Вверх

Как бороться с произволом экологов в портах

Татьяна Титаренко, Директор юридич. компании LeGran.TT
16 сентября 2016

Действия экологов негативно сказываются на имидже Украины как морского государства. В связи с ситуацией уже высказался Swedishclub, один из мировых лидеров в сфере морского страхования, назвав действия украинских экологов бесстыдным мошенничеством и рэкетирством.

Спустя полтора года после отмены обязательного контроля изолированного балласта, экологические инспекторы снова обеспокоились состоянием морской воды в акваториях портов. А потому проверки судов в последнее время участились, а для их проведения используются любые поводы.

Например, защитники окружающей среды регулярно проводят отбор проб воды возле ливнестоков в Одесском и Николаевском портах. Безусловно, в эти воды попадают загрязняющие вещества из приморских городов. Но почему-то корень зла экологические инспекторы видят именно в изолированном балласте. Напомним, что его роль выполняет вода, которой заполняются герметичные балластные танки, изолированные от грузовых и топливных.

В соответствии с Международной Конвенцией по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), изолированный балласт сбрасывается за борт без ограничений и не подлежит контролю. В 2015 году Украина гармонизировала свое законодательство с мировым и отменила эту бессмысленную проверку. На сегодняшний день единственным исключением для проведения экологического контроля и отбора проб являются случаи, когда с судна выбрасываются видимые плавучие части или возникают видимые следы нефти, или нефтесодержащих или других загрязняющих веществ в районе их сброса, что приводит к фактическому ухудшению качества воды.

В то же время, порядок взятия проб изолированных балластных вод и проведение их анализа устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Учитывая, что данный порядок КМУ до сих пор не установлен, у экоинспекторов отсутствует право взятия проб и проведения их анализа.

Тем не менее, Госэкоинспекция вновь взялась за эту порочную практику, обнаружив изменения химического состава воды возле ливнестоков, тут же пытается прорваться на борт и взять пробу из балластных танков. Хотя, повторюсь, юридических оснований для этого у нее нет уже полтора года.

Ситуация опасна тем, что помимо наложения штрафа, у Госэкоинспекции формально появляется право требовать от капитана порта задержать судно. Несмотря на очевидную неправомерность действий экологов, судовладельцы по понятным причинам не заинтересованы в простое, а судебное обжалование может занять продолжительное время. Таким образом, Госэкоинспекцией создается искусственная ситуация для вымогательства взятки.

Приведу несколько примеров. В конце июля представители экологической инспекции Северо-Западного региона Черного моря попытались проверить два судна – Brave Richard и Hammonia Korsika – в Одесском порту. Поскольку нормативы для изолированного балласта более жесткие, чем для бытовой воды, а пробы брались с помощью ведер и пластиковых бутылок, химический анализ оказался «плохим».

С такой же проблемой столкнулись и клиенты Ильичевского порта. В начале июля экологические инспекторы заявили, что после сброса изолированного балласта судном Bar они зафиксировали рост уровня загрязнения воды. При этом, они взяли пробы в отсутствие представителя агентирующей компании и администрации порта, а затем попытались попасть на борт. Но на следующий день сотрудники АМПУ и агент самостоятельно обследовали поверхность воды, однако никакого загрязнения не обнаружили.

Если же кто-либо по неосторожности допускает инспекторов на борт, то за этим следует показательный отбор проб и "выявление нарушений". А на основании этого борцы за чистоту инициируют запрет на выход судна из порта. К счастью, капитаны портов игнорируют их незаконные требования.

Отдельно хочется отметить позицию АМПУ в свете этих событий. Прежде всего, у экоинспекторов, осуществляющих отбор проб, забрали постоянные пропуска на территорию порта, выдав взамен разовые. Также недавно капитан Одесского морского порта отказался выполнять незаконные требования экологов по задержанию судна. В то же время, В Одесском и Черноморском морских портах наблюдается негативная ситуация с простоем грузового транспорта в ожидании прибытия представителей Госэкоинспекции для проведения радиологического контроля. Тут налицо избирательный подход экологов. В случае с балластом инспекторы встречают судно уже у причала. Однако при срабатывании стационарных систем радиологического контроля инспекторы не спешат провести замеры. Так, в одном из случаев инспекторы прибыли через 17 часов после вызова вместо регламентированных 30 минут.

Действия экологов негативно сказываются на имидже Украины как морского государства. В связи с ситуацией уже высказался Swedishclub, один из мировых лидеров в сфере морского страхования, назвав действия украинских экологов бесстыдным мошенничеством и рэкетирством.

Если все-таки вы попадаете в неприятную ситуацию, рекомендую поступить так:

1. Потребуйте у инспекторов Госэкоинспекции сообщить причину и основание проведения экологического контроля. Основания для проверки, порядок взятия проб изолированных балластных вод и проведения их анализа устанавливаются Кабинетом министров Украины. Учитывая, что данный порядок КМУ не установлен, у экоинспекторов отсутствует право взятия проб и проведения их анализа. Помните, что должностные лица действуют только в рамках полномочий, наделенных законом.

2. Не следует допускать на судно инспекторов Госэкоинспекции и/или передавать им какие-либо судовые документы, если вы считаете проведение экологического контроля безосновательным.

3. Фиксируйте весь процесс экологического контроля, в частности, отбор проб, на видео.

4. Помните, что вы имеете право вносить в протокол возражения, а также отказаться от его подписания. Капитан судна-иностранец имеет право на переводчика, разъяснение его прав и сути правонарушения на его языке.

5. Позвоните вашему адвокату, как только вы узнаете о желании экоинспекторов провести экологический контроль. Его присутствие при проведении контроля поможет избежать ошибок и облегчит дальнейшую защиту.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии

Александр Одесский 17 сентября 2016, 16:28
А тем временем, военные корабли в Одесском порту сливают что хотят (краску, гсм, фекалии), мусор от них раздувается ветром по всему порту и в море, и никто их не штрафует, не наказывает, даже замечания не делают. Обидно.
Захаров Александр 27 сентября 2016, 09:19
Уважаемая Татьяна! Позволю себе небольшой комментарий на правах человека которого данная проблема затронула напрямую как капитана судна. Ущерб нанесенный этими «радетелями за чистоту окружающей среды» имиджу Украины еще только подлежит оценке. Знаю что под моими словами подпишутся все мои коллеги под любым флагом….сегодня заход в порты Украины это куда больший стресс чем посещение портов северной Африки и….уж извините, даже России! //Спасибо Вам большое за рекомендации.

Комментировать