Вверх

Как строят новые коррупционные схемы в портах

Шота Хаджишвили, Глава Risoil S.A.
01 сентября 2017

В последнее время в украинские порты возвращаются коррупционные схемы. Одна из наиболее ярких связанная с деятельностью фирмы «Посейдон инжиниринг». Расскажите, что вам известно об этой схеме?

Проблема в том, что кадровый состав «Укртрансбезпеки» и Port State Control сейчас пополняют бывшими сотрудниками экологической инспекции Черного моря. То есть функции государства флага выполняют не капитаны со стажем, а коррумпированные экологи, которые никакого понятия не имеют о безопасности мореплавания. Дальше схема работает так: в декабре 2016 года МИУ издает приказ №433, где написано, что пломбирование клапанов судна осуществляет судовой экипаж. Но не там нет самого необходимого слова: «ТОЛЬКО судовой экипаж».

Читайте также Как бизнес реагирует на новую волну коррупции в портах

Соответственно, сразу же создается частная компания «Посейдон инжиниринг». Ее представители предлагают всем агентам заключать договора на пломбирование клапанов. На вопрос, зачем, ответ – чтобы не было проблем с Port State Control. В результате платится от 180 до 350 долларов за каждое судно.

А если не платить?

Те, кто не подписались на услуги этой фирмы испытывают жесточайший прессинг со стороны Port State Control. Приходят неквалифицированные представители, которые пишут замечания, не позволяющие судну выходить в море, а это 3-5 суток простоя как минимум. Дело в том, что в Украине нет всех необходимых квалификационных обществ и для отмены замечания их приходится вызывать из портов других государства, а это и время и убытки.

Как реагирует на это в МИУ?

Вопрос был поднят перед министерством, но в ответ мы получили отписки. Потом под давлением «Американской торговой палаты» и «Европейской бизнес ассоциации» МИУ было вынуждено собрать совещание, но никаких изменений так и не произошло.

В июле в Одессе на взятке был задержан сотрудник экологической инспекции. Это как-то повлияло на активность вымогателей?

Его уволили, но система как работала, так и работает. Она даже «улучшилась». Если агент хочет, чтобы инспектор Port State Control вообще не приходил на судно – это стоит 500 долларов. Если инспектор все же пришел, и вы хотите, чтобы он ушел – 1200 долларов. Ну а отмена акта 30 формы – 2,5 тысячи долларов.

Какие варианты решения этой проблемы вы видите?

Во-первых, необходимо изменить кадровую политику в «Укртрансбезпеці». Суть в том, что Port State Control – это представительство флага и здесь должны работать опытные капитаны и бивший плавсостав с не менее чем 15 летним опытом плавания, а не прокуроры, милиционеры и экологи.

Второе – исключить коррупционный сговор капитании и «Портстейтконтроля». Сегодня часто, когда инспектора не имеют юридического права подняться на борт, то за них якобы «просит» капитания.

И третье – исключить заход в порты таких частных структур, как «Портосервис», не имеющих реальных материальных активов и созданных с единственной целью – доить бизнес.

Расскажите подробнее о деятельности «Портосервиса» в украинских портах

«Портосервис» - это фирма, замкнутая на кипрском офшоре. Недавно открыла в Украине 5 филиалов (азовский, херсонский, николаевский, одесский и Украина). Она пытается монополизировать рынок швартовых операций. Например, в Бердянске уже всех заставили швартоваться у них. Сейчас обрабатывают одесский регион. Суть проблемы в том, что швартовые операции – не дорогая услуга и выполняется обычно тем, кто владеет буксирами (АМПУ, порт). Выходит, что условно если стоимость сугубо швартовки 100 долларов, то при участии «Портосервиса», который не владеет буксирами, в два-три раза дороже. Почему и зачем? Пусть швартовку и дальше, как раньше, выполняют те, кто владеет буксирами. Более того, «Портосервис» хочет замкнуть на себе вообще все портовые услуги вплоть до снабжения и стать монополистом.

А как «Портосервис» вообще смог попасть в порты, ведь его услуги конкурируют с АМПУ?

Удивительно, но это АМПУ подписывает с ними договора. Райвис Вецкаганс (глава АМПУ – ред.) обещал мне, что впредь подписывать договора будут только с теми компаниями, которые владеют буксирами. Уже 2-3 недели прошло, и пока никаких изменений.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать