%. Учитывая, что Украина – второй по величине экспортер зерна, руководство порта приняло решение связать свое будущее с перевалкой аграрных грузов. Уже есть результаты, переработка зерновых в порту выросла вдвое, до 577,85 тыс. тонн.

С детальной статистикой по портовой перевалке можно ознакомиться в печатной версии "Портов Украины"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать