Вверх

Кто имеет право работать в порту

Татьяна Титаренко, Директор юридич. компании LeGran.TT
02 февраля 2017

Насколько обязательно наличие субъекта хозяйствования в Реестре морских портов Украины и кто несете ответственность за подаваемые в Реестр данные.

Недавний конфликт Бердянского морского порта с ООО «Аскет Шиппинг» повлек дискуссию среди портовиков и экспертного сообщества на тему, кто имеет право работать на территории порта и называться портовым оператором, насколько обязательно наличие субъекта хозяйствования в Реестре морских портов Украины и кто несете ответственность за подаваемые в Реестр данные. Хотелось бы обратить внимание на некоторые важные моменты.

Право на труд

Ч. 2 ст.18 закона Украины «О морских портах» предусматривает, что в рамках морского порта имеют право функционировать субъекты хозяйствования всех форм собственности, деятельность которых связана с обслуживанием судов, пассажиров, грузов, а также предприятия, продукция и/или сырье которых транспортируется по территории и акватории порта.

Согласно ч. 3 ст.18 закона,  владельцы и/или пользователи технологически связанных объектов портовой инфраструктуры обязаны заключать между собой договоры, определяющие взаимные права и обязанности по организации и обеспечению непрерывности технологического процесса предоставления соответствующих услуг в морском порту и устанавливают единый порядок эксплуатации соответствующей инфраструктуры морского порта.

Таким образом, согласно закону о морских портах, субъект хозяйствования может предложить портовым операторам взаимовыгодное сотрудничество и осуществлять свою деятельность, согласно разделу IV закона, на равных условиях. А АМПУ, согласно п. 15 ст. 15 раздела III, уполномочена обеспечивать создание равных и конкурентных условий хозяйственной деятельности и получения услуг в морском порту. В законе также предусмотрено, что портовые операторы обязаны содействовать развитию конкуренции и не совершать действий, которые могут оказывать негативное влияние на конкурентную среду в морском порту.

В законе отсутствуют прямая норма, которая обязывает субъект хозяйствования к обязательному получению статуса портового оператора или которая определяет, что именно статус портового оператора  – обязательное условие или определяющий фактор для получения разрешения на работу в порту. Квинтэссенция  закона – создать равноправные условия для работы в порту субъектов хозяйствования всех форм собственности, деятельность которых связана с обслуживанием судов, пассажиров, грузов.

О статусе портового оператора

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 1 закона о портах  портовый оператор (стивидорная компания) – это субъект хозяйствования, осуществляющий эксплуатацию морского терминала, погрузочно-разгрузочные работы, обслуживание и хранение грузов, обслуживание судов и пассажиров, а также другие, связанные с этим виды хозяйственной деятельности.

Субъект хозяйствования, согласно ч. 1 ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины, – это участники хозяйственных отношений, осуществляющие хозяйственную деятельность, реализующие хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеющие отдельное имущество и несущие ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Стоит отметить еще один важный момент. В п.7 ч.1 ст. 1  закона о портах прописано определение морского терминала. Это – единый имущественный комплекс, включающий технологически связанные объекты портовой инфраструктуры, в том числе причалы, подъемно-транспортное и другое оборудование, обеспечивающее погрузку-разгрузку и хранение грузов, безопасную стоянку и обслуживания судов и пассажиров, он располагается в пределах морского порта. В законе также указано, что портовый оператор осуществляет эксплуатацию морского терминала. Под эксплуатацией понимается использование морского терминала, однако не прописано, что морской терминал в обязательном порядке должен находиться в праве собственности у портового оператора.

Выходит, отличие портового оператора от остальных субъектов хозяйствования, осуществляемых деятельность в морских портах, является наличие возможности действовать в рамках полного замкнутого цикла, включая причалы, и тем самым пользоваться привилегированным правом, предусмотренным законодательством, таким как – доступ к причалу, взимание портовых сборов и т.д.

О Реестре морских портов

Согласно п.7 ч.2 ст.6 закона о портах и п. 4 Порядка ведения Реестра морских портов Украины, утвержденном постановлением Кабинета министров Украины от 11.07.2013 №496,  в Реестр вносятся следующие сведения: перечень портовых операторов и услуг, которые они предоставляют (полное наименование, местонахождение и почтовый адрес, технические характеристики терминала) и другие данные. С одной стороны п. 4 Порядка определяет четкий перечень сведений, необходимых для внесения в Реестр, однако на нормативно-правовом уровне отсутствует четкий перечень документов, которые эти сведения подтверждают.

Что касается администрирования Реестра, согласно п. 2 Порядка, его администратором определено ГП «Администрация морских портов Украины». АМПУ собирает, ведет учет, обобщает, систематизирует, анализирует и проводит проверку сведений, представляемых администрациями морских портов, вносит сведения в Реестр или исключает из него, решает организационные вопросы в процессе его ведения, а также обеспечивает техническое и технологическое сопровождение Реестра, доступ к нему, сохранение и защиту данных.

В то же время, согласно п.9 Порядка ведения реестра, достоверность и полноту представленной информации для внесения сведений в Реестр обеспечивают субъекты хозяйствования, которые ее представляют в администрации морского порта. АМПУ, как администратор Реестра, согласно п.10 Порядка обеспечивает достоверность, полноту и своевременность внесения поданных ведомостей.

Итак, можно констатировать, что на законодательном уровне существуют очевидные  пробелы относительно проверки достоверности предоставленной информации и привлечения к ответственности за ее недостоверность. Также на нормативно-правовом уровне не предусмотрено, что наличие или отсутствие в Реестре морских портов предоставляет или лишает субъекта хозяйствования права работать в порту. 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать