Вверх

Помирит ли морской реестр «речников»

Андрей Муравский, Журналист "Порты Украины"
19 мая 2017

Такой реестр предусматривает меньшую налоговую нагрузку, чем у «классического» национального реестра.

В последнее время активизировалось обсуждение законопроекта «О внутреннем водном транспорте». Ожидается, что уже в ближайшее время он будет подан на рассмотрение в Верховную Раду. Ранее депутаты отправили его на доработку. Потому, что в нем были базовые пункты, которые не устраивают часть участников рынка. В частности, это допуск к каботажу судов под иностранным флагом. Возможно, теперь компромиссом станет введение второго морского реестра. Он позволит допустить на украинские реки суда под отечественным флагом, для которых будут созданны условия более мягкие, чем для судов, зергистрированных в действующем морском реестре.

Именно второй реестр стал ответом Есросоюза странам «удобного флага»: в 70-е годы европейские судовладельцы массово выводили свой флот в оффшоры. Такой реестр предусматривает меньшую налоговую нагрузку, чем у «классического» национального реестра. К примеру, в Латвии моряки и их работодатели платят социальный и прочие налоги на основе минимального оклада, а в Швеции судовладельцы не платят соцналог вообще.

«Для  судовладельцев создаются льготные условия. НДС и налог на прибыль заменяются тоннажным сбором. Оплачивается фиксированная ставка в зависимости от размера судна и платится раз в год. Допускается владение иностранцем. Сдвигаются возрастные рамки судов (шаг навстречу владельцем старых судов, чтобы они могли оперировать ими законно) и т.д.», – перечисляет старший юрист компании Interlegal Андрей Перепелица.

Он добавляет, что второй реестр – это еще и прозрачная схема регистрации залога. «У нас процедура сильно отличается от междунапрдной практики. Иностранные банки не всегда понимают, как этот залог в Украине потом можно забрать. Так что это даст возможность привлекать банковское финансирование. Денег для инвестиций в украинский флот масса, но уходят они туда, где есть система залогов и реальная экономия издержек судовладельцев, где нормальная морская администрация», – уверяет Перепелица.

То, что такой вариант может примирить тех, у кого есть флот под национальным флагом (как «Нибулон»), и тех, кто испытывает его дефицит (как «Гермес Трейдинг»), выглядит вполне реалистично. Так, ассоциация судостроителей Украины «Укрсудпром» выступила против свободного доступа иностранного флота на внутренние пути. А вот идею введения второго реестра приветствует.

По сути, в первую очередь второй реестр может помочь вернуть под украинский флаг и на украинские реки суда тех владельцев, которые будут готовы длительный период работать конкретно в Украине. И, по крайней мере, часть флота отсюда же уйдет через несколько лет на слом. Возможно, некоторые агротрейдеры даже приобретут суда конкретно для транспортировки своего зерна.

Однако стоит ли рассчитывать на значительный приток судов на украинские реки? Здесь есть вопросы. Например, какими будут ограничения по возрасту для судов второго реестра. Потому что откровенно старый флот вряд ли впустят на реки. А по словам некоторых участников рынка, даже если создать привлекательные условия для ныне чужого флота, все равно есть дефицит судов, которые были бы эффективны в каботаже.

Как показывает опыт других стран, для того, чтобы это работало, нужно хорошо проработать законодательство. К примеру, в России второй морской реестр ввели в 2005 году, но еще два года после этого необходимые для полноценной работы реестра подзаконные акты не были приняты, оставалось много пробелов. Таких, как поправки в закон о страховании, позволяющие компаниям, владеющими занесенными в РМРС судами, страховать их в международных компаниях. Судовладельцы не спешили переводить свой флот под российский флаг, и даже спустя десятилетие львиная доля оставалась под удобными флагами.

Тем не менее, эксперты уверяют, что государства, которые ввели второй реестр, в основном получили позитивный результат. Число же вторых морских реестров в мире только увеличивается. В 2013 году его ввели в Казахстане. В числе его преимуществ – возможность регистрации судна в реестре, даже если оно в залоге, для чего нужно лишь письменное согласие залогодержателя.

Вернуть флот вознамерилось даже правительство Эстонии, которая сейчас является единственной морской страной ЕС вообще без собственного торгового судна (хотя к моменту приватизации в 1997 году в пароходстве оставалось чуть более 40 судов). В начале 2017 года кабинет министров Эстонии поручил профильному министерству разработать точный план действий, законопроекты будут поданы в парламент. Как сообщает ИА REGNUM, в планах эстонских чиновников – минимизация социального налога, введение налога на тоннаж и т.д.

Украина же от мировых трендов отстает. По информации «Портов Украины», пункта о международном морском реестре в обновленном законопроекте нет. Как говорит президент ассоциации судостроителей Виктор Лисицкий, для создания реестра нужен отдельный законопроект. И напоминает, что «Укрсудпром» сам предлагал правительству создать морской реестр еще несколько лет назад.  

«В 2010 году профессионалы морехозяйственного комплекса предложили внести в Налоговый Кодекс главу о «Специальных режимах налогообложения субъектов хозяйствования морехозяйственного комплекса». Более половины предложений в ней заняли ранее выполненные наработки Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины. Они были формализованны в виде законопроекта «О Международномреестре судов Украины», – вспоминает Лисицкий. Но все это так и не получило развития.

В Мининфраструктуры не против создать более привлекательные условия флоту под национальным флагом, чтобы они могли составить на ВВП достойную конкуренцию иностранным флагам, если их допустят к катотажу. Но внести изменения в налоговый и таможенный кодексы Украины – это целое дело. Для судостроителей пять лет назад был принят закон «О проведении экономического эксперимента в сфере государственной поддержки судостроительной промышленности». Но поскольку изменения в кодексы так и не были внесены, реальной помощи отрасль так и не ощутила.

И последнее: смахнуть пыль с папок и перезапустить законопроект о международном морском реестре можно, но это требует времени. Голосоваться одновременно с «речным» законом он не будет. А это, судя по всему, не устраивает тех, кто ждет, что закон примут уже в обозримом будущем. С другой стороны, найти компромисс в рамках одного законопроекта, как мы помним, сложно. Но, может быть, угроза того, что он из-за этого снова провалится, таки воскресит законопроект о морском реестре?

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать