Вверх

Что такое «UZ Cargo» и зачем оно нужно

Игорь Гошовский, Шеф-редактор ports.com.ua
26 июля 2016

К концу года в Украине может быть создана крупнейшая в Европе грузовая ж/д компания.

Глава «Укрзализныци» Войцех Бальчун сегодня заявил о намерении создать «UZ Cargo International» уже в течение ближайшего полугодия. Менеджер высказал уверенность в том, что новая компания в дальнейшем станет «современным европейским железнодорожным чемпионом». Больше об этом проекте пока ничего неизвестно помимо того, что с момента своего создания по объему грузов «Укрзализныця Карго» автоматически станет грузовой ж/д компанией номер один в Европе.

Впрочем, учитывая, что над созданием компании работают польские специалисты (в том числе и Залесный Марек Роберт), которые реформировали PKP Сargo, можно на примере этой компании понять, куда поедет и «UZ Cargo».

Необходимость создания грузовой компании в УЗ продиктована планом реформирования «Укрзализныци», а также подписанием соглашения об ассоциации с ЕС. Если придерживаться этого соглашения, то спустя некоторое время железнодорожный рынок Украины станет доступен для европейских компаний, и наоборот. Это обеспечит новые возможности для «Укрзализныци» в случае, если к моменту либерализации рынка компания сумеет быть конкурентноспособной.

3 сентября 2015 года тогдашний министр инфраструктуры Андрей Пивоварский анонсировал создание грузовой компании в УЗ и сказал, что для этого привлечен эксперт из Германии Штефан Хофсаес.

Немецкий специалист в одном из своих интервью рассказал, что «Укрзализныця» имеет экономические преимущества по сравнению с DB Schenker, которая работает из Германии, и поэтому имеет более высокие затраты на персонал. С другой стороны, DB Schenker перевозит гораздо меньший объем грузов, чем «Укрзализныця», но ее доход от грузов по-прежнему значительно выше – около 5 млрд евро.

«Если говорить о DB Schenker или, например, о OBB, они начинали как железнодорожные операторы, в настоящее время они являются, скорее, логистическими компаниями, которые используют свой потенциал по логистической цепочке. Их бизнес изменился от перевозки тяжелых грузов на все более и более интермодальные контейнерные перевозки и другие логистические услуги», — рассказывал Хофсаес.

Впрочем, чтобы понять, что из себя будет представлять UZ Cargo, лучше проанализировать деятельность польской PKP Cargo.

Интересно, что будущая UZ Cargo в силу географии будет вынуждена конкурировать именно с PKP Cargo. Ведь вокруг Украины либерализация железных дорог коснулась только Польши и остальных стран Центральной Европы.

Экс-глава PKP Cargo, а теперь глава «Укрзализныци» Войцех Бальчун еще за месяц до своего назначения в Украине рассказывал мне, что создание UZ Cargo будет в его приоритете, при этом особенное внимание будет уделяться улучшению подвижного состава, чтобы грузоотправители были довольны. «Таким способом мы будем укреплять собственную конкурентоспособность. Каждая компания должна руководствоваться такой философией», — отмечал Бальчун.

И так, какое место в Польше и Европе сейчас занимает PKP Cargo. Компания была создана еще в 2001 году и после 12 лет активного реформирования и подготовки первой в Евросоюзе среди железнодорожных компаний вышла на биржу. IPO оказалось очень успешным. Это был один из самых громких дебютов на фондовой бирже 2013 года. Сейчас PKP Cargo является второй по объемах ж/д компанией ЕС, после Deutsche Bahn. На внутреннем рынке компании пока удается удержать долю перевозок в тоннаже на уровне 47% (первое место).

Компания очень четко придерживается стратегии расширения бизнеса за пределами Польши и планирует увеличить долю грузоперевозок за рубежом до 22%. Основная ставка в этом процессе делается на страны Центральной и Южной Европы.

PKP Cargo работает в ряде стран Европы, а именно: в Чехии и Германии – с 2010 года, в Словакии – с 2011 года, в Австрии и Бельгии – с 2012 года, в Литве — с 2014 года, а с 2015 года и в Словении, Хорватии, Румынии и Болгарии. Главная удача за рубежом – получение доступа к порту Роттердам.

Интересно, что будущая UZ Cargo в силу географии будет вынуждена конкурировать именно с PKP Cargo. Ведь вокруг Украины либерализация железных дорог коснулась только Польши и остальных стран Центральной Европы, где польский оператор именно сейчас активно наращивает свое присутствие.

При конкурентной борьбе большую роль играет качество подвижного состава. Например, у PKP Cargo с момента выхода на международный рынок он сильно проигрывал остальным перевозчикам. Несмотря на большие финансовые вливания в его обновления по состоянию на 2014 год средний возраст локомотивов PKP Cargo превышал 30 лет. На общеевропейском фоне он смотрится старовато. Не удивительно, что не все локомотивы перевозчика могут ездить за рубежом. Для улучшения ситуации было объявлено о закупке 10 новых локомотивов стоимостью около 50 млне вро. Руководство компании не скрывает, что данная покупка осуществляется с прицелом на перевозки в Западной Европе. Также требует обновления и вагонный парк. Впрочем, сейчас поляки вполне успешно решают данную проблему.

То в каком состоянии будет подвижной состав нашей UZ Cargo в момент создания понять не трудно. По разным оценкам, более 80% уже подлежат списанию. Не удивительно, что все крупнейшие мировые производители локомотивов от Bombardier до Siemens и Alstom пытаются сейчас зайти в Украину со своей продукцией.

Но главное, что после создания UZ Cargo украинскому правительству придется отказаться от нынешней схемы, при которой убытки от пассажирских перевозок покрываются за счет грузовых. Новая компания либо будет тратить заработанные деньги сугубо на себя, либо она не сможет конкурировать, и тогда мы потеряем национального железнодорожного перевозчика, а внутренний рынок возьмут под контроль западные операторы.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать