Вверх

Особенности новой методики расчетов портовых сборов

Татьяна Титаренко, Директор юридич. компании LeGran.TT
13 июня 2016

Проект Мининфраструктуры о методике расчетов ставок портовых сборов выглядит как попытка оправдать высокую стоимость судозаходов в украинские гавани.

Портовые сборы давно стали камнем преткновения среди судовладельцев и других участников рынка грузоперевозок. Общеизвестный факт: в Украине самые высокие ставки портовых сборов среди стран Черного моря. Чрезмерно большие ставки, как и их количество (в настоящее время с клиентов гаваней взимается 7 различных сборов), не способствует привлечению иностранных судовладельцев в украинские порты и делает Украину неконкурентоспособной в данной отрасли.

При этом причины аномально высоких ставок портовых сборов остаются неясными, так как на сегодняшний день до сих пор не существует нормативного обоснования их расчета. Приказом Министерства инфраструктуры Украины (МИУ) № 316 от 27.05.2013 утвержден «Порядок учета и использования средств от портовых сборов».

МИУ попыталось исправить ситуацию, и недавно общественности был представлен проект Методики расчета ставок портовых сборов. В целом, идею прибегнуть к экономически обоснованному подходу вместо того, чтобы брать цифры с потолка, можно назвать похвальной. Однако при детальном анализе Методики обнаруживается, что новая инициатива министерства, если и не приведет к повышению ставок портовых сборов, то оставит их на прежнем уровне.

Исходя из проекта Методики, ставки портовых сборов будут зависеть, помимо валового объема судна, от трех величин:

— размера средств, направленных на покрытие эксплуатационных затрат инфраструктуры;

— размера средств, направленных на воспроизведение объектов портовой инфраструктуры;

— размера средств, направленных на возврат инвестиций, направленных на развитие портовой инфраструктуры.

Чтобы экономически обосновать плату за судозаход, необходимо показать в документе себестоимость услуг. Вместо этого большая часть методики посвящена порядку использования полученных средств.

При этом Методика не раскрывает ни содержание вышеуказанных формулировок, ни порядок расчета каждой составляющей. Более того, остается загадкой направление средств с портовых сборов на «возврат инвестиций, направленных на развитие портовой инфраструктуры». То есть судовладельцы уже сегодня должны будут покрывать некие мнимые затраты будущих инвесторов, для которых сегодня фактически отсутствует прозрачный механизм инвестирования средств в портовую инфраструктуру, вследствие чего после принятия Закона «О морских портах» не был реализован ни один инфраструктурный проект с привлечением частных инвестиций. Из Раздела 3 документа следует, что ставки портовых сборов рассчитываются исходя из размера предполагаемых затрат. Однако статьи расходов по каждому портовому сбору противоречит ч. 1 ст. 21 Закона «О морских портах Украины».

В частности, данная статья указывает, что тарифы на специализированные услуги, предоставляемые в морском порту субъектами естественных монополий, и услуги, которые оплачиваются в составе портовых сборов, подлежат государственному регулированию национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта.

Исходя из этого, в составе портовых сборов могут оплачиваться только услуги. Для того, чтобы экономически обосновать плату за судозаход, необходимо показать в документе себестоимость данных услуг. Однако вместо этого большая часть Методики посвящена использованию полученных средств, хотя эти направления уже расписаны в порядке, утвержденном приказом МИУ №316 от 27.05.2013. В итоге судовладелец так и не получает четкого ответа на вопрос, какую услугу он оплачивает, и из чего складывается ее стоимость. Вместо этого он видит, что финансирует за свой счет определенные виды работ: судоподъемные и подводно-технические, дноуглубительные, ремонтные, гидрографические и т.д. Более того, в состав каждого портового сбора заложен расход на содержание персонала.

Не вдаваясь в теоретический анализ отличий услуг от работ, следует сказать, сами статьи расходов не новы, и, как сказано выше, все они взяты из «Порядка учета и использования средств от портовых сборов», утвержденного приказом МИУ № 316 от 27.05.2013.

Таким образом, вместо того чтобы создать новую, прозрачную систему ценообразования, МИУ фактически пытается обосновать непомерный размер сборов экономически, изначально включив туда как можно больше расходных составляющих. В итоге, при любом недовольстве со стороны бизнеса можно будет сослаться на экономическую обоснованность сборов, рассчитанных по формулам. Судовладельцам же не останется ничего иного, как содержать весь порт за свой счет, включая персонал. По сути дела, это происходит уже сегодня.

Отдельный раздел Методики посвящен предоставлению скидок на портовые сборы. К сожалению, он также оставляет желать лучшего. Во-первых, учитывая последних тенденций на рынке грузоперевозок в стране и мире, в документе заложен старый и неэффективный подход. В частности, предложено пересматривать размеры скидок один раз в три года для транзита и раз в год – для линии заграничного плавания. Однако в условиях кризиса и падения грузопотоков такой шаг выглядит не вполне логичным. Одной из причин неконкурентоспособности портов была негибкая тарифная политика, которая не позволяла им оперативно реагировать на рыночные изменения. Во-вторых, согласно новой методике, с такой периодичностью будет меняться (или сохраняться на прежнем уровне) скидка на транзитные грузы.

Но с учетом сегодняшних реалий, когда карта грузопотоков существенно изменилась, объемы транзитных грузов в январе-мае 2016 года упали на 50%, а их доля в общем количестве составила всего 8,22%. Если основная цель документа – повышение конкурентоспособности портов, то тарифную политику необходимо усовершенствовать, сделав ее выгодной для судовладельцев, а не для государства.

Хочется надеяться, что Методика в текущей редакции – лишь пробный вариант на пути к положительным изменениям. По нашему мнению, попытка применения экономических формул имеет право на жизнь. Однако целью таких формул должно быть не обоснование существующей системы, а создание новых условий для привлечения иностранных компаний в Украину.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать