Вверх

Снижение портовых сборов: реакция участников рынка

08 сентября 2017 Максим Баженов

«Порты Украины» опросили игроков портового рынка и юристов о том, какое влияние это окажет на развитие отрасли.

Снижение портовых сборов: реакция участников рынка

Кабинет министров на заседании 6 сентября 2017 года принял решение снизить ставки портовых сборов с 1 января 2018 года. «Порты Украины» опросили игроков портового рынка и юристов о том, какое влияние это окажет на транспортные потоки.

Райвис Вецкаганс, руководитель ГП «Администрация морских портов Украины»:

«Решение Правительства о снижении ставок портовых сборов — пожалуй, наиболее ожидаемое в последнее время для бизнеса. Для АМПУ как госпредприятия, ответственного за развитие портовой инфраструктуры, крайне важно, что одновременно со снижением сборов будут сокращены и отчисления в бюджет части чистой прибыли с 75% до 50%. А это значит, что теперь более значительная часть прибыли Администрации будет направлена на капитальные инвестиции. Ведь при существующем уровне отчислений портовые сборы, которые должны быть в первую очередь источником модернизации и развития портовой инфраструктуры, формировали бюджетные платежи.

Ожидаем комплексного эффекта от этих шагов — в виде повышения конкурентоспособности украинских портов в Азово-Черноморском бассейне и укрепления позиций украинских экспортеров и импортеров. Удешевление логистики — хороший стимул для роста их рыночной активности. А это расширение объемов производства, новые внешнеторговые контракты, новые грузопотоки, новая совместная работа».

Александр Кифак, управляющий партнер ЮФ «АНК», адвокат:

«Портовая отрасль давно ждала этого шага, и необходимость пересмотра ставок портовых сборов в сторону снижения обсуждалась уже давно. Поэтому полагаю, что в целом такой шаг является, безусловно, позитивным сигналом для рынка, т.к. стоимость судозахода является одним из факторов, который учитывается сторонами при фрахтовании судов. Более конкретную оценку можно будет дать после ознакомления с проектом приказа Министерства инфраструктуры, который должен появиться в ближайшее время.

По моей информации, на заседании 6 сентября Кабмин поручил Министерству инфраструктуры рассмотреть вопрос о понижении ставок портовых сборов «до 20%». Как известно, «дьявол кроется в деталях», поэтому важно будет понять, какие группы судов получат пониженные ставки портовых сборов, какие именно портовые сборы будут снижены и, самое главное, — на сколько. Ведь, согласитесь, понижение на 5% и понижение на 20% дают разный экономический эффект. Также отмечу, что это только первый шаг Кабмина на пути решения «проблемы портовых сборов», которая требует комплексного (системного) подхода. Нам нужно перенимать мировой опыт, включая опыт других стран Черноморского бассейна в этом вопросе, и не только снижать ставки портовых сборов, но и пересматривать их структуру, количество, применение скидок и другие вопросы. Т.е. нужно формировать государственную политику по привлечению судозаходов, а не просто «играть на понижение».

Согласно ст. 22 Закона о морских портах, ставки портовых сборов должны устанавливаться Национальной комиссией по регулированию транспорта на основании методики. До создания комиссии ее функции выполняет Министерство инфраструктуры, которое и утвердило Порядок взимания и размер ставок портовых сборов, действующий сегодня (Приказ МИУ №316 от 27.05.2013 г. с изменениями и дополнениями). Решение Кабмина или принятие специального закона для этих целей не требуется. То, что было анонсировано накануне – это протокольное решение (поручение), которое будет реализовано министерством. Остается надеяться, что министерство справится с этой задачей и учтет мнения участников рынка».

Тариэл Хаджишвили, директор транспортно-экспедиторской компании «НОВИКЪ»:

«Снижение портовых сборов (в размере до 20%) — это хорошо, но мало, потому что по сравнению с европейскими портами Украина стоит дороже где-то в два раза. Сколько будет лучше — сложно сказать. Мне тяжело представить, какой объем портовых сборов идет на содержание нашей страны, но все понимаем, что, наверняка, это существенный доход для в бюджета.

Для всех текущих шипментов, которые идут из Украины и в Украину, снижение портовых сборов — это существенный плюс. Возможно, это подтянет какие-то новые отгрузки. Возможно, какие-то судовладельцы станут рассматривать Украину как место для фиксации своих судов. Но говорить о конкретике сейчас рано.

Естественно, понижение — это хорошо. Но надо изучить сам документ, поскольку они заявили, но конкретики еще никто не видел. Плюс в дисбурсмент входят не только портовые сборы — значительную часть дисбурсмента составляют услуги. Поэтому, возможно, представители этих услуг будут повышать сейчас свои цены. Опять-таки, еще рано говорить об этом, поскольку документ не был обнародован. Мои догадки — если Украина решит как-то контролировать стоимость этих услуг — то они захотят закрепить какую-то более высокую цену, чтобы их не зажали и искусственно не понизили».

Антон Шапран, директор ООО «Маритайм Логистикс»:

«Это самая ожидаемая новость для экспортного и морского бизнеса Украины, хотя пока точно и не известно, на сколько именно уменьшатся портовые сборы. Однако следует отметить, что снижать нужно не только портовые сборы как таковые, а пересматривать всю стоимость судозахода, так как она в наших портах достаточно велика. Так, стоимость судозахода в порт Мариуполь и соседний Бердянский (с учетом прохода Керченского пролива) в перерасчете на тонну дедвейта заходящего тоннажа составляет примерно $3,5 при «чистом» дисбурсментском счете. А если судно попадает на вход/выход в ночное время и выходные, то стоимость может вырасти еще на 5-10%. Это крайне негативно влияет на решение судовладельца идти в порты Украины. Например, в основных портах Румынии и Болгарии стоимость судозахода составляет примерно $1,5 за тонну дедвейта, в Азовские порты России, с учетом Керчи, — примерно $2, что делает порты Мариуполь и Бердянск менее привлекательными. В Турции эта цифра примерно $1,7. То есть наши порты получаются самыми дорогими на Черном и Азовском морях.

От частоты судозаходов выиграет и бюджет страны, ведь бизнес уже давно работает по правилу, что чаще — это лучше, чем дороже. При снижении тарифов нужно учитывать также и расположение портов. Соответственно ставки понижать больше в портах, которые имеют подходные каналы. Касательно Мариупольского и Бердянского портов нужно еще дополнительно учитывать тот факт, что строительство Керченского моста также может снизить количество судозаходов или отразиться на стоимости фрахта. Не каждое судно дедвейтом 12-15 тыс. тонн уже зайдет к нам. А про суда 20 тыс. и выше мы уже совсем забудем. Мариуполь и Бердянск – это грузовые ворота востока Украины и, учитывая их удаленность и Керченский мост, эти порты должны получить максимально льготные ставки сборов для привлечения тоннажа».

Андрей Соколов, и.о. директора ГП «Херсонский морской торговый порт»:

На рынок морских перевозок снижение портовых сборов окажет влияние, но не сразу. У нас есть цепочка «производитель-трейдер-покупатель». Чтобы производитель принял решение больше производить (то есть инвестировать) — необходимо, чтобы у него или больше покупали, или давали более высокую цену, чтобы он хотел продавать еще больше (большее производство потом откатывает цену обратно). Снижение портовых сборов снижает издержки экспортера и повышает его прибыль. Чтобы увеличился экспорт в больших масштабах — необходимо, чтобы физически груза стало больше — вырастили и произвели больше. А это требует времени. Снижение портовых сборов лишь звено в цепи условий повышения конкурентоспособности украинского экспорта и развития экономики. То есть другие факторы — налоговая политика, инвестиционный климат и прочее, что может создавать или не создавать условия для работы компаний в Украине — может свести позитивный эффект к нулю, и тогда снова все будут кричать #зрадазрада

Массового мгновенного эффекта от снижения портовых сборов не будет. Скорее всего, небольшое влияние могут почувствовать в Рени или в некоторых товарных группах, которые отправляются в контейнерах — за счет снижения ставок на фрахт, если таковые снизятся. Еще могут кричать, что таким образом положили в карман экспортеров или перевозчиков немаленькие деньги. Но это примерно то же, что снижая налоги — эти деньги положили в карманы тех компаний, которые эти налоги недоплатили.

Вряд ли кто-то будет оспаривать это решение Кабмина. По степени важности это решение — то же самое, что снижение налога на прибыль или НДС, но было бы хорошо, чтобы подобные сигналы не были одиноки в украинской экономической системе, так как инвесторы ориентируются не на один отдельный сигнал, а на комплекс решений.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать