Вверх

Взлет перевалки контейнеров в Украине: причины

15 ноября 2016 Наталья Рыженкова

За десять месяцев текущего года объемы контейнерной перевалки уже превысили показатели всего 2015 года и достигли 498 080 TEU, утверждают в АМПУ. Рост составил 28%.

Взлет перевалки контейнеров в Украине: причины

Значительный рост перевалки контейнеров можно объяснить действием сразу нескольких факторов. Во-первых, уже видны долгожданные результаты совместных усилий Администрации морских портов Украины, операторов терминалов и государственных контролирующих органов по внедрению современных стандартов обработки контейнерного флота.

Нормализована ситуация со сроками таможенных процедур с грузами в пунктах пропуска, реализованы положения о децентрализации контрольных процедур в морских портах. И, во-вторых, увеличился импорт, а также украинский экспорт товаров, перевозимых в контейнерах (масло подсолнечное, зерновые культуры и др.), для обеспечения своевременного вывоза которого продолжает расти объем завоза порожних контейнеров.

Наибольшая доля в переработке контейнеров принадлежит Одесскому порту. Сегодня она достигает 80% от общего украинского контейнерооборота. Как всегда, лидером перевалки среди терминалов выступает терминал Одесского порта, немецкая дочерняя компания, «ГПК Украина». На своих причалах терминал переработал 213048 TEU (+33,9%).

На Одесский порт в январе-сентябре пришлось 80% общего украинского контейнерооборота

Доля «ГПК Украина» в общей перевалке контейнеров немного сократилась, тем не менее, терминал обрабатывает почти половину всех контейнерных грузов, проходящих через украинские порты. Строительство и развитие двух современных контейнерных терминалов позволяет оператору «ГПК Украина» принимать под обработку одновременно четыре контейнеровоза. С начала 2016 года «ГПК Украина» активно использует мощности своего нового контейнерного терминала на Карантинном молу.

Посетившие в начале октября терминал недавно назначенный посол Германии в Украине Эрнст Вольфганг Райхель и новый президент «ГПК Украина» Себастьян Винд отметили, что «ГПК Украина» является одним из самых крупных немецких инвесторов и крупнейшим контейнерным оператором в Украине. И правительство Германии планирует удерживать эти позиции и дальше, и вместе с украинским правительством намерено обсуждать дальнейшие возможности инвестирования.

Хорошие результаты в перевалке контейнеров показывает второй контейнерный терминал Одесского порта «Бруклин-Киев Порт». По объемам переработки контейнеров в Украине терминал уступает только оператору «ГПК Украина». С января по сентябрь «Бруклин-Киев Порт» удалось нарастить перевалку на 80,1%, до 150 459 TEU. Доля терминала в общем контейнерообороте выросла с 21,6% в 2015 году до 28,9% в 2016.

Доля Ильичевского морского рыбного порта в общем контейнерообороте Украины выросла почти вдвое – до 14,9%

Наибольшие темпы роста контейнерной перевалки – у Ильичевского морского рыбного порта, входящего в группу «Приват». Порт смог более чем в два раза увеличить переработку контейнеров. Всего за 9 месяцев 2016 года на его причалах было обработано 77 883 TEU (+130%). Ильичевский рыбный порт смог предоставить такие условия обработки контейнерного флота и оборудования, что в конечном итоге, в порт перешли все контейнерные перевозчики, заходящие раннее в морской торговый порт «Черноморск». Доля Ильичевского рыбного порта в общем контейнерообороте Украины выросла почти вдвое, до 14,9%.

Контейнерный терминал в порту «Южном» – ТИС-КТ, новейший контейнерный терминал Украины, имеющий самый глубоководный (16 м) и самый длинный (470 м) контейнерный причал в стране, переработал с января по сентябрь 77 883 TEU (+57,6%). Терминал может принимать крупнейшие суда, которые только могут войти в Черное море и которые не может принять ни один другой порт в Украине.

Самое значительное падение объемов переработки контейнеров произошло в морском торговом порту «Черноморск». Порт имеет мощности контейнерного терминала порядка 1,15 млн TEU, который расположен на самом глубоководном причале порта (осадка 14 м). Однако за 9 месяцев в порту «Черноморск» было переработано всего лишь 18 101 TEU (-55,4%).  Если в начале 2016 года в порт заходили еще две линии – Hapag-Lloyd и MSC, то начиная с марта, осталась только MSC, которая в августе перешла в рыбный порт. Уже в сентябре на терминале порта «Черноморск» не было обработано ни одного контейнера. Все это привело к тому, что сегодня терминал используется для перевалки угля и руды.

Если раньше в структуре переработки контейнерных грузов через украинские порты преобладал экспорт, то сегодня импортных контейнеров поступает в Украину больше. И импорт растет быстрее экспорта. В основном за счет импорта порожних контейнеров, составляющих треть всего импортного потока. Объем импортных контейнеров составил 266 164 TEU (+39%), экспортных – 254 905 TEU (+34,9%). Соотношение импорта и экспорта в общем контейнерообороте – 51,1% к 48,9%.

Доля груженых контейнеров в общем потоке сократилась с 78,9%, в 2015 году до 76,5% в 2016. Доля порожних выросла до 23,5%. Причем, наиболее растет импорт порожних контейнеров – на 55,8%, до 88 754 TEU. Экспорт груженых также значительно вырос – на 30,8%, до 221 441 TEU.

Рост контейнерной перевалки в портах Украины – яркое свидетельство того, что уже есть результаты дерегуляции процедур контроля в портах. Свободная практика улучшила ситуацию, прежде всего, сократились простои судов. Так, среднее время от завершения швартовых операций до начала подготовки к грузовым операциям – около 10 минут. Среднее время контрольных процедур на борту при оформлении отхода судна порядка 45 минут.

Но это не решает всех проблем и есть над чем работать. Сегодня в Украине самые дорогие на Черном море портовые сборы, выше, чем в Румынии, Болгарии, России. Министерство инфраструктуры Украины уже привлекло международных экспертов с целью доработать методику расчета ставок портовых сборов, которую затем планирует вынести на обсуждение общественности.

Есть надежда, что достигнутый рост переработки контейнеров в портах Украины будет устойчивым, и по итогам года окажется не меньшим сегодняшнего.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать