Вверх

Дороги громадам: что говорят цифры

Вадим Олейник, эксперт Проектного офиса секторальной децентрализации
17 августа 2017

Смогут ли местные власти ремонтировать дороги самостоятельно? Цифры и расчеты на примере Тернопольской области

Децентрализация дорожной инфраструктуры предусматривает постепенную передачу полномочий по управлению местными дорогами, а также соответствующих финансовых ресурсов и ответственности за состояние таких дорог органам местного самоуправления. В южных припортовых регионах Украины проблема состояния дорог особенно острая, давайте посмотрим, как реформа повлияет на ситуацию уже в ближайшие годы.

Передача дорог: сначала областям, а впоследствии - громадам

В рамках децентрализации управления дорогами на первом этапе реформы предусмотрена передача в 2018 году 120 тыс. км дорог местного значения (областные и районные) из сферы управления «Укравтодора» в сферу управления ОГА, вместе с соответствующими источниками финансирования (35% Государственного дорожного фонда).

«Укравтодор» совместно с ОГА уже сформирован и обрабатываются соответствующие перечни дорог, подлежащих передаче.

По предварительным подсчетам в 2018 году Государственный дорожный фонд будет составлять около 32 млрд. грн, а ориентировочный уровень финансирования дорог местного значения из этого фонда в 2018 году составит 11,2 млрд. грн.

Распределение финансирования расходов на строительство, реконструкцию и капремонт автодорог местного значения между местными бюджетами будет осуществлен по принципу протяженности дорог.

Но 90% дорог находится в неудовлетворительном транспортно-эксплуатационном состоянии и требует проведения капитального ремонта и реконструкции. Это препятствует созданию необходимых предпосылок для экономического развития объединенных территориальных громад, приводит к увеличению аварийности на дорогах и вызывает недовольство со стороны населения и повышает социальную напряженность.

Современное состояние дорог громады

Для определения критериев передачи автодорог в сферу управления органов местного самоуправления (вместе с соответствующими источниками финансирования) был проведен анализ моделирования на примере пилотной громады – Великогаевской ОТГ Тернопольской области.

Громаде даны предложения по целесообразности передачи в управление 21,4 км районных автомобильных дорог общего пользования местного значения (Скоморохи-Мишковичи: С201505 (с. Скоморохи, с. Прошова), Товстолуг - Октябрьское: С201502 (с. Товстолуг, с. Красовка, с. Дичков), Теофиливка-(Грабовец-Скоморохи): С201519 (с. Скоморохи, с. Теофиловка) при условии проведения их капитального ремонта.

Децентрализация дорожной инфраструктуры предусматривает постепенную передачу полномочий по управлению местными дорогами, а также соответствующих финансовых ресурсов и ответственности за состояние таких дорог органам местного самоуправления. В южных припортовых регионах Украины проблема состояния дорог особенно острая, давайте посмотрим, как реформа повлияет на ситуацию уже в ближайшие годы.

Передача дорог: сначала областям, а впоследствии - громадам

В рамках децентрализации управления дорогами на первом этапе реформы предусмотрена передача в 2018 году 120 тыс. км дорог местного значения (областные и районные) из сферы управления «Укравтодора» в сферу управления ОГА, вместе с соответствующими источниками финансирования (35% Государственного дорожного фонда).

«Укравтодор» совместно с ОГА уже сформирован и обрабатываются соответствующие перечни дорог, подлежащих передаче.

По предварительным подсчетам в 2018 году Государственный дорожный фонд будет составлять около 32 млрд. грн, а ориентировочный уровень финансирования дорог местного значения из этого фонда в 2018 году составит 11,2 млрд. грн.

Распределение финансирования расходов на строительство, реконструкцию и капремонт автодорог местного значения между местными бюджетами будет осуществлен по принципу протяженности дорог.

Но 90% дорог находится в неудовлетворительном транспортно-эксплуатационном состоянии и требует проведения капитального ремонта и реконструкции. Это препятствует созданию необходимых предпосылок для экономического развития объединенных территориальных громад, приводит к увеличению аварийности на дорогах и вызывает недовольство со стороны населения и повышает социальную напряженность.

Современное состояние дорог громады

Для определения критериев передачи автодорог в сферу управления органов местного самоуправления (вместе с соответствующими источниками финансирования) был проведен анализ моделирования на примере пилотной громады – Великогаевской ОТГ Тернопольской области.

Громаде даны предложения по целесообразности передачи в управление 21,4 км районных автомобильных дорог общего пользования местного значения (Скоморохи-Мишковичи: С201505 (с. Скоморохи, с. Прошова), Товстолуг - Октябрьское: С201502 (с. Товстолуг, с. Красовка, с. Дичков), Теофиливка-(Грабовец-Скоморохи): С201519 (с. Скоморохи, с. Теофиловка) при условии проведения их капитального ремонта.

Минимальные затраты на эксплуатационное содержание одного километра такой дороги - 31,6 тыс грн, нормативные - 140,1 тыс грн.

А стоимость капремонта автодороги формируется исходя из проектной документации и зависит от рельефа местности, геологических условий, наличия местных дорожно-строительных материалов и т. д. Минимальная стоимость капремонта 1 км районной автодороги - 1 млн грн.

Великогаивськой ОТГ - 21,4 км районных автодорог, которые пролегают между населенными пунктами в пределах ОТГ. 85% этих дорог находится в неудовлетворительном транспортно-эксплуатационном состоянии и требует проведения капремонта и реконструкции.

Сколько средств нужно

Для восстановления дорог в пределах Великогаевской ОТГ необходимо около 18,4 млн грн. А это почти 70% годового бюджета громады.

Таким образом, для передачи ОТГ 21,4 км дорог необходимо осуществить капремонт. Или предусмотреть для громады соответствующий финансовый ресурс для проведения капремонта.

При этом, по экспертной оценке, расходы ОТГ на эксплуатационное содержание и текущий мелкий ремонт на минимально допустимом уровне составят около 680 тыс грн. в год (3% в общем объеме расходов ОТГ). А расходы на нормативном уровне уже 3 млн грн в год (почти 10% бюджета).

Учитывая это, при передаче дорог этой громаде (вместе с соответствующими источниками финансирования для капремонта, либо после их восстановления) необходимо учитывать следующие критерии:

1. Дороги относятся к районным дорогам общего пользования местного значения.

2. Дороги пролегают в пределах одной области, района, ОТГ и используются для внутренних нужд ОТГ.

3. Дороги не являются транзитными, не обеспечивают соединение других населенных пунктов между собой, с предприятиями, объектами культурного значения, другими дорогами общего пользования за пределами ОТГ.

4. Дороги, не имеют транзитного потенциала, удовлетворяет потребности других населенных пунктов за пределами ОТГ в автомобильных пассажирских и грузовых перевозках.

5. Дороги общего пользования местного значения, примыкающих к дорогам государственного значения, и обеспечивают соединение населенных пунктов в пределах одной ОТГ между собой и с административным центром этой ОТГ.

Таким образом, жизнеспособной модель выглядит в только двух вариантах: перед передачей дороги ОГА проводит ее капремонт или дорога передается вместе с источником финансирования капремонта.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать