Вверх

Как речникам заработать на «негабаритах»

Алексей Степанов, начальник проектного отдела Дилекс Транспорт
10 мая 2017

Днепр пересекает Украину с севера на юг и приближает к морю северо-восточные районы страны. Это даже не река, а сеть водохранилищ, так что можно перевозить грузы любых габаритов. И потребность в доставке так называемых проектных грузов (негабаритных) у украинской промышленности есть. Речь идет о грузах весом 150-200 тонн, длина которых может превышать 22 м, ширина – более 2,5 м и высотой более 4 м.

В основном это импорт, хотя время от времени свое оборудование отправляет на экспорт «Турбоатом» и «Запорожский трансформатор». Это молоты, компрессоры, реакторы, турбины для гидроэлектростанций, трансформаторы большой мощности, генераторы сушилки  для маслоэкстракционных заводов, ветряки и их компоненты (один ветряк – это 8 - 12 единиц негабаритов) и т.д.

Перевозить такие грузы по автодорогам очень сложно. Автомобили массой более 40 тонн или дающие нагрузку на ось 11 тонн и более разрушают дороги. И автопоезд не может переезжать по большинству мостов на пути следования. Реку Днепр с такими грузами пересечь практически невозможно. Есть сложности и на железной дороге: при высоте груза более 5300 мм от головки рельса либо шириной более 4 м можно даже не обращаться.

И учитывая эти сложности, особенно в последнее время, когда ужесточился контроль на дорогах, река становится все более привлекательной, а в некоторых случаях жизненно необходимой для промышленности, которая модернизируется.

В основном проектные грузы для украинских предприятий доставляются морскими судами в Херсонский морской порт, где перегружаются на речные суда. Правда, площади хранения для таких грузов там малы, нужно сразу же перегружать и доставлять груз далее на предприятие. Но с выгрузкой проектных грузов в портах на Днепре есть проблемы. Так, грузоподъемности кранов до 20 тонн для этого недостаточно. Нужно, чтобы в спарке они могли поднять хотя бы 60 тонн.

Недостаточна в наших речных портах и допустимая нагрузка на причалы – по 2-4 тонны на квадратный метр. Для проектных грузов нужен причал, который выдерживает не менее 10 тонн на квадратный метр близко к кромке причала. Это позволяет работать мобильными кранами.

Выгружать же груз накатом многоосными специализированными прицепами с барж-площадок грузоподъемностью 400-1000 тонн мешает высота причалов – она более 2,5 м. Для накатных операций нужны мощные причалы с усиленной кромкой, чтобы можно было сделать рампу с судна.

Поскольку сейчас возможности в портах ограничены, приходится в основном рассчитывать на песчаные пляжи, которые позволяют выкатить груз с баржи, посаженной на песок носом, к месту выгрузки проводится временная дорога. Но хочется надеяться, что при модернизации речных портов отдельные участки причалов будут усилены. Для выполнения операции достаточно одного такого участка на причале, при этом порт с таким участком может заработать на приеме проектных грузов по несколько тысяч долларов буквально за полдня.

Эти грузы занимают мизерную долю в перевозках по реке (в среднем десяток проектов в год), но для некоторых предприятий они критично важны. У страховщиков есть даже страховка риска задержки запуска, который оценивается в десятки тысяч долларов в сутки. Чтобы облегчить перевозку таких грузов, нужен запуск транспортного коридора Е40 – Днепр-Припять-Висла. Из Европы может пойти по реке больше промышленного оборудования. Решается проблема несовпадения ширины рельсов на границе, что для проектных грузов важно, отпадает необходимость везти груз автодорогами, что также хорошо и для грузоотправителей/грузополучателей, и для водителей, которые пользуются этими дорогами.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать