Вверх

Ключевые тренды перевалки 2017 года

Игорь Гошовский, Шеф-редактор ports.com.ua
09 января 2018

В 2017 году ключевые тренды портовой перевалки Украины последних лет оказались сломаны.

Во-первых – порты показали вместо падения минимальный рост.

Во-вторых, вырос транзит.

В-третьих, драйвером стало не зерно.

Грузы на каботажных перевозках, которые были подушкой для падающей перевалки в 2014-2015 годах, вернулись на железную дорогу и таким образом доля каботажа больше не является такой значительной.

Незыблемым остался, наверное, главный тренд – постепенное снижение доли государственных стивидоров и рост частного сектора в перевалке. Здесь обошлось без сюрпризов.

Грузы

По оперативным данным АМПУ перевалка в портах выросла на 0,9% - до 132,9 млн тонн. Если раньше основными драйверами роста было зерно, то в 2017 году показатели отрасли спасли импортные поставки угля.

Зерна в этом году было перевалено 39,1 млн тонн, что лишь на 309 тысяч тонн меньше прошлогоднего показателя.

По-прежнему наблюдаются огромные проблемы из-за падения экспорта ГМК-грузов. Порты в 2017 году недосчитались 5,2 млн тонн руды

Самый большой прирост в процентах показали:

Нефть +71%

Уголь +78%

Стройматериалы +43,7%

Самый большой прирост в тоннах:

Уголь +4,7 млн тонн

Стройматериалы +1,8 млн тонн

Масло +847 тыс. Тонн

Нефть +420 тыс. Тонн

Самое большое падение в тоннах:

Руда – 5,2 млн тонн

Чёрные металлы – 1,8 млн тонн

Химические грузы налив. – 659 тыс. тонн

Что касается контейнеров, то после стремительного отскока от дна в 2016 году, показатели перевалки 2017 года стабилизировались на уровне 8 млн тонн (399 тыс. шт), что составляет рост в 2-3%.

Структура собственности стивидоров

Только каждая четвертая тонна грузов переваливается государством. На три четверти – это уже частный бизнес. В 2017 году тренд на увеличение доли частников в портовой отрасли Украины продолжился.

По оперативным данным АМПУ, в целом частный бизнес перевалил 98,2 млн тонн, или 74% от всей перевалки. Для сравнения в 2016 году частники вместе перевалили 93,3 млн тонн (70,8%), в 2015 – 95,7 млн тонн (66,7%)

Государственные стивидорные компании в 2017 году сократили перевалку на 9,6% - с 38,4 млн тонн до 34,7 млн тонн

Частные стивидоры на причалах АМПУ сократили перевалку на 1,9% - с 53,5 млн тонн до 52,5 млн тонн

А вот частные стивидорные компании на собственных причалах существенно подросли – плюс 14,9%. Им удалось увеличить перевалку с 39,8 млн тонн до 45,7 млн тонн.

Транзит отскочил от дна, каботаж ушел на ж/д

Экспорт снизился на 1,4% - до 98,75 млн тонн. В основном это руда и черные металлы.

Импорт за счет угля вырос на 29,1%. К слову импорт угля вырос на 64,2%. Впрочем, самый большой рост по импорту продемонстрировали стройматериалы +97,3%, что вернуло их на уровень 2015 году после значительного прошлогоднего провала.

Сюрпризом стал рост транзита на 14% - до 11,8 млн тонн. Транзит угля вырос в два раза, а зерна +24% - до 556 тыс. тонн. За два года транзит зерна вырос тоже в два раза.

Каботажные перевозки после реконструкции железнодорожного сообщения в направлении Мариуполя упали с 5,2 млн тонн до 1,8 млн тонн.

В целом, видно, что если бы не необходимость закупать уголь заграницей, то 2017 год украинские порты закончили бы падением на уровне 3-4%. Это говорит о том, что почивать на лаврах не стоит. Необходимо и в дальнейшем стимулировать приток транзитных грузов, а также развивать припортовую инфраструктуру.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать