Вверх

Украина возвращает роль лидера перевалки контейнеров в Черноморье

07 сентября 2016 Наталья Рыженкова

После провального 2015 года Украина уступала по объемам перевалки контейнеров в портах России и Румынии, но 25% рост в первом полугодии вернул нашей стране ранее утерянное первенство в регионе Черного моря.

Украина возвращает роль лидера перевалки контейнеров в Черноморье

По итогам января­июня текущего года практически все пять стран Черноморского региона показали рост оборота груженых контейнеров. Наибольшего роста достигла Украина – 25,11%. В результате наша страна смогла вернуть себе лидерство по объемам переработки груженых контейнеров в регионе. В России и Румынии зафиксирован незначительный рост. Только в Грузии и Болгарии наблюдался спад.

Итоги полугодия

В данном обзоре черноморский рынок представлен контейнерными терминалами пяти стран: Румынии (DP World Constanza, Socep), Украины («ГПК Украина», «БруклинКиев Порт», терминал Ильичевского МТП, терминал Ильичевского МРП, ТИС­КТ), России (НУТЭП, Новорослесэкспорт, Новороссийский морской торговый порт), Грузии (терминалы портов Поти и Батуми) и Болгарии (терминалы портов Варна и Бургас). Всего за первое полугодие 2016 года черноморские контейнерные терминалы переработали 1 222 326 TEU, включая порожние контейнеры, без учета трансшипмента.

В обзоре, подготовленном консалтинговой компанией Informall BG, рассматриваются объемы только груженых контейнеров, которые были переработаны Черноморскими странами в количестве 878 712 TEU. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года общий рост переработки груженых контейнеров в регионе составил 5,5%. Напомним, в первом полугодии 2015­го падение контейнерооборота достигало 13,1%. По итогам первого полугодия текущего года лидером среди Черноморских стран как по объемам переработки груженых, так и по темпам роста стала Украина (252 202 TEU, +25,1%).

Напомним, по итогам аналогичного периода прошлого года Украина была лишь на третьем месте, после России и Румынии, и демонстрировала наибольший спад оборота груженых контейнеров, до ­30,4%. Из Черноморских стран в этом году падение объемов было только в Грузии (­24,32%) и Болгарии (­0,03%).

В России и Румынии наблюдался рост объемов груженых контейнеров на 7,82%, и 3,6% соответственно. Изменились и доли стран в общей переработке груженых контейнеров за первое полугодие 2016 года. Выросла доля Украины – до 28,7%, и России – до 26,6%. Доли остальных стран сократились и распределились следующим образом: Румыния – 25,2%, Грузия – 10,4%, Болгария – 9,1%.

Структура переработки контейнеров

В структуре общего объема груженых контейнеров, обработанных в регионе в первом полугодии этого года, 51,2% составляет импорт, 48,8% приходится на экспорт. Наблюдается тенденция сокращения импортных потоков и роста экспортных. Сокращается также доля порожних контейнеров в общем контейнерообороте региона. В целом распределение контейнеров на груженые и порожние оценивается как 71,9% к 28,1%. В первом полугодии 2016 года объем груженого экспорта из стран Черноморского региона увеличился на 12,35% по сравнению с первым полугодием 2015 года. Рекордное падение экспортных объемов за период показала Грузия – до 22,31%. В России и Украине наблюдался рост. При этом Россия и Украина увеличили свои экспортные объемы на 42,74% и 26,38% соответственно. Импорт груженых контейнеров в регион уменьшился совсем незначительно – на 0,29%, в основном за счет падения импорта в Грузию на 24,71% и Россию – на 8%. В других Черноморских странах отмечался рост импорта: в Украине – на 23,54%, в Румынии – на 16,92%, в Болгарии – на 4,1%.

Черноморские терминалы

По итогам общей переработки контейнеров за первое полугодие 2016 года все крупнейшие терминалы региона показали рост объемов переработки контейнеров, кроме APMT Поти (Грузия), где объемы упали на 26,88%. Состав первой пятерки контейнерных терминалов региона остался прежним. DPW (Констанца) сохранил первое место, в то время как другие терминалы поменялись местами. «ГПК Украина» (Одесса) поднялся с четвертого на третье место, APMT Поти (Грузия) опустился со второго места на четвертое, НЛЭ (Россия) поднялся с третьего на второе место, а НУТЭП (Россия) остался на пятом месте.

Линейные операторы Черноморского региона

Состав лидирующей пятерки линейных операторов, работающих в Черноморском регионе, также не изменился. По итогам первого полугодия 2016 года в пятерку лидеров вошли: Maersk Line, MSC, CMA CGM, ARKAS и ZIM. Но, как мы видим, среди ведущих линий первой пятерки поменялся лидер. Maersk Line отвоевал первенство у постоянного лидера региона – MSC, потеснив его на второе место. В совокупности перечисленные линии контролируют на

Черном море 74,57% рынка в общем объеме груженых контейнеров. С образованием новых альянсов и реорга низацией уже существующих поменялись доли некоторых линий в общем объеме перевозок груженых контейнеров в регионе. После реорганизации сервиса альянса G6 (Hapag­Lloyd, OOCL, MOL, NYK, HMM, APL) в середине 2014 года, когда OOCL перешел на сервис ZIM и при этом альянс G6 превратился в G5, изменились соответственно и доли участников альянса на рынке контейнерных перевозок в регионе. По итогам первого полугодия 2015 года участникам альянса G5 принадлежала совокупная доля рынка по груженым контейнерам в 5,66%, но в первом полугодии 2016 года доля рынка альянса G5 снизилась уже до 4,94%. В первом полугодии 2016 года снизились доли рынка всех участников альянса, кроме Hapag­Lloyd и NYK. При этом доля рынка OOCL по итогам первого полугодия 2015 года составляла 1,81%, а в первом полугодии 2016 года она выросла на 0,09 п. п. и составила 1,90%. С началом совместной деятельности в первом квартале 2015 года альянсов 2М (Maersk и MSC) и Ocean Three (CMA CGM, CSCL, UASC) общая доля рынка MAERSK и

MSC по итогам первого полугодия 2015­го составляла 46,11%. В первом полугодии 2016 года она снизилась на 0,92 п. п. и составила 45,19%. Доля Ocean Three по итогам того же периода составляла 15,52%, но в первом полугодии 2016 года она увеличилась на 1,26 п. п. и составила 16,78%. Также стоит отметить, что в 2015 году контейнерный рынок Черноморского региона претерпел определенные изменения…

Продолжение статьи, а также о рейтинге контейнерных линий региона читайте в сентябрьском номере журнала «Порты Украины». Также там будут доступны графики и таблицы по данной теме.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать