Вверх

Украина вернула лидерство в перевалке контейнеров

18 апреля 2017 Наталья Рыженкова

Объемы переработки груженых контейнеров в Черноморском регионе в 2016 году выросли почти на 10%, тогда как в Украине – увеличились на 31%

Украина вернула лидерство в перевалке контейнеров

На сайте публикуется сокращенно. Полную версию материала читайте на страницах журнала "Порты Украины" (апрель, 2017 г.). 

В 2016 году черноморские контейнерные терминалы Румынии, Украины, России, Грузии и Болгарии переработали 2 460 028 TEU, включая порожние контейнеры, без учета трансшипмента. Общий рост контейнерных перевозок в регионе составил 7,2%. Перевалка груженых контейнеров увеличилась на 9,63% по сравнению с 2015 годом – до 1 785 618 TEU.

Методика подсчета

В данном обзоре черноморский рынок представлен контейнерными терминалами пяти стран: Румынии (DP World Constanza, Socep), Украины («Контейнерный терминал Одесса», «Бруклин-Киев Порт», МТП «Черноморск», Ильичевский морской рыбный порт, ТИС-КТ в порту «Южный»), России (НУТЭП, Новорослесэкспорт, Новороссийский МТП), Грузии (APMT Поти, BICT) и Болгарии (терминалы портов Варна и Бургас).

Ниже приведен анализ переработки только груженых контейнеров. Пять указанных стран в 2016 году обработали 1 785 618 TEU груженых контейнеров. В результате общий рост в регионе по груженым контейнерам составил 9,63% по сравнению с 2015 годом, когда было зафиксировано падение объемов до 12,18%.

Тенденции года

На протяжении всего прошлого года почти во всех странах Черноморского региона шел заметный рост оборота груженых контейнеров. Наибольшего из них удалось достичь Украине – 30,66%. В результате Украина вернула утраченное ею в 2015 году лидерство, потеснив Румынию. Всего на украинских терминалах было обработано груженых контейнеров 533 278 TEU. А ведь еще годом ранее падение переработки груженых контейнеров в Украине было самое большое среди стран Черноморья и достигало 26,1%.

В России, Румынии и Болгарии объемы переработки также выросли на 7,52% ‒ 4,71% и 4,65% соответственно. В России, как и в Украине, рост перевалки контейнеров произошел в основном за счет увеличения объемов экспорта.

В то же время Грузия продолжает терять объемы груженых контейнеров. Падение достигло 12,09%. Экономический кризис в регионе, а именно в Азербайджане и Армении, куда направляется 60% всех контейнеров, проходящих через порт Поти, называют основной причиной падения грузопотока.

В результате доли стран в общей переработке груженых контейнеров по итогам 2016 года распределились следующим образом. Около трети всего объема груженых контейнеров перерабатывается на украинских терминалах – 29,87%. Значительная доля переработки приходится также на Румынию – 24,99%? и Россию – 24,92%. Остальное обрабатывают на терминалах Грузии – 10,93 и Болгарии – 9,29%.

Структура переработки контейнеров

Больше половины всего объема груженых контейнеров, обработанных в Черноморском регионе в 2016 году, составляет импорт – 51,37%, 48,63% приходится на экспорт. В целом распределение контейнеров в регионе на груженые и порожние оценивается как 72,59% к 27,41%. Наблюдается тенденция сокращения импортных потоков и роста экспортных. Идет сокращение доли порожних контейнеров в общем контейнерном потоке в регионе.

В 2016 году объем груженого экспорта из стран Черноморского региона увеличился на 12,61%. Рекордный рост экспортных объемов за период зафиксирован в Украине и России – на 29,64% и 24,01% соответственно. В Румынии наблюдалось незначительное падение груженого экспорта на 0,1%, в Болгарии – незначительный рост на 0,3%. Заметное падение экспорта груженых контейнеров произошло в Грузии – на 14,93%.

Что касается груженого импорта в регион, то он увеличился на 6,95%, в основном за счет роста импортного потока контейнеров в Украину – на 31,93%. Объем импорта вырос и в остальных странах региона, кроме России и Грузии, где произошло падение на 1,57% и 11,56% соответственно.

Черноморские терминалы

По итогам работы черноморских контейнерных терминалов в 2016 году произошли значительные изменения в первой пятерке ведущих. Остался неизменным только лидер – DPW (Констанца). Контейнерный терминал «Одесса» (бывший «ГПК Украина») поднялся на позицию вверх, с третьего на второе место, сместив APMT Поти, который опустился на третье место. НУТЭП занял четвертое место, потеснив терминал Новорослесэкспорт, который замкнул первую пятерку лидеров.

Из пяти крупнейших терминалов региона два из них закончили год в минусе. APMT Поти сократил перевалку на 15,82%, НЛЭ – на 0,83%.

Линейные операторы региона

Состав пятерки лидеров линейных операторов в 2016 году не изменился. Maersk Line по-прежнему лидирует. В составе первой пятерки также MSC, CMA CGM, ARKAS и ZIM. ARKAS, значительно нарастив объемы, практически сравнялся с CMA CGM по доле в общем объеме груженых контейнеров в регионе. В совокупности все перечисленные линии контролируют на Черном море 73,38% рынка всего объема груженых контейнеров.

Изменились доли, которые занимают альянсы на рынке контейнерных перевозок в Черноморском регионе. Так, доля рынка участников альянса G5, куда входят Hapag Lloyd, MOL, NYK, HMM и APL, в переработке груженых контейнеров в регионе сократилась до 5,05% против 5,81%, которую альянс занимал годом ранее. При этом доля линии OOCL, которая еще в 2014 году ушла из альянса G6, в результате превратившегося в G5, выросла в 2016 году на 0,03 п. п. ‒ с 1,92% до 1,95%.

Maersk Line и MSC в составе альянса 2М не смогли удержать свою долю на рынке. В 2016-м она уменьшилась на 2,04 п. п. и составила 44,65% против 46,69% годом ранее. Доля альянса Ocean Three в 2016 году выросла на 0,72 п. п. и составила 15,94%.

Также стоит отметить, что если общая доля рынка CSCL и COSCO в 2015 году составляла 5,83%, то в 2016-м она увеличилась на 1,73 п. п. и составила 7,56%.

Рейтинг контейнерных линий по странам Черноморского региона

Рейтинг составлен на основе данных по груженым контейнерам, без учета трансшипмента. В Черноморском регионе рекордные показатели прироста доли рынка (в процентах от доли рынка) у COSCO (1,60 п. п.), ARKAS (1,14 п. п.) и EMC (1,09 п. п.). При этом рекорд падения у MSC (-2,53 п. п.), PIL (-0,66 п. п.) и ADMIRAL (-0,55 п. п.). CSAV объединился с Hapag-Lloyd. WHL и K-Line временно прекратили свою работу в Черном море.

Рейтинг контейнерных линий по приросту доли рынка в Украине

Рекордсмены по приросту доли рынка в Украине – COSCO (2,62 п. п.), ZIM (1,30 п. п.) и TURKON (0,79 п. п.). Наибольшее падение – у Hapag-Lloyd (-1,68 п. п.), MAERSK (-0,84 п. п.) и OOCL (-0,84 п. п.).

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать