Вверх

Что почитать в октябрьском номере

Александр Бердинских, главный редактор журнала "Порты Украины"
02 ноября 2017

Итоги ХІ международного «Черноморского контейнерного саммита – 2017» и другие материалы октябрьского номера «Портов Украины»

Отчет о событии, состоявшемся в Одессе 7 сентября 2017 года, по достоинству занял основное место в октябрьского выпуске «Портов Украины». Форум давно уже претендует на роль главной дискуссионной площадки контейнерной отрасли не только Украины, но и всего Черноморья. В этот раз в мероприятии приняли участие более 150 человек из десяти стран мира.

На саммите обсуждалось состояние рынка региона и перспективы его оживления. Участники делились соображениями об улучшении условий для роста контейнерных потоков в Черном море.

После спада в 2014-2015 годах, в 2016-м контейнерооборот начал восстанавливаться и приблизился к показателям докризисного 2008 года. Это справедливо по отношению практически ко всем портам региона. К сожалению, украинские гавани достигли показателя лишь 54% от объемов 2008 года.

Тем не менее, участники саммита уверенно прогнозировали рост контейнерооборота в отечественных портах. В частности, руководитель ГП «Администрация морских портов Украины» Райвис Вецкаганс рассказал о двух сценариях развития контейнерных перевозок до 2025 года, разработанных аналитиками АМПУ на основании отчета Международного валютного фонда. Согласно оптимистическому – рост перевалки составит 7%, по пессимистическому – 0,5%. «Мой личный прогноз – подъем будет колебаться между показателями оптимистического и вероятного (+3%) сценариев. В любом случае перевалка будет расти», – отметил Вецкаганс.

Руководитель группы консультантов Drewry Динеш Шарма считает, что перспективы региона в целом будут улучшаться – несмотря на ряд вызовов. Одной из серьезнейших проблем он назвал высокую стоимость и продолжительность переработки экспортных и импортных контейнеропотоков в Украине. «Это делает украинские порты неконкурентоспособными, – считает господин Шарма. – Например, время обработки контейнера в Украине может занимать до 5 дней – в сравнении с 1 часом в некоторых других конкурирующих портах региона и в Европе».

Генеральный директор компании Maersk Ukraine Роман Колоянов рассказал, что его компания ожидает роста экспортных грузопотоков из Украины. «Всем стоит ожидать повышения цен на экспортные перевозки из Европы и Украины, так как объемы экспорта из Европы продолжают расти, – спрогнозировал он и добавил. – Иногда мы просто физически не можем грузить контейнеры на суда из-за отсутствия места. Соответственно, стоимость места на судах будет увеличиваться».

Коммерческий директор компании «Укрферри» Владимир Черниевский, выступая перед участниками форума, предложил направить усилия на продвижение идеи либерализации транспортно-экспедиторских услуг по всему маршруту Нового шелкового пути с участием Украины. «Наш маршрут не будет дешевле сухопутного варианта транзита из Китая в Европу через Россию, с этим необходимо просто смириться», – заявил он.

Владимир Черниевский назвал преимущества украинского маршрута:

1) Он расположен южнее, и это может быть предпочтительней для перевозки определенных категорий грузов, которые не переносят зимних температурных режимов Северного Кавказа и России.

2) Украинский маршрут может иметь преимущества доставки грузов в Центральную Европу, особенно учитывая, что украинская железная дорога имеет соединение с несколькими ветками широкой колеи, которые заходят на территорию Европы.

3) По нашему маршруту могут двигаться не только транзитные грузы между Китаем и Европой, но и грузы в Грузию, Азербайджан и Казахстан, которые ведут активную торговлю с европейскими странами и стремятся к тому, чтобы такая торговля не зависела от России.

4) На нашем маршруте есть достаточно развитая портовая инфраструктура, у самой Украины есть паромы и опытный национальный перевозчик.

Предложения и прогнозы участников саммита можно было бы перечислять еще очень долго. Некоторые из них «Порты Украины» опубликуют в ноябрьском выпуске. А читателю октябрьского номера можно посоветовать обратить внимание на блок материалов, посвященных проблемам перевозок внутренним водным транспортом.

Этой теме посвящена значительная часть интервью главы Украинской зерновой ассоциации Николая Горбачева. А также статьи Андрея Муравского «Флот для каботажа: дискуссия затягивается» и «Конфликт «Нибулона» и «Укрводпути»: аргументы сторон».

Зарубежный раздел номера открывает обзор глобального судостроения. В последние годы отрасль стремительно консолидируется. Если в 2007 году в мире насчитывалось 860 активных судоверфей, то на сентябрь 2017‑го – лишь 357.

Процесс консолидации продолжается. Лишь 108 судоверфям удалось к сентябрю заключить новые контракты на строительство хотя бы одного судна валовым тоннажем свыше 1000 регистровых тонн. 70% действующих заводов не получили ни одного заказа. 10 крупнейших судоверфей мира, на которые приходится примерно 32% глобального портфолио на 1 сентября 2017 года, получили 40% от общего объема контрактов, размещенных в этом году.

По традиции завершает выпуск «Портов Украины» раздел «Аналитика». В октябре он представлен обзором грузооборота морских портов Украины за три квартала. В январе-сентябре 2017 года, по оперативным данным ГП «Администрации морских портов Украины», он вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 1,3%. Всего портами было переработано 98,005 млн тонн. Прирост грузопотока за отчетный период составил 1,3 млн тонн.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать