Вверх

Топ-10 стран-судовладельцев: обзор глобального флота

19 февраля 2017 Марк Шевченко

Глобальный флот в 2016 году вырос еще на 3% и на 1 января 2017 года насчитывал 90917 судов тоннажом 1,3 млрд валовых регистровых тонн. За семь лет он вырос наполовину.

Топ-10 стран-судовладельцев: обзор глобального флота

Тоннаж мирового торгового флота в минувшем году вырос на 3,1% – до рекордных 1,3 млрд валовых регистровых тонн. По данным Clarksons Research, эксплуатируемый на начало 2017 года флот на 50% превышает по тоннажу мировой флот образца 2009 года. Судоверфи мира получили 542 заказа на строительство нового тоннажа (примерно 19,3 млн валовых регистровых тонн), что на 70% меньше, чем было в 2015 году. Продажа судов на скрап выросла на 29%. Особенно сильно пострадали балкерный и контейнерный сегменты.

Крупнейшие владельцы

Греческие судовладельцы остались крупнейшими судовладельцами мира. Они за год нарастили суммарный тоннаж на 5,4% и теперь контролируют флот общим тоннажем в 202,6 млн р. т. Вслед за ними – Япония (163,1 млн р. т.), Китай (139,2 млн р. т.) и Германия (86,6 млн р. т.).

На исследованиях аналитиков Clarksons Research основывается и отчет Конференции ООН по экономике и развитию (United Nation Conference in Trade and Development, UNCTAD), опубликованный в ноябре прошлого года. Согласно документу, ведущие судовладельцы среди развивающихся стран – это Китай и Сингапур. По данным на начало 2016 года, приблизительно 60% мирового флота принадлежат судовладельцам из развитых стран, однако доля судовладельцев стран «третьего мира» постоянно увеличивается.

Зарегистрированный под иностранным флагом тоннаж составляет 70,2% глобального

Среди 35 экономик мира, обладающих самыми большими флотами, 18 стран являются азиатскими, 13 находятся в Европе и четыре в Новом Свете. Крупнейшими развивающимися странами ‒ судовладельцами Африки являются Ангола (5,4 млн тонн дедвейта), Нигерия и Египет. В Южной Америке это Бразилия (15,8 млн тонн дедвейта), Венесуэла и Чили. В Южной Азии ‒ Индия (21,7 млн тонн дедвейта), Бангладеш и Пакистан. В Юго-Восточной Азии наибольшими флотами владеют судовладельцы Сингапура (93,5 млн тонн дедвейта), Индонезии и Малайзии.

Флоты различных стран имеют зачастую выраженную специализацию. Страны с переходными экономиками обладают, в частности, самой большой долей нефтеналивных судов (характерно, например, для Российской Федерации). Значительной долей офшорных установок владеют развивающиеся страны в Африке, Северной и Южной Америках, а именно Ангола, Нигерия, Бразилия и Мексика.

Бум на газовозы

На 1 января 2017 года мировой торговый флот насчитывал 90 917 судов суммарным дедвейтом в 1,8 млрд тонн. Самый большой прирост в 2016 году испытал флот газовозов (+9,7%). Далее идут контейнеровозы (+7% за 12 месяцев 2015 года), паромные и пассажирские суда (+5,5%). В то же время флот судов для перевозок генеральных грузов, следуя многолетнему тренду, сократился. Сегодня их доля в мировом коммерческом флоте составляет лишь 4,2%. В 1980 году – 17%.

За весь 2016 год заказчики получили 211 новых контейнеровозов – менее половины от количества поставленного новостроя (436 единиц) в пиковом 2008 году. Однако в связи с увеличением контейнеровместимости поставляемых судов 2016 год поставил рекорд по этому показателю. Всего судоверфи мира закончили в прошлом году строительство контейнеровозов общей контейнеровместимостью в 1,68 млн TEU, что на 12,7% больше, чем в 2015 году, и на 12,4% выше предыдущего пика, пройденного в 2008 году. Средняя контейнеровместимость новостроя за семь лет увеличилась на 132%.

Старость – не радость

Распределение флота по возрастам также отражает рост судовых размерений в последние два десятилетия. В частности, контейнеровозы с точки зрения водоизмещения в среднем стали намного внушительнее. Контейнерные суда, построенные 15-19 лет назад, имели в среднем 28 516 тонн дедвейта, в то время как построенные в последние четыре года стали в среднем в 2,8 раза «тяжелее» – 79 877 тонн дедвейта.

В начале тысячелетия средний новый балкер или нефтеналивной танкер был в два-три раза больше сдаваемого заказчику контейнеровоза. Сегодня контейнерные суда являются крупнейшими судами по тоннажу.

На начало 2017 года средний возраст торговых судов ‒ 20,3 года

На начало 2017 года средний возраст торговых судов составлял 20,3 года, что несколько выше, чем в предыдущем году. Однако если взглянуть на ситуацию со средним возрастом судов за последние 10 лет, он остается достаточно низким – в сравнении с прошлыми десятилетиями.

В 2016 году в целом было сдано несколько меньше новостроя, чем годом ранее. Кроме того, меньше судов было продано на скрап – среди прочего потому, что многие суда слишком молоды, чтобы быть разрезанными на металлолом. Среди основных типов судов лишь балкеры в начале 2016 года были несколько моложе, чем в начале 2015 года: возраст 42,8% балкерных судов составлял до 4 лет. Самыми старыми были суда для перевозки генеральных грузов – в среднем 24,7 лет.

Свой среди чужих

Тоннаж, зарегистрированный под иностранным флагом (флаг страны, гражданином которой является судовладелец, отличается от флага, под которым судно зарегистрировано), составляет 70,2% тоннажа глобального торгового флота. Система открытых регистров является отличной возможностью для ряда развивающихся стран и даже небольших островов, не являющихся пока государствами, принося необходимые средства в ВВП не самых богатых стран. В то же время большинство судовладельцев находятся в развитых странах, и именно благодаря системе открытых регистров они остаются конкурентоспособными на рынке, где присутствуют флоты судовладельцев развивающихся стран. Например, на суда под флагом Либерии, Маршалловых Островов или Панамы судовладелец из Германии или Японии может нанимать моряков из третьих стран (Индонезии, Филиппин, Украины), которые работают за меньшую плату, чем их германские или японские коллеги.

По данным на начало 2017 года, крупнейшими регистрами мира оставались открытые регистры Панамы, Либерии и Маршалловых Островов. 41% мирового тоннажа был зарегистрирован под этими флагами, причем регистр Маршалловых Островов показал самый динамичный рост среди крупных мировых регистров – на 12% в течение 2015 года. 10 крупнейших мировых регистров объединяют под своими флагами 76,8% мирового флота (в тоннах дедвейта).

Более чем 76% мирового флота зарегистрировано в развивающихся странах (в том числе в открытых регистрах). Примечательно, что законодательство многих стран с протяженной береговой линией и значительным каботажным судоходством препятствует судовладельцам в выходе из-под национального флага. Это касается, в частности, судов под флагами Китая, Индии, Индонезии и США, занятых каботажными перевозками в территориальных водах соответствующих стран.

Принято регистрировать суда различных типов под определенными флагами. Так, крупнейшая доля глобального флота судов для перевозок генеральных грузов зарегистрирована под флагом Антигуа и Барбуды. Либерийский флаг является излюбленным для владельцев контейнеровозов, флаг Маршалловых Островов – для нефтеналивных танкеров, Панамский – для балкерного флота. Эта специализация отчасти объясняется традиционными связями между странами-судовладельцами и странами регистра. Так, например, Япония, флот которой насчитывает много балкеров, часто регистрирует суда под Панамским флагом. Германия, судовладельцы которой располагают большим флотом контейнеровозов, имеет тесные связи с Либерией: между странами заключено соглашение о двойном налогообложении, что выгодно для германских офицеров, работающих на судах под флагом Либерии.

Излюбленным флагом судовладельцев остался панамский. Тоннаж в 223,8 млн р. т. был зарегистрирован под этим флагом по данным на конец 2016 года. На начало 2016 года под флагом Панамы были зарегистрированы суда общим дедвейтом в 334,37 млн тонн.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать