Вверх

Днепровские шлюзы со скрипом закрывают навигацию

Дмитрий Козаченко, исполнительный директор Ассоциации «Реки Украины»
28 ноября 2017

16 ноября начала закрываться навигация через шлюзы Днепровского каскада ГЭС. Планируется, что до середины декабря эти гидротехнические сооружения остановят на зимовку. И до следующего выхода судов в открытую воду должна проясниться ситуация: или шлюзы, наконец-то модернизируют, или они станут серьезной проблемой на пути развития внутреннего водного транспорта нашей страны.

Днепровские шлюзы в определенной степени можно назвать «раритетными». Они были построены в период активного развития речного судоходства в Украине с конца 50-х и до начала 80-х годов прошлого века. Впрочем, возраст таким гидротехническим сооружениям – не помеха, в мире существует немало примеров намного более старых объектов, которые и сегодня успешно используются. Главная проблема украинских шлюзов заключается в том, что со времени их введения в эксплуатацию они так и не подвергались серьезному обновлению, поэтому до сих пор остаются подуставшими памятниками советской эпохи.

Речь идет о 6 шлюзах Днепровского каскада: Киевском, Каневском, Кременчугском, Днепродзержинском, Запорожском и Каховском. Самый старый из них – Каховский, он начал работать еще в 1958 году. Последним в эксплуатацию в 1980 году был введен Запорожский, он считается не только самым современным из всех, но и самым дорогим и большим. Впрочем, речь, конечно, идет об украинских масштабах.

Есть и украинские реалии. В период кризиса 90-х годов востребованность отечественного речного транспорта резко сократилась, как и приток капиталов в отрасль. Речная инфраструктура стала заложницей критической и постоянной нехватки денег. Постепенно объекты приходили в упадок. Большинство из них стало требовать серьезного переоборудования. К примеру, в октябре 2015 года вышел из строя механизм, который приводит в движение ворота на Кременчугском шлюзе, в результате чего он был закрыт для ремонта на две недели.

Сегодня некоторые эксперты допускают, что днепровские шлюзы используются едва ли не на 10% от их потенциальных мощностей. Одновременно сами обветшавшие шлюзы близки к тому состоянию, когда могут стать реальной причиной техногенной катастрофы.

Долгое время проблемы украинской речной отрасли оставались нашими внутренними. Однако в 2014 году Украина подписала Соглашение об Ассоциации с Евросоюзом, согласно которому, в частности, обязалась модернизировать речной транспорт и инфраструктуру. Соглашение предполагало совместную разработку стратегии развития наших внутренних водных путей и вхождение отечественного речного транспорта в мультимодальную систему Европы. Таким образом, наши трудности приобрели европейский масштаб.

Министерство инфраструктуры Украины тогда достаточно оперативно отреагировало на взятые нашей страной обязательства. Уже в следующем году был подготовлен соответствующий план реформирования, рассчитанный до 2020 года. Он включал в себя целый комплекс мероприятий, в том числе, и модернизацию шлюзов Днепровского каскада. Соответствующие работы должны проводиться с 2017 по 2019 год. Ответственным за них определено государственное предприятие «Укрводпуть» в сотрудничестве с энергогенерирующими компаниями.

Весной 2016 года состояние украинских шлюзов проверили специалисты инженерного корпуса американской армии (USACE) – в Соединенных Штатах она обеспечивает работу этих гидротехнических сооружений. Эксперты обследовали 5 из 6 шлюзов и пришли к однозначному выводу: их состояние крайне неудовлетворительное, поэтому ремонтные работы нужно проводить в срочном порядке. Американцы даже подсчитали, что такая реконструкция может потянуть на 16,4 млн долл.

Уже на 2017 год МИУ запланировало для реконструкции шлюзов 105 млн грн. Деньги выделялись из фонда бюджетной поддержки от Евросоюза.

Можно ли считать, что дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки? Одна из особенностей технического обновления шлюзов заключается в том, что такие работы желательно проводить в межнавигационный период, чтобы не останавливать проход суден. То есть, сроки достаточно ограничены, значит, все подготовительные работы тоже должны быть завершены вовремя. Поэтому ближайший период покажет, насколько мы способны решать масштабные задачи в духе времени и согласно взятых на себя обязательств.

Одно ясно: помощь ЕС – это не благотворительный альтруизм, а четкий расчет своих интересов на перспективу. Он будет контролировать исполнение взятых Украиной обязательств. Это мотивирует и придает оптимизма.

И, возможно, уже следующей весной шлюзы Днепровского каскада откроются без скрипа.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать