Вверх

Растем дальше: обзор перевалки контенейров в первом квартале 2017 г.

17 мая 2017 Наталья Рыженкова

В первом квартале 2017 года украинские порты переработали почти на 11% больше контейнеров, чем за соответствующий период прошлого года.

Растем дальше: обзор перевалки контенейров в первом квартале 2017 г.

По итогам первых трех месяцев 2017 года в морских портах Украины было переработано 169 218 TEU. Это на 10,5%, или на 16 080 TEU, больше, чем за аналогичный период прошлого года. Напомним, 2016-й стал годом восстановления контейнерного рынка после двухлетнего падения в 2014-2015 годах. Рост объясняется действием сразу нескольких факторов: внедрением современных стандартов обработки судов, сокращением сроков таможенного оформления грузов в контейнерах, а также общим увеличением товарооборота.

Структура контейнеропотоков

Сохранился баланс экспортных и импортных грузопотоков. По итогам квартала импорт составил 86 201 TEU, экспорт – 83 000 TEU. Но экспорт растет быстрее. Он вырос на 15,3%, в то время как импорт – лишь на 6,2%. Соотношение импорта и экспорта в общем контейнерообороте оценивается как 50,7% к 49,3%.

Доля груженых контейнеров в импорте составила 75,8%, в то время как в экспорте она достигла 78,1%. Для обеспечения отправки украинского груженого экспорта сегодня порожних контейнеров завозится больше, чем отправляется. В общем контейнерообороте на долю порожних приходится 23%, или 38 992 TEU.

Порты и терминалы

Переработка контейнеров в первом квартале велась на четырех контейнерных терминалах: «Контейнерный терминал Одесса», «Бруклин-Киев Порт», Черноморский морской рыбный порт, ТИС-КТ. Государственное предприятие морской порт «Черноморск», располагающий терминалом мощностью 850 тыс. TEU, фактически утратил контейнерную перевалку. С начала 2017 года порт принял всего один 40-футовый контейнер, что соответствует 2 TEU.

Сегодня переработка контейнеров ведется исключительно частными стивидорными компаниями. Причем 26,1% грузопотока компании обрабатывают на собственных причалах.

73,8% всего украинского контейнерного потока перерабатывает Одесский порт. 17,4% приходится на Черноморский морской рыбный порт, 8,7% проходит через порт «Южный».

Сегодня переработка контейнеров ведется исключительно частными стивидорными компаниями.

Наибольший рост объемов переработки контейнеров за январь-март – в Черноморском рыбном порту. Порт нарастил перевалку более чем в два раза и стал лидером не только по темпам роста (+128,3%), но и по абсолютным объемам прироста (+16 586 TEU). С начала года на терминале Черноморского рыбного порта было переработано 29 514 TEU.

На 9,6% увеличил объемы контейнерной перевалки Одесский порт. Компании-операторы терминалов порта – «Контейнерный терминал Одесса» и «Бруклин-Киев Порт» – нарастили перевалку на 5,4% (до 70 950 TEU) и на 15,5% (до 53 950 TEU) соответственно. «Контейнерный терминал Одесса» продолжает лидировать среди операторов по объемам перевалки контейнерных грузов.

В общем украинском контейнерообороте доля «Контейнерного терминала Одесса» незначительно сократилась – до 41,9%. Доля терминала «Бруклин-Киев Порт» продолжает расти. Компания уже обрабатывает более трети всего украинского контейнерного потока.

Как терминалу «Бруклин-Киев Порт» удается обрабатывать такие объемы на столь небольшой территории прибрежной полосы? Ведь расположенный в Хлебной гавани терминал постоянно испытывает дефицит производственных площадей. Но выход нашелся. Компания арендовала более 2 га у соседей «Бруклин-Киев», 3 га – у компании «Евротерминал». Еще 2 га площади добавятся после освоения территории бывшего Одесского сахарного завода. Сэкономить около 30% площадей планируется также за счет более рациональной расстановки контейнеров, которая будет возможна после замены ричстакеров на более эффективные перегружатели на колесном ходу RTG.

Единственный терминал, сокративший обработку контейнеров – терминал ТИС-КТ в порту «Южный». Он утратил 24,7% контейнерных грузов, по сравнению с первым кварталом прошлого года. Оборот контейнеров сократился до 14 787 TEU.

В ожидании инвесторов

Переформатирование альянсов контейнерных перевозчиков на мировом рынке все еще продолжается. В результате слияния China Shipping и Cosco возросла доля китайских перевозчиков. Усиливается представительство стран Юго-Восточной Азии (Тайваня и Сингапура). Все это должно способствовать дальнейшему росту контейнерных перевозок.

Министерство инфраструктуры Украины, со своей стороны, прилагает усилия, чтобы в Украину зашли крупнейшие мировые портовые операторы. В ходе ІІ Украинского инфраструктурного форума министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил: «Мы сконцентрированы на привлечении ведущих портовых операторов DP World и Hutchison Ports в украинскую экономику. И это не угроза, не фиктивные компании, а реальные инвесторы, которые готовы вкладывать в экономику Украины сотни миллионов, а возможно миллиарды долларов, инвестиций. И главное – они изменят Украину».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать