Вверх

Пунктуационная ошибка как угроза украинско-болгарским отношениям

06 ноября 2017

По неизвестным причинам деепричастный оборот «включая суда на подводных крыльях» не был закрыт запятой (после слова «крыльях»), что полностью исказило первоначальный смысл фразы и позволило относить паромы к словосочетанию «пассажирские суда»

Пунктуационная ошибка как угроза украинско-болгарским отношениям

Паромная переправа Ильичевск – Варна функционирует с конца 70-х годов прошлого века. В советский период правовым основанием для работы переправы было Соглашение о функционировании паромной переправы Ильичевск – Варна между Правительствами Народной Республики Болгария и СССР, подписанное 11 апреля 1978 года.

С обретением Украиной независимости стало понятно, что Соглашение об эксплуатации паромной переправы 1978 года устарело и требует пересмотра.

По итогам двусторонних консультаций и переговоров 20 ноября 1995 года в Софии Украина и Болгария подписали новое Соглашение о совместной эксплуатации паромной переправы между портом Ильичевск (Украина) и портом Варна (Республика Болгария). Соглашение прошло внутригосударственные процедуры в обеих странах и вступило в законную силу 14 марта 1997 года.

Четыре парома одного проекта и межправительственное Соглашение 1995 года

Основной целью Соглашения 1995 года было развитие паромного сообщения между Ильичевском и Варной и создание благоприятных условий для работы операторов (пока еще государственных) на маршруте. С украинской стороны таковыми стали Укрзализныця и ГСК «Укрферри» (оба подчинялись Минтрансу). Соглашение предусматривало, что на маршруте будет работать равное количество паромов каждой страны, которые будут выполнять равное количество рейсов в течение года. Соглашение 1995 года (статья 15) прямо предусматривало освобождение паромов от портовых сборов и было подписано на неопределенный срок с правом его денонсации в одностороннем порядке с уведомлением за 6 месяцев.

В Пароходстве БМФ не могут понять логики украинских партнеров

С украинской стороны на маршруте работали паромы «Герои Шипки» и «Герои Плевны», оператором которых было ГСК «Укрферри», а с болгарской – паромы «Герои Одессы» и «Герои Севастополя», оператором которых было Пароходство БМФ. Все четыре парома были построены по одному проекту еще в советское время, а их названия были выбраны не случайно и должны были символизировать города-герои Русско-турецкой и Великой отечественной войн. Со временем ГСК «Укрферри» «трансформировалось» в ЗАО СК «Укрферри», которое и стало оператором украинских паромов.

Грузинские порты и развитие транспортного коридора Европа – Кавказ - Азия

В апреле 1999 года в г. Поти было подписано трехстороннее Соглашение о совместной эксплуатации железнодорожной паромной переправы между портами Варна, Поти/Батуми и Ильичевск. Целью Соглашение было развитие международного транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия и организация регулярного паромного сообщения между портами трех стран. Соглашение 1999 года также предусматривало освобождение паромов, грузов и транспортных средств от портовых сборов, однако временно, сроком на 3 года с возможностью продления «льготного» периода по соглашению стран-участниц. Также в Соглашении 1999 года специально предусматривалось, что его подписание никак не влияет на правовой статус и не отменяет украинско-болгарское Соглашение 1995 года. С подписанием Соглашения 1999 года украинские и болгарские паромы начали выполнять судозаходы в порты Батуми и Поти, не уплачивая портовые сборы.

Портовые сборы и разделение судов на группы

Первое в истории независимой Украины Положение о портовых сборах Кабмин утвердил 18 апреля 1996 года, делегировав Минтрансу право предоставления скидок. В этом документе все суда впервые были поделены на шесть групп (от «А» до «Е»), и появились термины «грузопассажирские рейсы» и «грузопассажирские операции». Слово «паром» встречалось в Положении лишь единожды – в определении судов группы «Б», к которым относились «пассажирские суда и паромы, которые заходят в порт для выполнения грузопассажирских операций».

Первые серьезные изменения в Положение о портовых сборах были внесены в марте 1999 года. В числе прочего, к судам группы «Б» добавили ледоколы, которые не принадлежат порту и не арендуются им. Тогда же к таблице, которая делила суда на группы, сделали оговорку, что суда групп «Д» и «Е», выполняющие коммерческие грузопассажирские рейсы, относятся к группе «Б». Следующие существенные изменения последовали через год: в апреле 2000 года Кабмин снова изменил Положение о портовых сборах, добавив в группу «Б» скоростные суда на подводных крыльях. При этом в отличие от изменений 1999 года, где в новой редакции были изложены все шесть групп, в этот раз Кабмин прибег к «точечным корректировкам», что станет причиной недоразумений с болгарской стороной в будущем.

Деепричастный оборот и отсутствие запятой

В результате «апрельских» изменений определение судов группы «Б» приобрело следующий вид: «Пассажирские суда, включая суда на подводных крыльях и паромы, которые заходят в порты для выполнения грузопассажирских операций, ледоколы, которые не принадлежат порту и не арендованы им». По неизвестным причинам деепричастный оборот «включая суда на подводных крыльях» не был закрыт запятой (после слова «крыльях»), что полностью исказило первоначальный смысл фразы, и позволило относить паромы к словосочетанию «пассажирские суда».

В октябре 2000 года Кабмин утвердил новое Положение о портовых сборах, где осталось деление судов на шесть групп, а определение судов группы «Б» полностью перекочевало из «старого» Положения. Однако поскольку действовали нормы Соглашения 1995 года об освобождении паромов от портовых сборов, вопрос отнесения украинских и болгарских железнодорожных паромов к группе «А» или «Б» тогда был неактуален.

Впервые вопрос отнесения паромов к группе «Б» возник в середине 2006 года, когда Ильичевский морской торговый порт поставил под сомнение правомерность отнесения украинских паромов «Герои Шипки» и «Герои Плевны» к группе «Б» и «намекнул» оператору – ЗАО СК «Укрферри» – что сомневается, какой группе – «А» или «Б» нужно относить украинские паромы для целей взимания портовых сборов при судозаходах в Ильичевск. Для «решения вопроса» ЗАО СК «Укрферри» обратилось с запросом к автору Положения о портовых сборах – Научно-исследовательский проектно-конструкторский институт морского флота Украины, известный многим как «УкрНИИМФ». Институт, рассмотрев предоставленные документы на паромы «Герои Шипки» и «Герои Плевны», и сославшись на трехстороннее Соглашение 1999 года, пришел к выводу, что паромы «осуществляют перевозки вагонов, транспортных средств и пассажиров при судозаходе в Ильичевский морской торговый порт». Далее Институт процитировал Положение о портовых сборах 2000 года и пришел к выводу, что паромы относятся к группе «Б». Это письмо Института датировано 15 сентября 2006 года.

Вышеуказанный ответ Института лег в основу позиции Минтранса по данному вопросу, что выразилось в письме Минтранса в адрес того же ЗАО СК «Укрферри» и Ильичевского морского порта, где Минтранс полностью подтвердил выводы Института об отнесении украинских паромов к группе «Б». Казалось бы – в вопросе поставлена точка. Но история имела интересное продолжение.

Как убрать болгарские паромы

Начиная с мая 2009 года, начали предприниматься шаги по вытеснению с рынка железнодорожных паромных перевозок на маршруте «Ильичевск – Поти/Батуми» болгарской стороны в лице Пароходства БМФ, которое владеет болгарскими паромами «Герои Одессы» и «Герои Севастополя». Ситуация достигла апогея в январе 2010 года, когда Кабмин с подачи Минтранса внес в Парламент проект Закона Украины «О денонсации Соглашения о совместной эксплуатации железнодорожной паромной переправы между портами Варна, Поти/Батуми и Ильичевск». В пояснительной записке к законопроекту Кабмин ссылался на нарушение болгарской стороной ст. 7 (регулирует количество паромов на маршруте) и ст. 13 (регулирует тарифы на перевозку). Также в пояснительной записке указывалось, что денонсация трехстороннего Соглашения «позволит украинским перевозчикам увеличить количество паромных судов на линиях между Украиной и Грузией и урегулировать тарифные вопросы без согласования с болгарской стороной». По замыслу авторов идеи денонсации трехстороннего Соглашения 1999 года, это должно было помочь Украине развивать паромные перевозки с учетом национальных интересов. Однако Парламент отказался денонсировать Соглашение.

Пока Минтранс и заинтересованные круги пытались добиться от Верховной Рады денонсации Соглашения 1999 года, на болгарские паромы «случайным образом» обратила внимание Ильичевская транспортная прокуратура Одесской области, которая провела проверку управления капитана Ильичевского порта и обнаружила «неоднократные нарушения» при оформлении паромов «Герои Одессы» и «Герои Севастополя». Изучив документы по итогам судозаходов болгарских паромов в Ильичевск в сентябре-октябре 2009 года, прокуратура пришла к выводу, что на паромах отсутствуют пассажирские свидетельства, требуемые в случаях, когда судно перевозит более 12 пассажиров на борту. Прокуратура тогда посчитала, что водители грузовиков, которые перевозятся болгарскими паромами, также считаются пассажирами, а, значит, суда должны иметь пассажирские свидетельства. Также в предписании был особо отмечен факт отсутствия «действующего соглашения между Морскими администрациями Украины и Болгарии об установлении особого режима эксплуатации паромов на Черном море между портами Украины и Болгарии с предоставлением разрешения на перевозку на борту судна более 12 пассажиров». В реальности водители грузовиков имеют статус «лиц, которые работают или выполняют на судне какие-либо обязанности, связанные с деятельностью судна», т.к. грузовой автомобиль не может без помощи водителя заехать на паром или выехать с него. Кроме того, для грузов, требующих специального температурного режима, водители контролируют исправную работу холодильных установок. Тем не менее, Прокуратура издала предписание капитану порта: не оформлять отход паромов без пассажирских свидетельств, если количество пассажиров на борту превышает 12 человек. Капитан порта выполнил предписания, издав специальное распоряжение за своей подписью. При этом, ни прокуратура, ни капитан порта не приняли во внимание наличие на судах сертификатов об изъятии, выданные Морской администрацией Болгарии в соответствии с Конвенцией СОЛАС-74.

Шаг вперед два шага назад

Болгарская сторона была проинформирована о позиции прокуратуры и начала работу над проектом нового украинско-болгарского соглашения, которое бы прямо предусматривало возможность работы железнодорожных паромов на маршруте Ильичевск – Варна без пассажирских свидетельств. После длительной переписки, двусторонних консультаций и встреч на уровне Министерств транспорта двух стран, проект соглашения был наконец-то готов для подписания. Подписание должно было состояться в рамках визита Президента Болгарии в Украину. Однако в последний момент украинская сторона заявила, что в подписании нового соглашения нет необходимости, т.к. все вопросы по паромам «Герои Одессы» и «Герои Севастополя» урегулированы документами, выданными болгарской стороной, и проблем в этой части больше не будет. И действительно, на протяжении определенного периода, вплоть до начала 2016 года, тема болгарских паромов не поднималась.

Закон о морских портах и новый Порядок взимания портовых сборов

17 мая 2012 года Верховная Рада приняла Закон о морских портах, который вступил в силу через год, в июне 2013 года. Согласно ст. 22 Закона, право определять размер портовых сборов и порядок их взимания «забрали» у Кабмина и передали Министерству инфраструктуры. Получив новые полномочия, Мининфраструктуры утвердили Порядок взимания и ставки портовых сборов (Приказ №316 от 27.05.2013 г.), который действует по настоящее время. Как и ранее, Приказ закрепил деление судов на шесть групп, при этом пунктуационная ошибка, допущенная ранее в положении о портовых сборах, исправлена так и не была: к группе «Б» отнесли «пассажирские суда, включая скоростные суда на подводных крыльях и паромы, которые заходят в порт для выполнения грузопассажирских операций…». Также как и ранее, в новом Порядке сделали примечание к таблице, указав, что суда групп «Д» и «Е», которые заходят в порт для выполнения коммерческих грузопассажирских рейсов, относятся к группе «Б».

Новый виток конфликта

В связи с передачей украинских паромов на баланс Укрзализныци и подготовкой их к эксплуатации, в апреле 2016 года Администрация морских портов Украины («АМПУ») обратилась в Министерство инфраструктуры с письмом-запросом с просьбой разъяснить, к какой из групп – «А» или «Б» - относятся украинские паромы «Герои Шипки» и «Герои Плевны». Спустя два месяца в Министерстве ответили: указанные паромы предназначены для перевозки железнодорожных составов и другой накатной техники между портами Черного моря и спроектированы согласно требованиям, которые предъявляются Конвенцией СОЛАС-74 к грузовым судам. По этой причине указанные паромы следует относить к группе «А». Особого внимания заслуживает тот факт, что эта позиция является полностью противоположной позиции Министерства, заявленной ранее (в 2006 году), а появление подобного письма странным образом совпало с выбытием паромов «Герои Шипки» и «Герои Плевны» из-под контроля ЗАО СК «Укрферри». Более того, на борту паромов оказались классификационные свидетельства, по которым они – один «RO-RO», а второй – «RO-RO cargo», т.е. вроде и не паромы.

Получив вышеуказанный ответ Министерства, АМПУ обратилось за разъяснениями в Институт «УкрНИИМФ», который в свое время разрабатывал проект положения о портовых сборах. В своем запросе АМПУ попросили Институт дать ответ, к какой группе относятся паромы «Герои Севастополя», «Герои Одессы», «Вильнюс Сивэйс», «Каунас Сивэйс», «Грейсвальд», «Си Партнер» и «Сепка». Институт в своем ответе процитировал фрагмент Приказа №316, а именно, определение судов группы «Б», отметив, что главным условием отнесения судна к группе «Б» является указание на тип судна «пассажирское» в классификационных документах. Если такой ссылки в документах класса нет, значит, судно относится к группе «А».

В классификационных документах на паромы «Герои Одессы» и «Герои Севастополя» указано “TRAIN FERRY, RO-RO”, что означает «железнодорожный паром типа ро-ро», слов «passenger ship» документы класса не содержат. Исходя из этого, Институт сделал вывод, что болгарские паромы относятся к группе «А». Стоит ли говорить, что указанный вывод Института полностью противоречит мнению, высказанному 10 лет назад по поводу украинских паромов «Герои Шипки» и «Герои Плевны», которыми управляло Укрферри. Кроме того, такая позиция Института полностью игнорирует смысл (идею) определения судов группы «Б», где в отношении паромов сделано специальное уточнение, касающееся выполнения ими грузопассажирских операций.

«Смена курса» Министерством инфраструктуры и Институтом УкрНИИМФ не осталась не замеченной с болгарской стороны, для которой она означает увеличение стоимости судозаходов в Черноморск в среднем в 2,5-3 раза. Болгарское морское пароходство сразу же проинформировало об этом Морскую администрацию Болгарии и Министерство транспорта Болгарии, расценив это как угрозу функционирования паромной переправы Черноморск – Поти/Батуми – Варна в будущем. В Пароходстве БМФ не могут понять логики украинских партнеров – почему на протяжении последних 15 лет судовладелец болгарских паромов оплачивал портовые сборы за судозаходы в Черноморск как для судов группы «Б», а в 2016 году эти же суда без видимых причин стали относить к группе «А»? Начиная с июля 2016 года, в АМПУ неоднократно просили Мининфраструктуры предоставить письменный ответ – какой группе следует относить паромы «Герои Одессы» и «Герои Севастополя» для целей взимания портовых сборов. Однако за целый год в Министерстве не смогли дать четкий и однозначный ответ на этот вопрос.

Вопрос «портовых сборов за болгарские паромы» был включен в повестку дня встречи заместителя Министра иностранных дел Болгарии с Послом Украины в Болгарии, которая состоялась 29 июня 2017 года. Украинскому дипломату сообщили, что такие действия Министерства инфраструктуры «могут привести не только к прекращению морского сообщения между портами Украины и Болгарии, но и причинить вред развитию международных транспортных коридоров». Посол Украины в Болгарии передал это в МИД Украины, который, в свою очередь, письменно поручил Мининфраструктуры отработать этот вопрос.

В начале сентября 2017 года в Одессе состоялась рабочая встреча заместителя Министра транспорта Болгарии Велика Занчева с заместителем Министра инфраструктуры Украины Виктором Довганем, в ходе которой снова был поднят вопрос беспрепятственной работы паромной переправы Черноморск – Поти/Батуми – Варна и доступа болгарских паромов «Герои Одессы» и «Герои Севастополя» на эту линию. По итогам встречи г-н Занчев направил своему украинскому коллеге официальное письмо, в котором выразил свое удовлетворение от встречи и отметил, что паромы «Герои Одессы» и «Герои Севастополя» обслуживают линию Черноморск – Варна с 1978 года, и являются первыми судами, которые начали паромное сообщение между Украиной и Болгарией. Указанные паромы выполняют свои рейсы согласно требованиям Международной морской организации и Конвенции СОЛАС-74 с учетом законодательства Республики Болгария. Также в письме отдельно подчеркивалось, что паромы перевозят как железнодорожные вагоны, автомобильную и иную колесную технику, так и пассажиров, а также водителей (технический персонал), которые сопровождают грузовые автомобили. Морская администрация Болгарии, будучи администрацией флага судна, выдала свидетельства об изъятии, позволяющие указанным паромам перевозить на борту пассажиров и технический персонал в количестве до 60 лиц.

Таким образом, благодаря «усилиям» Министерства инфраструктуры, которое и там и тут заявляет о необходимости привлечения инвесторов, развития транспортного коридора в обход страны-агрессора, своими действиями порождает конфликт, который достиг самого высокого уровня и может поставить под угрозу дальнейшее международное сотрудничество Украины и Болгарии.

Поправки к Соглашению или изменения в Приказ №316?

На наш взгляд, существует, как минимум, два возможных варианта исправления ситуации. Первый вариант – внести поправки к действующим соглашениям, регулирующим работу паромной переправы Черноморск – Поти/Батуми – Варна, где прямо прописать освобождение паромов от портовых сборов или применение к ним льготных (пониженных) ставок. Этот путь долгий и требует участия болгарской и грузинской стороны. Второй вариант – внести изменения в Приказ №316, просто поставив запятую после слов «на подводных крыльях», чтобы не связывать слова «пассажирские суда» и «паромы, которые заходят в порт для выполнения грузопассажирских операций».

Этот вариант не требует вовлечения международных партнеров и полностью в руках Министерства. Наконец, есть еще третий, самый простой, на наш взгляд, способ решения проблемы: Министерство инфраструктуры должно издать «инструктивное письмо» в адрес Администрации морских портов Украины, в котором со ссылкой на действующую редакцию Приказа №316 подтвердить, что железнодорожные паромы «Герои Одессы», «Герои Севастополя», «Герои Шипки» и «Герои Плевны» относятся к группе «Б». Такой вариант требует политической воли и ответственности. Но только вот есть ли она у нынешнего Министра и его заместителей?

Артем ВОЛКОВ

Адвокат, Руководитель практики морского права ЮФ «АНК»

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать