Вверх

Досмотр контейнеров: что нужно знать

Александр Кифак, Управляющий партнер ЮФ «АНК», Адвокат
24 ноября 2016

Обыск и досмотр контейнера требуют получения санкции суда в виде определения. Как вести себя с силовиками при досмотре контейнеров.

На одном из мероприятий «Черноморского контейнерного саммита», который прошел в Одессе в сентябре, и. о. начальника Управления организации таможенного контроля Одесской таможни ГФС Александр Дмитренко сообщил, что таможенному досмотру сегодня подвергаются в среднем около 4% контейнеров. И эта цифра, по его словам, имеет тенденцию к дальнейшему снижению. Участники же дискуссии отмечали недавние случаи проведения досмотра (обыска) контейнеров сотрудниками прокуратуры без определения суда. Мы решили проанализировать права следователей и прокуроров, связанные с досмотром грузов в контейнерах и проведением обысков в офисах портовых операторов и линейных агентов.

Обыск или досмотр?

Действующее законодательство (ст. 234 и 237 УПК Украины) относят обыск и досмотр к следственным действиям, которые проводятся следователем в рамках уголовного производства. Главным отличием обыска от досмотра является проведение обыска на основании определения следственного судьи, в то время как для досмотра (за исключением досмотра квартиры, дома или иного владения лица) санкция суда не требуется, и досмотр проводится следователем согласно постановлению. Кроме того, одной из целей обыска может быть розыск преступника или орудий преступления, а также имущества, добытого преступным путем, в то время как досмотр проводится исключительно для выявления и фиксации обстоятельств совершения преступления.

Возникает закономерный вопрос: если следователю нужно осмотреть содержимое контейнера или нескольких контейнеров, какое следственное действие нужно проводить ‒ обыск или досмотр? На наш взгляд, ответ на этот вопрос зависит от того, можно ли считать обычный морской контейнер «владением лица» в том смысле, в котором эти слова употребляются в УПК Украины?

Любой экспедитор знает, что у каждого контейнера есть собственник – в большинстве случаев это контейнерные линии, в некоторых – международные экспедиторы. С точки зрения таможенного законодательства, контейнер является тарой (транспортным средством), при помощи которого перевозится груз (товар), принадлежащий одному или нескольким лицам. По этой причине мы склонны считать, что контейнер является «владением лица», а значит на его досмотр или обыск требуется получение определения суда.

Контейнер является «владением лица», а значит на его досмотр или обыск требуется получение определения суда

Наше мнение подтверждается практикой. Ведь до последнего времени следователи обращались в суд с ходатайством согласно ч. 3 ст. 234 УПК Украины, в котором обосновывали необходимость проведения обыска в одном или нескольких контейнерах.

Откройте, полиция!

Как мы установили, обыск и досмотр контейнера требуют получения санкции суда в виде определения, которое суд выносит по результатам рассмотрения ходатайства следователя. Закон (ч. 3 ст. 233 УПК Украины), однако, устанавливает два исключения, когда следователь может проникнуть в «жилье или иное владение лица» без определения суда. К первому случаю относится необходимость спасения жизни людей или имущества. Ко второму ‒ ситуация, связанная с непосредственным преследованием подозреваемого в совершении преступления. В таких случаях следователь обязан после завершения следственных действий незамедлительно обратиться в суд и получить определение суда с санкцией на обыск или досмотр.

Возникает вопрос: как поступать, если в нерабочее время или выходной день на терминал явился следователь или прокурор с требованием досмотреть контейнер в порядке ч. 3 ст. 233 УПК Украины, то есть без санкции суда? На наш взгляд, такое требование вряд ли подпадает под исключения, указанные в законе, и потому едва ли может быть признано законным. Поэтому лучше всего в таком случае придерживаться следующего алгоритма действий:

1. Переписать данные служебных удостоверений всех лиц, прибывших на терминал.

2. Уточнить, кто в указанной группе лиц является старшим.

3. Попросить старшего группы оформить письменный запрос на имя руководителя предприятия с обоснованием причин досмотра (обыска) контейнера (или нескольких контейнеров) в порядке ч. 3 ст. 233 УПК Украины (т. е. без санкции суда).

4. После получения письменного запроса подготовить мотивированный отказ со ссылкой на нормы УПК Украины с подтверждением готовности организовать досмотр после получения определения суда.

Если определение суда все-таки предъявили…

Если следователь предъявил определение суда о проведении обыска или досмотра одного или нескольких контейнеров, рекомендуем обратить внимание на следующее. Следует уточнить, кого именно суд уполномочил провести обыск на терминале. Согласно ст. 41 УПК Украины, оперативные подразделения (оперуполномоченные) осуществляют следственные действия по письменному поручению следователя или прокурора. На практике на терминалах или в офисах часто появляются оперативные сотрудники без сопровождения следователя или прокурора или со следователем (прокурором), фамилия которого не указана в определении суда.

Поэтому начинать знакомство с прибывшими сотрудниками правоохранительных органов необходимо с внимательного изучения удостоверений. Если следователь или прокурор есть в составе группы, можно начинать общение с ним, ведь по закону он является лицом, принимающим решение. Если нет – надо требовать письменное поручение следователя или прокурора на проведение следственных действий. В таком поручении должны указываться фамилии и должности оперативных сотрудников, которым поручается проведение следственных действий, а также вид следственного действия (обыск, досмотр, допрос и т. д.).

Если снять копию с письменного поручения не дают, следует просто переписать его содержание. Эта информация может пригодиться при обжаловании действий правоохранителей в судебном порядке.

О чем нужно помнить при проведении досмотра

Допустим, определение суда предъявлено, и оказалось, что там действительно указан именно тот следователь (прокурор), который прибыл на терминал и настойчиво просит показать контейнер. Как поступать дальше? Кого извещать или приглашать на досмотр?

Здесь следует руководствоваться не только уголовно-процессуальным законом, но и положениями договора, заключенного с линейными агентами или экспедиторами. В большинстве таких договоров, как правило, указывается, что терминал обязан известить линию (экспедитора) о досмотре (обыске) контейнера (груза) по инициативе правоохранительных органов. Извещение грузовладельца не входит в обычные обязанности терминала – это прерогатива линейного агента и экспедитора. Поэтому если такое положение в договоре присутствует, советуем известить заказчика (линейного агента или экспедитора) посредством электронной почты и факса с последующей отправкой оригинального письма.

В таком уведомлении обязательно нужно указать номер контейнера (вид груза), который собираются досматривать, сведения об органе (полиция, прокуратура, СБУ), который собирается проводить следственное действие, и реквизиты судебного акта (определения), которым дана санкция на обыск или досмотр. Также нелишним будет указать предполагаемое время начала досмотра и место его проведения. Цель такого уведомления – избежать возможных претензий от клиента (линейного агента, экспедитора), основанных на положениях договора с терминалом.

Отправив уведомление, надо убедиться в том, что клиент получил его. Уведомление о доставке может быть полезно в случае дальнейшего судебного разбирательства по этому факту.

Итак, судебное определение проверено, линия и экспедитор извещены. Если контейнер (груз) находится под таможенным контролем, нужно известить таможню (ст. 325 Таможенного кодекса Украины). Следует предложить инициаторам досмотра (обыска) сделать это, а в случае их отказа известите таможню самостоятельно. Если представитель экспедитора или линии не явился на досмотр, его можно начинать. Однако без присутствия представителя таможни начинать досмотр (обыск) не рекомендуем, если только терминал не получил прямого письменного указания таможни проводить досмотр (обыск) без их участия (что маловероятно).

Советуем заранее уточнить у следователя цель досмотра (обыска): если нужно идентифицировать груз (например, лес, зерно), возможно, целесообразно пригласить специалиста, который поможет справиться с этой задачей. Если же речь идет о досмотре поврежденного груза (вследствие удара или намокания контейнера), желательно пригласить сюрвейера, который тщательно зафиксирует повреждения груза и контейнера и правильно опишет их.

Мы настоятельно рекомендуем клиенту проводить фото-, а лучше видеофиксацию процедуры досмотра (обыска) контейнера. Это будет нелишним, а может быть и полезным, в случае возникновения конфликтной ситуации в будущем. Если следователь или прокурор возражает против проведения фотосъемки или видеофиксации, рекомендуем сделать об этом оговорку в протоколе досмотра (обыска), указав причины отказа.

Во время проведения фотосъемки или видеофиксации особое внимание следует уделить пломбе на контейнере (зафиксировав ее состояние на момент начала досмотра и номер), номеру самого контейнера и сопоставить эти данные с данными в товаросопроводительных документах (счетах, коносаментах, сертификатах происхождения). В случае выявления несоответствий обязательно нужно указывать это в протоколе досмотра или в письменных пояснениях к нему. Терминалу следует помнить, что чем тщательнее будут зафиксированы обстоятельства досмотра (обыска), тем легче юристам выстроить аргументированную позицию в случае конфликта с грузовладельцем.

Открыли – передали

После завершения досмотра (обыска) у терминала возникает резонный вопрос: что делать с контейнером и грузом, кто должен отвечать за его дальнейшую сохранность? Здесь возможно несколько вариантов поведения. В первом случае – следователь опечатывает контейнер обычным способом (листочком бумаги) с подписью и печатью. Сразу отметим, что такой способ крайне ненадежен, так как листик может намокнуть или порваться при выполнении технологических операций. Поэтому даже в этом случае рекомендуем воспользоваться стандартной морской пломбой, которую используют линии, зафиксировав ее номер в протоколе.

Второй вариант – контейнер опломбирует таможня в порядке так называемой «идентификации товаров во время осуществления таможенного контроля» (ст. 326 ТК Украины). Третий вариант – контейнер пломбируется пломбой линии, о чем также делается запись в протоколе досмотра (обыска).

Чего не следует делать ни в коем случае – это выдавать следователю (прокурору) расписку о приемке контейнера (груза) на ответственное хранение. Во-первых, законодательство Украины не предусматривает возможности удостоверения договора хранения выдачей расписки (как в случае с договором займа), а значит, требуется полноценный договор на услуги терминала, который следователь подписать не сможет. Во-вторых, в случае выдачи расписки «реальный клиент» (линия или экспедитор) может обоснованно отказаться платить терминалу по договору с момента выдачи расписки, утверждая, что с этого момента ответственность по оплате услуг терминала несет орган, инициировавший досмотр (обыск) контейнера, а сам клиент утратил возможность доступа к грузу без разрешения следователя.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать