Вверх

Прогноз DHL по контейнерному рынку

30 октября 2017 Марк Шевченко

В среднем операционные доходы ведущих контейнерных линий мира за первое полугодие 2017 года продемонстрировали тенденцию к улучшению: из 13 компаний-лидеров рынка у 9 очевидно позитивные результаты

Прогноз DHL по контейнерному рынку

Среди многочисленных прогнозов для глобального контейнерного судоходства стоит выделить те, что дают специалисты, максимально приближенные к грузовладельцам – компании-экспедиторы. Бесспорным лидером среди глобальных экспедиторов является DHL, порадовавшая любителей статистики своим предсказанием роста перевозок на 2017 год в середине октября. 

Говоря о перспективах экономического роста на 2017 год, DHL полагает, что в Еврозоне рост ВВП превысит прошлогодний (1,6%) и составит не менее 2,2%. Впрочем, здесь есть некоторая неопределенность. В зависимости от дальнейших позитивных перемен на рынке труда прогноз может быть скорректирован в сторону улучшения. Однако стоит учитывать и имеющиеся рынки, в частности, связанные с укреплением курса евровалюты и весьма «токсичными» для экономики региона переговорами по брекзиту. Германия, бесспорный экономический лидер Евросоюза показала во втором квартале рост, равный 2,5% в сравнении с сопоставимым периодом прошлого года, при этом внутренний спрос вырос на солидные 4,3%, что обещает значительный прирост импортных контейнеропотоков.

По прогнозам DHL, однако, ВВП объединенной Европы замедлит рост в 2018 году и составит лишь 1,9%; в 2019 году – и того меньше, 1,7%. Сеоьезное замедление экономического роста компания ожидает в Великобритании (именно в связи с выходом страны из общеевропейского рынка) – 1,5% в 2017 году и не более 1% в следующем.

Чуть лучше выглядят прогнозы ВВП в Северной Америке. В частности, лидером роста во втором квартале 2017 года оказалась Канада – плюс 4,5% в сравнении со вторым кварталом 2016 года. Квартальные показатели США выросли на 3%. Затем наступил сезон ураганов, нанесших существенный урон экономике страны, всего 2,1% роста в третьем квартале. По всей видимости, показатели роста ВВП за полный 2017 год составят от 2,8% до 3,1%, примерно такие же цифры прогнозируются для первого квартала следующего года.

Цифры роста экономики Японии во втором квартале были сравнимы с германскими – 2,5% роста ВВП, при этом внутренний спрос в стране вырос на 3,8%. Аналитики, впрочем, прогнозируют для Японии ослабление спроса – в связи с ухудшающимися во втором и третьем кварталах погодными условиями и – главное – ослаблением курса йены по причине неопределенности в отношениях между США и Северной Кореей.

В Китае в июле - августе экономическая активность существенно замедлилась, что не означает, конечно, ухудшения годовых показателей ВВП. Пока о них судить сложно. В 2017 году рост ВВП Китая в любом случае составит не менее 6,5%, говорят аналитики.

Что касается развивающихся рынков, аналитики надеются на рост цен на сырьевые товары, что укрепит рост ВВП в соответствующих странах (кстати, это касается и Австралии). Кроме того, позитивное влияние на них может оказать и некоторое ослабление курса доллара, наблюдаемое в 3-м квартале.

В целом глобальный индекс деловой активности вырос с 53,6 в июле до 53,9 к октябрю. Это самые высокие показатели с апреля 2015 года. Самые позитивные перемены произошли в части размещения заказов (в частности, на судоверфях мира), вырос уровень занятости, открываются новые предприятия.

Интересно проследить за тем, какие перемены произошли в уравнении спрос – предложение на рынке контейнерных перевозок. На внутриазиатских и связанных с Африкой маршрутах предложение в последние полтора года выросло. В частности, на некоторых сервисах увеличилась вместимость судов – с 2800 TEU до 4200 TEU (панамаксы). Кстати, это связано и с открытием нового Панамского канала в июне прошлого года. Поскольку через новые шлюзы могут пройти суда значительно больших размерений, нежели панамаксы, последние были перемещены на менее важные маршруты.

Ряд важных перемен произошли в октябре в работе существующих контейнерных альянсов. Так, OCEAN Alliance с 12 октября увеличил до 5 количество прямых сервисов, связывающих Дальний Восток с портом Нью-Йорком. Hapag-Lloyd и MSC в октябре начали совместную работу на трейде Средиземноморье – Восточное побережье Южной Америки (ECSA, East Coast South America). Новый сервис заменит существующий Med – ECSA компаний MSC и Hamburg Süd, в котором у Hapag-Lloyd были слоты. Реструктуризация необходима после того, как Еврокомиссия приняла решение о необходимости прекращения соглашения Hamburg Süd и MSC в связи с поглощением последней Maersk Line (окончательная абсорбция должна произойти в 4-м квартале года).

MSC начала реализацию программы обновления своего флота, заказав 11 контейнеровозов последнего поколения. 22-тысячные гиганты будут поставлены в период с конца 2019 года по март 2020 года. Сегодня у компании есть 20 «мегамаксов». 

Мощность глобального флота контейнерных судов вырастет, по прогнозам Alphaliner, на 2,7%. Напомним, что на 1 января 2017 года она составляла 20265553 TEU. Всего же по состоянию на осень 2017 года на всех судоверфях мира размещены заказы, составляющие по контейнеровместимости 13,7% существующего глобального контейнерного флота.

Стоит отметить, что к маю 2017 года объем поставленных на прикол мощностей упал до примерно 0,62 млн TEU c 1,324 млн TEU в 4-м квартале прошлого года.

Однако, по прогнозам Alphaliner, временно выведенные из эксплуатации контейнерные мощности будут абсорбированы рынком лишь в 3-м квартале 2019 года, однако объявленные CMA CGM и MSC программы, предусматривающие пополнение их флотов в сумме 20 судами контейнеровместимостью 22000 TEU каждый (начиная со второй половины 2019 года) потенциально могут стать приводным механизмом волны новых заказов – других судоходных линий. В этом случае дисбаланс спроса и предложения по крайней мере сохранится, если не усугубится.

В среднем операционные доходы ведущих контейнерных линий мира за первое полугодие 2017 года продемонстрировали тенденцию к улучшению: из 13 компаний-лидеров рынка у 9 очевидно позитивные результаты, причем абсолютным рекордсменом оказалась CMA CGM, чья рентабельность по операционной прибыли составила 7,1%, а общая сумма продаж – $10,17 млрд. У Maersk Line – 2,7%. На втором месте оказалась израильская Zim (5,3%), на третьем – Wan Hai (3,5%). Отметим, что средняя операционная маржа на рынке не превысила 1,1%.

Четыре компании продолжили нести потери. Это такие контейнерные линии, как Line, Yang Ming, MOL и HMM, причем операционная маржа последней из названных составила скандальные минус 9,5%. Стоит отметить, однако, что негативную операционную прибыль во втором квартале продемонстрировали лишь две компании, а именно MOL и HMM, причем их второй квартал был заметно лучше первого. Несколько подросшие фрахтовые ставки стали основным приводным механизмом ускорения роста – напомним, что они выросли на 4 – 22% за указанный период в зависимости от трейда.

Абсолютно на всех главных трейдах аналитики предсказывают рост перевезенных контейнерных объемов за полный 2017 год.

Больше всего контейнеров будет перевезено на внутриазиатских направлениях (за исключением Океании) – порядка 35,1 млн TEU, что на 3,1% больше, чем в 2016 году. На важнейшем транстихоокеанском трейде Дальний Восток – Западное побережье Северной Америки (включая Мексику) объем составит 15,8 млн TEU (+0,9%), в обратном направлении – 7,6 млн TEU (+0,7%). На трейде Азия – Южная Америка будет перевезено примерно 4,5 млн TEU (+2,8%), в обратном направлении – 7 млн TEU (+0,9%).

Путь с Дальнего Востока в Европу (в том числе, в регион Средиземного моря) преодолеет 11,9 млн TEU, что на 1,6% больше показателей 2016 года; из Европы на Дальний Восток – 7 млн TEU, или +0,9%.

В Северную Америку будет из Европы отправлено 3,5 млн TEU (+1,2%), из Северной Америки в Европу – 1,7 млн TEU (+0,9%). На трейде Европа – Южная Америка объем перевозок составит 1,7 млн TEU (+1,3%), в обратном направлении – 0,2 млн TEU (+3%).

Наконец, на трейде Северная Америка – Южная Америка объем транспортируемых контейнеров составит 2 млн TEU (+0,7%), в обратном направлении – 3,5 млн TEU (+1,3%).

Всего в 2017 году по прогнозам, данным DHL со ссылкой на Drewry в середине октября, глобальные контейнерные перевозки по объему приблизятся к 138,5 млн TEU. В среднесрочной перспективе - с 2017 по 2020 они будут расти, по всей видимости, на 2,3% в год. При

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать