Вверх

Они рискнули миллиардом долларов

Игорь Гошовский, Шеф-редактор ports.com.ua
07 июня 2017

Портовая отрасль Украины еще существует, в основном благодаря частному бизнесу

Пока в Верховной Раде традиционно занимаются блокированием реформ и жизненно необходимых для развития портовой отрасли законопроектов, частный бизнес на свой страх и риск вкладывает в портовую инфраструктуру Украины сотни миллионов долларов. Это делается, несмотря на отсутствие юридических гарантий неприкосновенности созданного им имущества, несмотря на перманентные наезды силовиков и множество коррупционных схем, построенных государственными органами с единственной целью – ради обогащения чиновников.

Частные предприниматели вкладывают огромные деньги в модернизацию портовых мощностей, создают конкурентные преимущества и таким образом сохраняют Украину на мировой карте в статусе морской державы. Они одновременно и первопроходцы сквозь неприступные джунгли украинского госрегулирования, и проводники для крупных зарубежных компаний.

Читайте Топ-20 частных портовых операторов Украины

Почему же украинские власти на законодательном уровне не создают благоприятных условий для частных инвесторов? Во-первых, из-за слабого понимания, что вообще происходит в портах. Во-вторых, из-за процветающего популизма коррупционеров.

«В морской отрасли в парламенте разбираются максимум 5-10 человек. Большинство даже не знает, что ГП «Одесский морской торговый порт» – это стивидорная компания», – такое откровение заместителя главы транспортного комитета Верховной Рады Бориса Козыря хорошо иллюстрирует уровень понимания проблем отрасли представителями той ветви власти, в обязанности которой входит утверждение реформаторских инициатив на законодательном уровне. Все на самом деле очень печально, и удивляться тому, что законопроект о концессии до сих пор имеет весьма туманные перспективы или что госстивидоры до сих пор не выведены из-под запрета на приватизацию, наверное, не стоит. Депутаты, как и их избиратели, легко поддаются гипнозу популизма, распространяемого теми, кто оседлал государственные активы и собирает с них вершки в свой карман.

Еще легче они поддаются гипнозу «заряженных» деньгами решений. Уже экс-глава Фонда Государственного имущества Украины Игорь Билоус рассказывает, что народные депутаты аргументировали нецелесообразность приватизации того или иного государственного актива тем, что это уже де-факто чей-то семейный бизнес, который нельзя разрушать. Он не имел в виду портовую отрасль, но и здесь это имеет место быть.

Тем не менее, рынок берет свое, и в портовой отрасли Украины частный бизнес с каждым годом только наращивает доминирование в перевалке грузов. За пять лет доля государственной перевалки сократилась с 39% до 22%. В 2016 году государственные стивидоры потеряли каждую пятую тонну, тогда как в частном секторе наблюдается более стабильная ситуация. При этом три частных зерновых терминала – «ТИС-Зерно», «Бруклин-Киев» и «Нибулон» – суммарно обеспечивают 39% всего экспорта зерна Украины.

Мы решили рассказать о первой двадцатке крупнейших частных стивидоров Украины по грузообороту. Эта двадцатка переваливает 82 млн тонн грузов в год, а ее суммарные вложения в модернизацию отрасли превышают миллиард долларов. Если бы поместить этот объем груза в условные полувагоны, то длина поезда достигала бы 16,5 тыс. километров (для сравнения, расстояние от Лиссабона до Владивостока – 13,6 тыс. километров).

У нас нет сомнений, что в мае 2018 года обновленные показатели работы этой «двадцатки» будут еще больше, как и доля частных стивидоров в общей перевалке грузов. Ведь грузовладельцы умеют считать деньги. Есть также определенные надежды на то, что через год мы увидим в этом рейтинге много новых компаний. И мы с радостью вам о них расскажем.

Читайте Топ-20 частных портовых операторов Украины

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать