Вверх

Юрий Васьков о дальнейших реформах в отрасли — интервью

09 августа 2016 Игорь Гошовский

Бывший замминистра инфраструктуры Юрий Васьков в интервью «Портам Украины» о том, что стало наибольшим разочарованием за время работы в МИУ и своем видении дальнейшего реформирования портовой отрасли.

Юрий Васьков о дальнейших реформах в отрасли — интервью

Вас часто называют главным претендентом на должность главы будущей морской администрации. Вы претендуете на эту должность, или свое будущее связываете с работой на другом предприятии (ведомстве)?

Категорически не согласен с таким статусом. Есть много достойных кандидатов. Претендовать или нет — буду решать, когда станет понятна структура этого органа, полномочия и условия работы.

Нужно ли сейчас создание морской администрации, если да, то почему?

Правильнее говорить, что нужно не создание морской администрации, так как де-юре она существует в лице Мининфраструктуры, а её выделение в отдельный орган по примеру ведущих морских государств. Актуальность вопроса растёт с каждым днём, так как все больше накапливается вопросов и мы все ближе к обязательному аудиту ИМО.

Как бы вы охарактеризовали наиболее эффективную модель будущей морской администрации?

Центральный орган исполнительной власти с достаточным финансированием и полномочиями. Давайте говорить открыто, что без этого эффективность новой Морской Администрации мало будет отличаться от того, что мы имеем сегодня.

Давайте говорить открыто, что без финансирования и полномочий эффективность новой Морской Администрации мало будет отличаться от того, что мы имеем сегодня.

Как, по вашему мнению, следовало бы реформировать АМПУ?

Избавиться от всех непрофильных активов и видов деятельности, максимально децентрализовать операционную деятельность, и со временем на базе филиалов создать укрупнённые юридические лица.

Чем вызвана идея объединить филиалы АМПУ по региональному принципу?

Объединение по региональному принципу с последующим выделением в отдельные юридические лица позволит сократить административные расходы, дать больше самостоятельности на места, а значит повысить оперативность и эффективность деятельности.

Что вы можете сказать по поводу законопроекта о концессии. Вы успели поработать над этим документом? Это будет именно такой закон, который нужен портовой отрасли Украины, или у вас есть замечания?

Финальной версии я не видел. В целом, техзадание для данного законопроекта формировалось на примере лучшего мирового опыта и наших потребностей. Надеюсь, что все будет учтено и эта модель наконец эффективно заработает.

Принятие каких законопроектов в портовой отрасли вы считаете первоочередными?

О внутреннем водном транспорте. О концессии в портах. Об исключении государственных стивидоров из списка не подлежащих приватизации. О функционировании специальных экономических (инвестиционных) зон в портах. Об упрощении строительства ГТС. О снятии ограничений для регистрации судов под флагом Украины и ряд других.

Как вы относитесь к идее Мариупольського порта инвестировать почти 800 млн грн государственных средств в строительство зернового терминала? Это эффективная и своевременная инвестиция для данного госпредприятия?

Если предприятие зарабатывает прибыль, её необходимо реинвестировать в ликвидные проекты. Как известно, зерновые терминалы имеют высокую рентабельность. Вопрос строить ли за госсредства или за счёт частного инвестора действительно стоит. Но пока государство не взяло чёткий курс на коммерциализацию существующих государственных стивидоров, последние вынуждены продолжать развиваться самостоятельно.

Владимир Омелян в интервью «Портам Украины» говорил, что выступает за привлечение иностранных специалистов к управлению госпортами (в том числе и в Южном). Как вы относитесь к этой идее?

Отношусь положительно. В то же время, считаю, что у нас также немало специалистов для эффективного управления предприятиями. Главное — необходимо дать менеджменту надлежащие полномочия, установить показатели работы и оградить от какого-либо политического влияния.

Необходима модернизации законодательства, так как оно сегодня содержит массу коллизий, которые и приводят к конфликтам.

В прошлом году планировалось дноуглубление Днепра, но в этом вопросе до сих пор не поставлена точка и много тумана. Расскажите, будет ли все-таки проведено дноуглубление в районе перекатов? В чем загвоздка?

В этом направлении впервые была проделана огромная работа. Затягивание работ связано, прежде всего, со сложными процедурами согласований и формальностей для подобного вида работ. Найдено финансирование, но к сожалению, с первого раза не удалось выбрать подрядчика, так как на конкурс пришла только одна компания. Надеюсь в ближайшее время подрядчик все же будет выбран и работы начнутся.

За последние полтора года возникло множество конфликтных ситуаций между частными инвесторами в портах и силовиками (Бруклин-Киев, Рисойл, прошлогодние рейды по зернохранилищам в портах и тд), а также между частниками и руководством госпортов (Рисойл и ИМТП, Укрлендфарминг и Южный и тд). Что нужно сделать, чтобы предотвратить возникновение подобных ситуаций в будущем?

В первую очередь необходима модернизации законодательства, так как оно сегодня содержит массу коллизий, которые и приводят к конфликтам. Во-вторых, необходимо чтобы не только на словах, но и на деле у нас была поддержка частных инвесторов на всех уровнях. На мой взгляд, в сегодняшних реалиях частное инвестирование, сопровождающееся улучшением инфраструктуры, созданием рабочих мест и увеличением налоговых поступлений, является главным приоритетом.

В последнее время активизировались крупные мировые зернотрейдеры, желающие обзавестись собственными портовыми мощностями в Украине. Впрочем, решились на инвестиции единицы. Что их сдерживает, что вы обсуждаете на встрече с их представителями?

Я бы сказал, что их активность высока уже более десяти лет и многие из них не только решились, но и успешно построили и запустили современные объекты. В то же время подобных инвестиций может быть значительно больше если у нас наконец заработают эффективные и общепринятые модели государственно-частного партнёрства.

Назовите три достижения, которыми вы гордитесь за время работы в министерстве.

Дерегуляция контрольных процедур в портах и в системе дипломирования моряков;

Принятие ряда важных решений в направлении развития речного судоходства;

Возобновление функционирования национальной системы поиска и спасения на море.

Расскажите, что оказалось самым большим разочарованием за годы работы в министерстве.

Чрезвычайно острый дефицит полномочий у министерства для формирования, а главное реализации современной транспортной политики.

Беседовал Игорь ГОШОВСКИЙ

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать