Вверх

Как бороться с произволом таможни

Татьяна Титаренко, Директор юридич. компании LeGran.TT
22 июля 2016

В каких случаях обвинение в попытке провезти через границу незадекларированный товар является обоснованным, а в каких – нет. Директор юридической компании LeGran.TT в колонке «Портам Украины» поясняет, как нужно действовать во время таможенного оформления судна.

Суть претензии. Как известно, закон – один для всех. Однако почему-то некоторые инстанции умудряются трактовать одни и те же нормы по-разному. Очень показательным является случай с Николаевской таможней и буксиром «Юпитер». Сравним две схожих между собой ситуации. Судно выходит из акватории 23 июня 2015 года с запасом горючего в 11 тонн, что, естественно, было указано во время оформления. После возвращения капитан подает сотрудникам ГФС декларацию с данными о количестве топлива на борту – 98 тонн. Сначала документы принимаются без замечаний, но уже через два дня таможенники составляют протокол о нарушении статьи 472 Таможенного кодекса о недекларировании товаров. Ответственность в данном случае предполагает штраф в размере 100% стоимости товаров с их конфискацией.

Другой пример. Все то же судно покидает акваторию Николаевского порта 12 апреля 2016 года с запасом горючего в 25,7 тонн. После ремонтных работ в Ильичевске и выхода в море с пересечением границы в Одессе буксир возвращается в Николаев 18 июня. На борту – уже 59,6 тонн топлива, однако в этом случае таможенники не предъявляют капитану никаких претензий.

Так в каком же случае инспекторы поступили правильно? Когда они нарушили закон, а когда исполнили свой долг? Прежде всего, следует разобраться, а что же такое товар. Таможенный кодекс гласит: товар – это любая движимая вещь, включая деньги и другие валютные ценности.

Каждый раз, когда судно пересекает границу, капитан подает ряд деклараций и документов о таких товарах на борту:

— декларацию о грузе;

— декларацию о судовых припасах;

— декларацию о личных вещах экипажа судна;

— а также транспортные и коммерческие документы на товар.

В соответствии с нормами Конвенции об облегчении международного морского судоходства, грузы – это любые товары и любого рода предметы, перевозимые на судне, за исключением почты, судовых припасов, судовых запасных частей и снаряжения, личных вещей экипажа и багажа, следующего с пассажирами.

Таможенное оформление и контроль не могут превышать четыре рабочих часа с момента предъявления товара и деклараций

В свою очередь, припасы — товары, предназначенные для потребления на судне, включая продовольственные товары, товары, подлежащие продаже пассажирам и членам экипажа судна, топливо и горюче-смазочные материалы. То есть горючее в данном случае является припасом и не предназначено для перепродажи на суше. Согласно приказу Минфина №308 от 10 марта 2015 года, капитан во время оформления дает обязательство, что купленные за границей припасы не будут вынесены с судна. 

Как быть. Несмотря на то, что эти нормы четко прописаны в законодательстве, на практике мы сталкиваемся с совершенно разным правоприменением. Как поступать в таком случае? С момента подачи деклараций начинается таможенное оформление, и инспекторы обязаны проверить, что все данные о товарах соответствуют действительности.

Помимо проверки документов, одной из форм контроля является таможенный осмотр товаров и транспортных средств. Решение о проведении осмотра основывается на системе управления рисками и может не иметь четко выраженной причины. Тем не менее, необходимо быть максимально бдительным уже на этом этапе, знать порядок проведения осмотра и пытаться контролировать процесс.

Прежде всего, вы можете присутствовать при осмотре, фиксировать данный процесс на фото и видео, пользоваться услугами адвоката. Если вы не присутствуете при осмотре, то обязательно должны участвовать двое понятых. В качестве понятых не могут выступать работники таможни и заинтересованные лица.

Осмотр не должен приводить к порче товаров или изменению их качества.

По результатам осмотра обязательно должен составляться соответствующий акт. При этом осмотр нельзя проводить после окончания таможенного оформления.

Важно помнить, что таможенное оформление и таможенный контроль не могу превышать четыре рабочих часа с момента предъявления товаров и деклараций таможне за исключением случаев, четко предусмотренных законом. В ином случае действия таможни можно будет признать незаконными.

Причины отказа в таможенном оформлении должны быть изложены письменно.

Если в ходе осмотра на судне выявят товары, не указанные в поданных декларациях, инспектор может составить протокол о нарушении таможенных правил по статье 472 Таможенного кодекса Украины – недекларирование товаров, транспортных средств коммерческого назначения.

Что делать, если предметом нарушения инспектор считает рабочую одежду, спасательные шлюпки, канаты, инструменты, мебель и иные предметы интерьера? Они не являются грузом, припасами или личными вещами. В данном случае речь идет о судовом снаряжении, которое согласно Конвенции об облегчении международного морского судоходства 1965 г., декларироваться не должно.

Но на практике все зависит от личного мнения инспектора таможни. В частности, нам известны случаи, когда к незадекларированным товарам относили буксирный трос, рабочую одежду, каски, и даже стиральную машину.

При этом, насколько абсурдными бы ни были претензии, товары-предметы нарушения таможенных правил подлежат изъятию до вынесения решения судом.

Что делать, если инспектор таможни все же решил составлять протокол?

Во-первых, позвоните своему юристу или адвокату. В таких случаях дорога каждая минута. В ходе переговоров нам удавалось донести до сотрудников таможни нашу правовую позицию, и протокол о нарушении таможенных правил попросту не составлялся. В итоге клиенты экономили время и деньги.

Во-вторых, мы рекомендуем воспользоваться вашим правом отказаться давать пояснения к протоколу. Дело в том, что пояснения не отменят факта составления протокола, но без согласования с юристом могут существенно осложнить защиту в суде.

Если протокол все же был составлен, следует обратить внимание на соблюдение процессуальных требований: сколько времени ушло на таможенное оформление судна, кем подписан протокол, предоставлялся ли капитану переводчик (в случае, если капитан – иностранец), какими сведениями и документами подтверждается правонарушение.

Соблюдение этих правил поможет, если не избежать, то значительно снизить потери при таможенном оформлении в порту.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать