Вверх

«Герои» нашего времени

Сергей Сушко, Адвокат «К.С.К. Партнерс»
15 ноября 2017

Представители болгарских судовладельцев пытаются представить ситуацию с попыткой сэкономить на портовых сборах как «давление на иностранного инвестора» со стороны контролирующих органов.

В 2016 году в статье под названием «Моряки-дальнобойщики или если нельзя, но очень хочется, то можно» (Моряк Украины, № 16 от 27.04.2016 года) мы уделили внимание  вопросам специфического порядка эксплуатации болгарских паромов «Героите на Одесса» и «Героите на Севастополь». Речь шла о том, как при изрядной доле находчивости и развитом воображении нескольких чиновников, на грузовых морских судах осуществляются перевозки десятков водителей, де-юре и де-факто являющихся пассажирами, в том числе с нарушением требований о порядке морской перевозки особо опасных грузов.

Оказалось, что тема «исключительности» и требования предоставления безосновательных преференций именно для указанных болгарских паромов не только не потеряли своей актуальности, но и получили новую политико-экономическую окраску в статье «Пунктуационная ошибка как угроза украинско-болгарским отношениям».

Поскольку мы с представителями болгарских судовладельцев были непосредственными участниками судебных процессов по предмету нарушения положений конвенции СОЛАС-74 при эксплуатации болгарских паромов, представляется возможным дать предметный ответ и изложить иную правовую позицию по вновь поднятым вопросам.

Ведь, несмотря на то, что судом поставлена точка в вопросах определения статуса водителей автомобилей, перевозимых на грузовом пароме, и судебное решение вступило в законную силу, автором материала безапелляционно навязывается мнение о неком специальном статусе (обслуживающего/технического персонала) водителей-дальнобойщиков и законности осуществления пассажирских перевозок (более 12 человек) на грузовом пароме. Более того, на сегодняшний день аппетиты и запросы лоббистов указанных паромов значительно возросли. Камнем преткновения на этот раз стало начисление портовых сборов, а точнее попытка всеми возможными средствами уклониться от уплаты портовых сборов в размерах, установленных действующим законодательством Украины для грузовых судов.

Для цельного понимания ситуации далее рассмотрим основные аргументы представителей болгарских судовладельцев.

Пункт 1. «Вы, кажется, спросили меня про какие-то деньги? (О. Бендер)»

На сегодняшний день болгарские паромы «Героите на Одесса» и «Героите на Севастополь» осуществляют международные морские перевозки по маршрутам Варна-Черноморск и Черноморск – Поти/Батуми.

Перевозки по указанным маршрутам регулируются двумя межправительственными соглашениями от 20.11.1995 года и 17.04.1999 года.

Двухстороннее межправительственное Соглашение между Украиной и Болгарией от 20.11.1995 года регулирует вопросы эксплуатации паромной переправы Варна - Ильичёвск, ныне Черноморск. Статьей 15 данного Соглашения предусмотрено освобождение паромов, осуществляющих перевозки по данному маршруту от портовых сборов. Соглашением не предусмотрен конкретный срок, на который паромы на маршруте Варна – Ильичевск (Черноморск) освобождаются от уплаты портовых сборов, а потому подобное освобождение можно считать бессрочным на срок действия Соглашения.

Трёхстороннее межправительственное Соглашение между Болгарией, Грузией и Украиной от 17.04.1999 года регулирует вопросы эксплуатации паромной переправы Варна – Ильичёвск (Черноморск) - Поти/Батуми. Статьей 14 данного соглашений предусмотрено освобождение паромов, осуществляющих перевозки по данному маршруту от портовых сборов сроком на три года с момента подписания Соглашения. Таким образом, срок освобождения от уплаты портовых сборов в рамках данного Соглашения истек ещё в 2003 году.

На сегодняшний день паромы на маршруте Варна - Черноморск (в рамках двухстороннего соглашения 1995 года) все ещё освобождены от уплаты портовых сборов, а паромы на маршруте Черноморск - Поти/Батуми (в рамках соглашения 1999 года) обязаны уплачивать портовые сборы, начиная с 2003 года.

Но вот ведь в чём суть дела - именно необходимость уплаты портовых сборов при эксплуатации паромов на маршруте Черноморск – Поти/Батуми категорически не устраивает собственников болгарских паромов.

Главный вопрос для болгарских судовладельцев – а как же повернуть сложившуюся  ситуацию в свою пользу и избежать уплаты портовых сборов?

Пункт 2. «Честная конкуренция? Нет, не слышал»

Для достижения поставленной цели представители болгарских судовладельцев выбрали достаточно прямолинейный, но, как показывает опыт с «моряками-дальнобойщиками», излюбленный метод. А именно – добавить к экономическому вопросу немного политики и обвинить всех и вся вокруг в украинском порту «в нарушении принципов конкуренции и в заговоре с целью вытеснить из украинских портов болгарские паромы и разрушить украинско-болгарские отношения».

При этом, заинтересованные лица умалчивают, что сложившаяся практика эксплуатации паромов «Героите на Одесса» и «Героите на Севастополь» уже не один год  фактически нарушает принцип добросовестной конкуренции. На грузовых болгарских паромах, без получения необходимых для пассажирского судна документов,  регулярно  перевозятся грузовые машины с водителями, которые согласно международных конвенций являются пассажирами, и которые не могут перевозится на грузовых судах в количестве более 12 человек.

Специалисты в области технического контроля судов могут дать подробное разъяснение о серьёзности требований к пассажирскому (а не грузовому) парому, и о том, каких затрат времени и ресурсов  может стоить выполнение этих требований. Выполнение требований к пассажирскому  парому – это сложный и весьма дорогостоящий комплекс мероприятий в отношении внутренней конструкции судна, оборудования пассажирских кают, типа и класса шлюпбалок, шлюпок и иных спасательных средств.

Однако, как по мановению волшебной палочки (а точнее – шариковой ручки нескольких чиновников), паромы «Героите на Одесса» и «Героите на Севастополь» от  затрат на выполнение этих требований освобождены, поскольку пассажиров в количестве более 12 человек якобы и не перевозят. Вместо этого болгарский судовладелец предоставляет уникальный документ, под названием «Свидетельство об изъятии», в котором водители автомобилей, названы не пассажирами, а «лицами, связанными с деятельностью судна». Используя этот документ, болгарские грузовые паромы без затрат на соответствующее обеспечение пассажирских перевозок, только в прошлом году перевезли из Черноморска в направлении Грузии более 2000 грузовых машин с водителями.   

Для сравнения, другие паромы, осуществляющие регулярные заходы в Черноморск, в том числе и на маршруте Черноморск-Поти/Батуми («Грейфсвальд», «Каунас Сивейз», «Вильнюс Сивейз»), и на маршрутах, соединяющих Черноморск с портами Турции («Cenk A», «Cenk Y», «Sea-Partner»), подобными преференциями не располагают, а выполняют необходимые требования к пассажирским паромам и имеют свидетельства о безопасности пассажирского судна, как того требуют международные конвенции.

Таким образом, какие-либо попытки представителей болгарских судовладельцев обвинить кого-либо в нарушении конкуренции выглядят, по меньшей мере, необъективными и безосновательными.

Пункт 3. «Что-то с памятью моей стало»

Лоббисты болгарских судовладельцев упорно продолжают утверждать, что водители грузовых автомобилей являются «техническим персоналом», и не являются пассажирами паромов. Во избежание дальнейшего намеренного введения кого-либо в заблуждение мы обязаны дать разъяснение правовой позиции по данному вопросу, основанное, в том числе, и на вступивших в законную силу судебных решениях.

08.04.2016 года Одесский окружной административный суд вынес постановление по делу №815/505/16 о признании неправомерными действий должностных лиц Ильичевского филиала ГП «Администрация морских портов Украины» по оформлению выхода парома «Героите на Одесса» из порта с пассажирами на борту в количестве более 12 человек. Причина – подтверждение статуса водителей грузовых автомобилей на борту судна как пассажиров, и как следствие – отсутствие у грузового судна документов, необходимых для перевозки пассажиров в количестве более 12 человек.

18.07.2016 года Одесский апелляционный административный суд вынес постановление по делу №815/505/16, в котором удовлетворил апелляционные жалобы должностных лиц Ильичевского филиала ГП «АМПУ» и отменил постановление Одесского окружного административного суда от 08.04.2016 года. Причина – отсутствие формальных нарушений в действиях должностных лиц Ильичевского филиала ГП «АМПУ» при наличии Свидетельства об изъятии из правил конвенции СОЛАС-74, выданного Морской администрацией Болгарии.

Однако, несмотря на удовлетворение апелляционных жалоб, Одесский апелляционный административный суд четко изложил свою позицию о статусе водителей автомобилей (грузовых и легковых). Во избежание дальнейшего искажения фактов приводим дословный перевод цитат из постановления от 18.07.2016 года:

«Согласно ст.1 Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 «пассажир» означает любое лицо, которое перевозится на судне:

а) по договору перевозки, или

б) по соглашению перевозчика для сопровождения автомашины или живых животных, являющихся предметом договора перевозки грузов, которые не регулируется настоящей Конвенцией.

Анализ приведенных норм международного права, к которым присоединилась Украина, дают основания для вывода, что водители грузового транспорта на морском пароме «Героите на Одесса», которые не выполняли любые обязанности, связанные с деятельностью этого судна, относятся к категории пассажиров».

«Судебная коллегия соглашается с позицией представителей истца, что осуществление лицом обязанностей, связанных с сопровождением своего груза и ухода за ним, не может рассматриваться как обязанности, связанные с деятельностью этого судна. Водитель на судне не выполняет никаких обязанностей, непосредственно связанных с деятельностью судна. Все действия водителей на борту парома: накатка и выкатка транспортного средства, связаны с их деятельностью как водителей, но никак не с деятельностью судна. Любые пассажиры на судне имеют права и обязанности, в т.ч. по заботе за своим багажом, а водители легкового транспорта на пароме могут иметь обязанности по загрузке (отгрузке) своего автомобиля на борт и с борта судна.

Приведенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют об отсутствии оснований для отнесения водителей грузовых автомобилей, к лицам, работающим или выполняющим на судне любые обязанности, связанные с деятельностью этого судна».

При этом суд признал, что Свидетельство об изъятии из правил конвенции СОЛАС-74, которым оперируют болгарские судовладельцы для перевозки пассажиров (водителей) в количестве в количестве более 12 человек, противоречит самой конвенции СОЛАС-74, для чего приводим дословный перевод цитаты из постановления от 18.07.2016 года:

«Судебная коллегия соглашается с правовой позицией истца о несоответствии свидетельства об освобождении судна «Героите на Одесса» от выполнения требований правила 31.1.1.1 части В главы III Конвенции СОЛАС 74, выданного 13.02.2014 г. Правительством Республики Болгария и Морской администрацией Болгарии, положениям Конвенции СОЛАС 74 , в связи с чем считает выводы Укрморричинспекции о возможности признания выданных Морской Администрацией Республики Болгария свидетельств об изъятии на паромы «Героите на Одесса» и «Героите на Севастополь», плавающих под болгарским флагом, такими, что сделаны вопреки основной задаче центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах морского и речного транспорта».

 А с целью устранения причин и условий выявленных нарушений законодательства Одесский апелляционный административный суд вынес частное определение в адрес Министерства инфраструктуры Украины, которым довел до сведения Министерства инфраструктуры Украины о допущенных нарушениях законодательства в сфере обеспечения безопасности судоходства.

Остается лишь надеяться, что отныне будут прекращены спекуляции представителей болгарских судовладельцев и намеренное введения кого-либо в заблуждение на тему того, что водители автомобилей не являются пассажирами, а являются «техническим персоналом» на болгарских паромах, а также в отношении «неконкурентных методов борьбы» с болгарскими паромами.

Однако, несмотря на вышеуказанные выводы украинской Фемиды, болгарские паромы как перевозили водителей с каким-то «особым» статусом, так и продолжают перевозить. И этот надуманный «особый» статус водителей на борту парома позволяет болгарским паромам одновременно перевозить и грузы, которые вообще запрещены к перевозке на борту пассажирского судна. Например, в 2016 году один из болгарских паромов вышел из Морского торгового порта «Черноморск» (Ильичевского морского порта) с почти трехкратным превышением предельно допустимого количества пассажиров (водителей) на борту и полутора десятками тонн особо опасного взрывчатого вещества, что категорически запрещено всеми международными и национальными  нормами.

В связи с указанными фактами, вполне понятными являлись претензии и требования  (ещё с 2009 года) прокуратуры Одесской области, а не Ильичёвской транспортной прокуратуры (как указывают представители болгарских судовладельцев), касательно прекращения нарушений при выпуске болгарских паромов из порта, которые представители болгарских судовладельцев при всем вышесказанном продолжают считать необоснованными.

Пункт 4. «А как же «Герои Шипки» и «Герои Плевны?»

Представители болгарских судовладельцев делают акцент на применении якобы двойных стандартов к болгарским и украинским паромам, а именно к паромам «Герои Шипки» и «Герои Плевны», которые до 2014 года находились в управлении Судоходной компании «Укрферри». По их мнению, украинские паромы «Герои Шипки» и «Герои Плевны» будучи грузовыми паромами, неоправданно относились к судам группы «Б» на маршруте Черноморск-Поти/Батуми.

Действительно, паромы «Герои Шипки» и «Герои Плевны», так же как и болгарские паромы, являются грузовыми паромами, до 2014 года находились в управлении Судоходной компании «Укрферри» (с 2014 – под управлением ПАО «Украинская железная дорога», а на сегодняшний день находятся вне эксплуатации). 

Однако представители болгарских судовладельцев предпочли  «скромно» умолчать о том, что особый режим эксплуатации украинских паромов «Герои Шипки» и «Герои Плевны» на маршруте Ильичёвск (Черноморск) - Поти/Батуми с правом перевозки до 98 пассажиров (именно пассажиров, а не мифических «лиц, связанных с деятельностью судна/технического персонала»), был закреплен двухсторонним Соглашением между Государственным департаментом морского и речного транспорта Украины и Морской администрацией Министерства транспорта Республики Грузия от 16.06.2000 года.  

 Отдельно следует обратить внимание, что перед заключением указанного Соглашения, украинские паромы проходили серьезную модернизацию, с полной заменой шлюпок и шлюпбалок, ремонтом пассажирского комплекса, установкой дополнительного навигационного оборудования по требованиям для пассажирского судна и  доукомплектованием экипажа пассажирским персоналом.   

Пункт 5. «Казнить нельзя помиловать. Где поставить запятую?»

Безусловно, начисление и уплата портовых сборов – одна из существенных статей расходов судовладельца при эксплуатации судна, поскольку размер портовых сборов напрямую связан с конечной стоимостью морской перевозки.

По причине истечения срока освобождения от уплаты портовых сборов по трёхстороннему Соглашению 1999 года паромы обязаны осуществлять уплату портовых сборов при перевозках по маршруту Черноморск - Поти/Батуми. Однако и тут собственники болгарских паромов пытаются отыскать «лекарство».

И если в случае с изобретением и внедрением профессии «моряка-дальнобойщика» таким «лекарством» послужили Свидетельства об изъятии из правил конвенции СОЛАС-74, выданное Морской администрацией Болгарии, то в случае с портовыми сборами представители болгарских судовладельцев говорят о «пунктуационной ошибке» в приказ Министерства инфраструктуры Украины №316 «О портовых сборах» от 27.05.2013 года.

Попробуем разобраться, в чем же, по их мнению, заключается «пунктуационная ошибка», якобы угрожающая украинско-болгарским отношениям.

Приказ Министерства инфраструктуры Украины №316 «О портовых сборах» чётко разделяет типы судов группы «А» (грузовые суда, заходящие в порты для выполнения грузовых операций, и плавучие сооружения) и группы «Б» (пассажирские суда, включая скоростные суда на подводных крыльях и паромы, заходящие в порты для выполнения грузопассажирских операций, ледоколы, не принадлежащие порту и не арендованные им).

Стоить отметить, что суда группы «Б» имеют значительные скидки на корабельный сбор (50% скидки с 2-х первых рейсов, а начиная с 3-го рейса сборы не взимаются за последующие рейсы в течение календарного года), освобождены от уплаты санитарного сбора, а также имеют льготы по иным видам сборов. К этой самой группе болгарские судовладельцы и пытаются причислить свои грузовые паромы.

Основным аргументом позиции их представителей является якобы «не там» поставленная запятая в определении судов группы «Б». По мнению представителей болгарских судовладельцев, запятая в определении судов группы «Б» должна стоять перед словом «паромы» (а не после), дабы исключить паромы из категории «пассажирские суда». Таким образом, паромы будут выведены в отдельную категорию судов (и не грузовые, и не пассажирские суда), что формально даст повод для получения скидки как для грузовых, так и для пассажирских паромов на абсолютно одинаковых условиях.

В подобном случае, о какой «честной конкуренции» пытаются говорить представители болгарских судовладельцев?

По их логике, собственники грузовых паромов должны получать те же самые скидки на портовые сборы, что и собственники пассажирских паромов, инвестирующие значительные суммы для соответствия своих паромов требованиям, предъявляемым к пассажирским судам.

Тем более странными выглядят обвинения представителей болгарских судовладельцев в отношении Министерства инфраструктуры Украины в том что «пунктуационная ошибка» помешает инвестициям в морские перевозки на Черном море. Как раз действия, направленные на получение неконкурентных преимуществ, и отпугнут всех инвесторов, желающих играть по понятным правилам.

Особое недовольство представителей болгарских судовладельцев вызывает достаточно принципиальная на данный момент позиция Министерства инфраструктуры Украины в отношении начисления портовых сборов для болгарских паромов в строгом соответствии с действующим законодательством Украины и международными соглашениями.

При этом Министерству инфраструктуры Украины публично выдвигается требование внести изменения в приказ Министерства инфраструктуры Украины №316 под «конкретные» паромы.  

Смелость города берет? В данной ситуации с нежеланием уплачивать портовые сборы больше подойдёт именно «не мытьем, так катанием». Вывод по сложившейся ситуации следующий. Конкуренция – это безусловный двигатель прогресса. Но конкуренция является таковой, пока существует понятные и одинаковые для  всех правила. Невозможно говорить о какой-либо конкуренции в описанной в данной статье ситуации, если одна из сторон при каждом удобном случае пытается откровенно «выбить» именно для себя какие-либо преференции.

Особенно удивительным является то, что представители болгарских судовладельцев пытаются представить ситуацию с попыткой сэкономить на портовых сборах как «давление на иностранного инвестора» со стороны контролирующих органов. Подобные претензии выглядят как откровенное и необоснованное давление иностранного перевозчика как раз на украинский орган государственной власти, выполняющий в данном конкретном случае свои прямые обязанности. И подобное давление должно пресекаться самым решительным образом.

К сожалению, в нашем государстве сохранилась практика, когда законы и подзаконные акты принимаются под «конкретных лиц». В случае с предложенными поправками «под болгарские паромы» в приказ Министерства инфраструктуры Украины №316 речь идет о попытке безосновательно (и при этом официально) ежегодно недоплачивать ГП «АМПУ» примерно 1.5 миллионов долларов США портовых сборов. 

Если это случиться, возникает вопрос – «сui bono»? Кому это выгодно официально? И кому это выгодно неофициально?

Точку в этом вопросе должны поставить либо меркантилизм стратегии экономического развития, либо сбалансированная политическая воля, либо украинская Фемида. А чтобы быть абсолютно беспристрастными и избежать появления подобных претензий представителей болгарских судовладельцев и обвинений «в двойных стандартах» в дальнейшем, можно было бы обратиться к международным органам в сфере морской безопасности и судоходства для получения их независимого мнения.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать