Вверх

Украина заняла шестое место среди стран ‒ поставщиков моряков

14 сентября 2016 Константин Ильницкий

Украина в 2015 году заняла 6-е место по количеству моряков, работающих на глобальном рынке. Суммарно 69 тысяч моряков пересылают в Украину около 1 млрд долларов за год. «Порты Украины» проанализировали данные отчета Manpower Report

Украина заняла шестое место среди стран ‒ поставщиков моряков

Авторитетные международные организации BIMCO и ISF раз в пять лет готовят совместное исследование состояния рынка труда на мировом морском торговом флоте – Manpower Report. Такие исследования проводятся с 1990 года. Самый свежий Manpower Report был презентован и поступил в продажу в мае 2016 года. «Порты Украины» проанализировали данные отчета.

Шестое место Украины

Для нас исследование очень интересно, поскольку, прежде всего, позволяет оценить роль и место украинских моряков на мировом морском рынке труда. В нашей стране такие исследования не проводятся, а на вроде бы простой вопрос, сколько украинских моряков работает на судах мирового морского флота, в разных инстанциях можно получить самые разные ответы. Например, весной нынешнего года Мининфраструктуры официально озвучило цифру – 150 тысяч. Столько украинских моряков, по мнению министерства, сегодня работает на флоте.

Manpower Report 2016 от BIMCO и ICS называет совсем другие цифры. По данным доклада, в Украине значатся моряками 234 923 человека, но при этом реально на флот в 2015 году было поставлено 69 000 моряков, в том числе 39 000 офицеров и 30 000 рядовых. По сути дела речь здесь идет о числе рабочих мест, которые были заняты украинскими моряками в 2015 году.

Откуда авторы доклада взяли цифру в 234 923 человека, трудно сказать. Источники в Инспекции по подготовке и дипломированию моряков говорят, что цифра близка к реальности, если считать число выданных морякам дипломов. Но при этом, с одной стороны, многие моряки имеют не по одному диплому, а с другой – много моряков, особенно рядового состава, имеющие морские документы, сегодня в море не работают.

Так или иначе, но, по мнению авторов Manpower Report 2016, Украина сегодня занимает почетное шестое место среди стран поставщиков морской рабочей силы.

Реальная цифра числа наших работающих моряков очень важна для понимания состояния экономики, особенно в приморских регионах Украины. Роль этого фактора у нас чрезвычайно недооценивается, поскольку моряки, работающие на иностранных судах, не платят налоги в Украине. Но они ежегодно вливают в экономику страны большие деньги, привозя их на кредитных карточках, наличными, перечисляя родственникам через банковскую систему. И деньги эти тратятся в Киеве, Одессе, Николаеве, массе других мест на питание, жилье, коммунальные услуги, обучение детей, услуги медицинских учреждений и так далее, существенно повышая экономические показатели соответствующих регионов.

Из-за аннексии Крыма резко выросла численность российских моряков и, соответственно, сократилось количество украинских

Сколько именно денег? Я бы здесь хотел воспользоваться аналогиями с одним из наиболее развитых в мире источников поставки моряков на мировой рынок труда – Филиппинами. Просто потому, что там очень тщательно изучают все аспекты этой деятельности, скрупулезно ежегодно подсчитывая выгоды своей страны.

По сообщению газеты Manila Times, данные исследования Комиссии по делам филиппинцев за рубежом (CFO), показывают, что каждый из работавших в 2015 году на иностранных судах филиппинских моряков привез (переслал) в свою страну в среднем $15,5 тыс.

Если взять за относительно достоверную цифру украинских моряков в 69 000 из Manpower Report 2016 и умножить на 15,5 тыс., то получится $1069,5 млн. Это по валютному курсу на начало года – примерно 26,7 млрд гривен. Если же сделать поправку на то, что среди украинских моряков большая часть – офицеры, а у филиппинцев – рядовые, цифра окажется существенно больше.

Но даже эти 26,7 млрд гривен – это огромная сумма. Это, например, много больше, чем 19 млрд гривен доходов, которые получили в 2015 году все государственные предприятия морского транспорта Украины вместе взятые, включая 13 морских торговых портов. 26,7 млрд гривен – это равно 5% госбюджета Украины в 2015 году или 1,3% ВВП Украины в том же году.

Если мерять в деньгах наибольшие достижения в морской сфере за 25 лет независимости Украины, то первое место с огромным отрывом займет это достижение – превращение Украины в одного из крупнейших поставщиков морской рабочей силы на мировой рынок труда. Причем, достижение, которого добились сами граждане Украины абсолютно без поддержки своего государства, а то и вопреки препонам с его стороны.

Моряки и аннексия Крыма

Впрочем, это достижение было бы много значительнее, если бы не одно обстоятельство. В данных Manpower Report 2016 обращает на себя внимание взлет на четвертое место в списке лидеров по поставкам моряков Российской Федерации. Еще десять лет назад в аналогичном исследовании в Украине насчитывали 65 027 моряков, а в России – 55 680. За это десятилетие число моряков в Украине выросло на 4 тыс., а в России более, чем на 41 тыс. – до 97 061. Как это могло случиться?

Увы, ответ прост и горек одновременно. Аннексия Крыма, где традиционно значительное число граждан из Севастополя, Феодосии, Керчи и других мест работает на флоте, привела к тому, что они увеличили цифры российских моряков, соответственно сократив цифры украинских.

Офицеры и рядовые

Всего, по данным Manpower Report, в 2015 году на морском флоте работало 1,647 млн моряков. Это почти на полмиллиона больше, чем десять лет назад, – 1,187 млн. Если 10 лет назад 39% всех рабочих мест приходились на офицерские должности, то в 2015 году – уже 47%. То есть на мировом флоте почти сложилась ситуация, когда на одного офицера будет один рядовой. Это свидетельствует, прежде всего, о кардинальных изменениях в составе мирового флота, все более насыщенного высокотехнологичным оборудованием, электроникой, требующих более высоких профессиональных знаний.

Мало того, Manpower Report 2016 утверждает, что офицеров на флоте не хватает, и эта нехватка будет расти. Если в 2015 году, по данным авторов исследования, нехватка офицеров была на уровне 16 500 человек (2,1%), то к 2025 году нехватка вырастет до 147 500 офицеров.

При нехватке офицеров нынешний рынок характеризуется избытком рядовых моряков. Уровень этого избытка исследование оценивает в 119000 рядовых. Реально это означает, что устроиться сегодня на работу украинскому рядовому моряку очень трудно. Офицеру же – значительно легче.

Исследование показало, что давняя тенденция усиления позиций азиатских стран на морском рынке труда продолжает иметь место. Из первой десятки стран-лидеров шесть – азиатские. И эти шесть стран обеспечивают своей рабочей силой 46% мирового рынка моряков.

В публикуемой ниже таблице видно, что за последние десять лет на рынке моряков сократилась доля развитых стран, стран Восточной Европы, Африки, Латинской Америки и даже Индийского субконтинента. Но при этом резко выросла доля стран Дальнего Востока.

Что касается лидера, то Китай (243 635 моряков) вновь вернул себе первое место, оттеснив на второе своего главного конкурента – Филиппины (215 500). Если десять лет назад их доля на морском рынке труда измерялась соответственно 9,96% и 9,81%, то в 2015 году их доля выросла соответственно до 14,78% и 13,08%. Также значительно увеличила свое присутствие занявшая третье место Индонезия – 143 702 моряка (доля – 8,72%).

Стоит также заметить, что все эти страны, ранее знаменитые поставками недорогой рядовой рабочей силы на торговые суда, стали лидерами по числу морских офицеров. А вот занимающая по поставкам офицеров третье место в мире Индия (69 908 офицеров), удивила тем, что, нарастив за последние десять лет число офицеров, сократила еще более значительно число рядовых.

В рейтинге тридцати крупнейших стран, обеспечивающих мировое судоходство моряками, как и было ранее, пять стран Черноморья: Россия, Украина, Турция, Болгария и Румыния.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать